Поэтесса Татьяна Назарова: «Многие уверены, что песню «Ах, какая женщина!» написала не я, а Сергей Есенин»
Если песня популярна на протяжении двух-трех лет, это считается творческой удачей автора. Шлягер «Ах, какая женщина!» с неизменным успехом исполняется вот уже пятнадцать лет. Текст суперхита Татьяна Назарова сочинила в Полтаве, во время тесного сотрудничества с группой «Фристайл». Музыку к песне написал руководитель коллектива Анатолий Розанов. Изначально композиция предназначалась для Феликса Царикати, который заказал песню о любви. Но Симон Осиашвили (автор хитов «Не сыпь мне соль на рану», «Дорогие мои старики») посоветовал Розанову оставить песню себе. Впервые ее спел тогдашний солист «Фристайла» Сергей Дубровин.
«В Сочи я часто слышала вдогонку: «Вах, какая женщина! Мне б такую!»
- Ах, какая женщина! — делаю искренний, хотя и неоригинальный комплимент роскошной блондинке с длинными вьющимися волосами.
— На пятьдесят лет себя не чувствую. И не выгляжу, хотя никаких усилий для улучшения внешнего вида не прикладываю. Повезло с генетикой. О пластических операциях речь даже не идет. У меня все свое на сто процентов (смеется).
- Не приемлете пластику?
— За последнее время узнала столько негативного о пластической хирургии, столько, оказывается, жизней сломано в результате радикальных вмешательств. Причем в крупных городах. А в моем родном Сочи всего одна клиника пластической хирургии, поэтому риск нарваться на непрофессионалов еще выше. Когда, представляясь автором стихов песни «Ах, какая женщина!», почувствую, что уже не вызываю эмоций, соответствующих этим словам, тогда и решусь, возможно, кое-что подкорректировать.
- И с лишним весом не боретесь? Никаких таблеток не пьете?
— Знаете, есть птицы воробьи, а есть лебеди. Лебедь, изнуряющий себя диетой, никогда не достигнет размеров воробья. Видимо, я лебедь.
- Таня, где вы отпраздновали юбилей?
— Накануне дня рождения у меня состоялся концерт в Звездном городке, а на следующий день друзья в Москве «подарили» ресторан. С живым огнем в камине, свечами — настоящий замок. Пришли те, кто был свободен от гастролей: Феликс Царикати, продюсер Сергей Харин, Алиса Мон, моя подруга Людмила Афанасьева — профессор, одна из лучших педагогов по вокалу в России Кто не смог приехать, поздравили по телефону.
- Что дарили?
— Цветы, песни, меха, бриллианты и жемчуга. То, что мило сердцу любой женщины.
- А сами себе какой-то подарок сделали?
— Как раз перед днем рождения запатентовала бренд «Ах, какая женщина!». На тот случай, если под этой маркой будут выпускаться парфюмерия, косметика, кондитерские изделия, алкогольные напитки. Приходит, например, мужчина к своей любимой, ставит на стол бутылку шампанского с названием «Ах, какая женщина!» — и сразу понятно, что он хотел сказать. Им радость, а мне проценты. Скоро в продаже должна появиться музыкальная шкатулка с этим названием.
- Вы сами не поете эту песню?
— Нет, уж больно она мужская.
- Значит, написать мужские стихи было проще?
— Многие и сейчас уверены, что автором песни является мужчина. Кое-кто утверждает, что стихи написал Сергей Есенин. А случилось все вот как. Когда я начала думать, что бы такое сочинить для Феликса Царикати, мужчины с кавказским темпераментом, вспомнила (наверное, потому, что выросла на юге) фразу, которую очень часто слышала вдогонку: «Вах, какая женщина! Мне б такую!» Потом вспомнились слова из «Двенадцати стульев»: «Знойная женщина — мечта поэта!» Я поняла, что, развив эту тему, можно построить песню.
«Для группы «Фристайл» написала 30 песен»
- Чем вы объясняете ее ошеломляющий успех?
— Тем, что она написана не о ком-то конкретном. Каждый «примеряет» песню на себя.
- С «Фристайлом», насколько мне известно, вы расстались.
- Да, еще тринадцать лет назад. Но наши песни того периода до сих пор живы. Это «Кораблик любви», «С днем рождения, мама», «Три сосны», «Фонари». А «Больно мне, больно» в исполнении Вадима Казаченко (на фото) до сих пор встречают овациями. Вадим сейчас по всей России с гастролями ездит, у него замечательный новый репертуар.
За семь лет работы в соавторстве с Анатолием Розановым я написала для группы «Фристайл» тридцать песен. Розанов прекрасный мелодист, я не уменьшаю его достоинств как композитора. Но как продюсер Он отдавал предпочтение безропотно преданным и не ценил талантливых и харизматичных певцов. Использовал этих людей по максимуму, а платил по минимуму. Поэтому яркие участники ушли.
Завершив работу над восьмым альбомом группы, мы с мужем (он у меня полтавчанин, в Полтаве родилась и наша дочь Маша) уехали на мою родину — в Сочи. Я была поражена, что наш уход был воспринят как «побег с поля боя» и предательство. Тут же поставили в упрек, что мы с Володей три года находились в доме у Розанова, который нас «приютил», поскольку нам негде было жить. Если бы нормально платили, мы могли бы спокойно снимать квартиру.
А за последний альбом Розанов вообще рассчитался с нами автомобилем (»шестеркой»), который был угнан. Когда это открылось, нам с мужем пришлось продать однокомнатную квартиру в Полтаве, чтобы погасить судебные издержки. Ни у кого из «Фристайла» даже мысли не возникло компенсировать наши потери. Наоборот, как я предполагаю, все тихо радовались такому повороту событий.
Сами понимаете, какие теперь у нас могут быть отношения. Все эти годы продолжалась вялотекущая «холодная война». В 2008 году мой соавтор Анатолий Розанов не дал разрешения на показ песни «Ах, какая женщина!» в исполнении бывших солистов «Фристайла» Вадима Казаченко и Сергея Дубровина в телепроекте НТВ «Ты — суперстар». О том, что такие переговоры с каналом велись, меня как автора текста никто не поставил в известность. Розанов все решил сам, представляя ситуацию так, будто он один является обладателем исключительных прав на эту песню. Очень обидно. Тем более что слова мною были написаны раньше, чем музыка.
В прошлом году Вадима Казаченко пригласили на Первый канал. В проекте «ДОстояние РЕспублики» ему предложили исполнить песню за три часа до эфира. И снова был скандал. Уже в прессе. Мой соавтор возмущался, что исполнять песню позвали не группу «Фристайл», а ее бывшего солиста. Розанов заявил, что не давал разрешения Вадиму на выступление. Хотя по закону автор, зарегистрированный в Российском авторском обществе и передавший ему права на управление, не может никому запретить петь свои песни. Зачем тогда их писать? Это абсурд!
В мае нынешнего года мне сообщили на канале НТВ, что группа «Фристайл» приняла участие в съемке программы «Звезды ретро-90-х». Прислали договор, на котором я должна была поставить подпись, что не возражаю против исполнения песни «Ах, какая женщина!». Я уже готова была подписать документ, но случайно узнала от продюсера телеканала ТВ-Шансон Валерия Макущенко, что ему звонил Розанов и требовал запретить показ на канале моего авторского концерта. Поэтому присланный НТВ договор я не подписала.
Не я начала эту войну. Понимаю, что путь обоюдных запретов ведет в тупик. Но Розанов должен понять, что мы с ним равноправны и нужно договариваться на паритетных условиях. В шоу-бизнесе не может быть друзей и подружек, это просто невозможно. Есть только рабочие отношения. Известные исполнители рассорились со своими постоянными авторами, в общем, каждый сам за себя. Я это давно поняла и отдаю песни только тогда, когда поступают достойные предложения. В основном пишу для себя. Тем более что очень соскучилась по сольному пению. На сцене с удовольствием общаюсь с публикой, делюсь со зрителем своими мыслями, наблюдениями, рассказываю всякие истории, читаю стихи.
«Для марша Победы «Салют героям!» ищу достойного исполнителя»
- Манеру ваших выступлений порой сравнивают со стилем Аллы Пугачевой.
— Мне это, конечно, льстит. Но никто не может сравниться с Примадонной. Она — особое явление на эстраде. Когда я в шестнадцать лет впервые услышала ее «Арлекино», была потрясена. До этого моим кумиром была Людмила Зыкина. Я воспринимала только народную песню, а тут вдруг поняла, что существует и другой жанр.
- В репертуаре Аллы Пугачевой до сих пор остается ваша «Игра», написанная в соавторстве с Игорем Крутым.
— Да, это тоже одна из творческих удач. Песней «Живи спокойно, страна!» Алла Борисовна заканчивает свои концерты, а «Игру» исполняет предпоследней: «Если жизнь — большая сцена, сцена — маленькая жизнь». Хотя изначально мои стихи были о другом — о женском терпении и всепрощении. Я их показала Игорю Крутому, он написал на них музыку и решил предложить песню Пугачевой. Примадонна взяла ее, но с оговоркой, что текст будет переделан. Она видит его по-другому. В новой редакции получилась песня о непростой судьбе артистки, что полностью удовлетворило Аллу Борисовну.
- Вы ведь сочиняли для многих популярных артистов: Ларисы Долиной (на фото), Николая Баскова, Ирины Аллегровой, Алены Апиной, сестер Зайцевых, покойной Валентины Толкуновой.
— Мне очень нравилось, как Валентина Толкунова исполняла мою «Бессердечную». На концертах наблюдала, что зрители слушают певицу, затаив дыхание. Добрая, светлая, открытая Валентина Толкунова была полностью лишена эпатажа, того, что называют звездной болезнью. На память о великой певице у меня остался прекрасный календарь с фотографиями Толкуновой, где она молодая и красивая.
- О чем пишете сейчас?
— Недавно закончила работу над вторым сольным альбомом «Птица- Любовь», его презентация состоялась в Зимнем театре в Сочи. Очень горжусь одной из последних своих работ — маршем победы «Салют героям!». Написала его к 65-летию Победы. Записав марш тридцатого апреля, разослала его по московским радиостанциям. Увы, все они проигнорировали мое предложение. Марш вернулся в Россию из Индии. Своим друзьям, которые служат в российском посольстве в Индии, отправила запись в качестве поздравления с предстоящим праздником, и они включили ее на дипломатическом приеме. Песня имела успех у наших дипломатов, заметка об этом событии была размещена на информационном сайте МИДа. И уже 9 Мая марш прозвучал на радиостанциях Ульяновска, Краснодара, Новороссийска, а в Сочи я сама спела его во время праздничного концерта на площади у мэрии. Теперь мечтаю найти для этой песни достойного исполнителя-мужчину.
19542Читайте нас у Facebook