Звезда кино Наталья Фатеева: «В фильме «Три плюс два» я так вошла в роль дрессировщицы, что забыла о всякой опасности. И вдруг острые когти тигра проехались по моему плечу»
На счету Натальи Фатеевой около 70 ролей в кино. Миллионам зрителей полюбились картины «Три плюс два», «Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя», «Человек с бульвара Капуцинов». Фатееву не зря называли секс-символом советского кино, даже теперь, в 75 лет, Наталья Николаевна выглядит прекрасно: обаятельная, улыбчивая. В Киев знаменитая актриса приехала с творческим вечером. Именно в Украине ровно 55 лет назад и началась ее актерская карьера.
«Во время съемок мне пришлось купаться в море при температуре воздуха ноль градусов»
- Наталья Николаевна, вас можно поздравить с творческим юбилеем!
- Спасибо! Вдвойне приятно, что мое творческое крещение состоялось именно в Киеве. Ровно 55 лет назад, когда я была студенткой Харьковского театрального института, меня пригласили сниматься в кино. Это была картина «Есть такой парень». Должна признаться, работа в кино поразила полным отсутствием того, о чем я мечтала. Мне казалось, кино — это невероятно интересное занятие, необыкновенные люди, потрясающий труд.
Съемки проходили в Пуще-Водице. С ужасом вспоминаю вопиющий непрофессионализм, из-за осветительных приборов я тогда чуть не лишилась зрения. Просыпалась ночью от боли в глазах, было ощущение, что в них попал песок. Но это оказались еще цветочки, потом начался вообще тихий ужас. В кино очень часто не успевают вовремя снять лето, и съемки заканчиваются, когда наступают холода. Вот и мы снимали лето в ноябре. Уехали в Крым, но в тот год там было очень холодно, к тому же я оказалась совершенно без теплых вещей. Чтобы не заболела, меня поили спиртным. Водку в меня вливали, как в гуся. За полтора месяца съемок я поправилась на 12 килограммов. А заканчивали снимать фильм в Гаграх. На улице ноль градусов, а мне по сценарию надо купаться в море. Причем я должна была доплыть до какого-то камня и взобраться на него. Участники группы стояли на берегу в теплых одеждах и подбадривали: «Ничего, молодая, первый раз снимаешься в кино, должна быть счастливой». Меня бросили в воду, до камня я доплыла, но назад уже вернуться не могла, поскольку руки и ноги одеревенели. Конечно, удовольствие сомнительное.
- Думаю, мечтая стать актрисой, вы и не догадывались о таких издержках профессии.
- Я пошла в школу, когда началась война. Это были нелегкие годы, но я уже тогда мечтала стать актрисой, правда, еще не знала, какой именно. Книг было мало, фильмов тоже, а в театр я впервые попала в Свердловске, куда нас эвакуировали.
- Вы ведь родом из Украины?
- Да, и очень горжусь этим. В России всегда подчеркиваю, что наполовину украинка. Я родилась в Харькове, там же училась в школе. Поступила в Харьковский театральный институт на курс Бориса Сердюка, но проучилась там лишь три года. Мне повезло, попала в кино. После первой же картины перевелась во ВГИК, сразу на четвертый курс. Училась у Сергея Герасимова. Впервые в истории этого вуза меня взяли без прослушивания.
- Сразу сложился роман с кино?
- К счастью, да. Будучи студенткой, уже начала работать на «Мосфильме». Сперва в картину «Случай на шахте восемь» меня пригласил Владимир Басов (первый муж актрисы и отец ее сына Владимира. — Авт. ), потом сыграла в фильме «Дело пестрых». После окончания института получила приглашение в Театр имени Ермоловой.
«Пырьеву что-то не понравилось, и он разорвал на мне блузку»
- Вам посчастливилось поработать с выдающимися режиссерами.
- Подарком судьбы была для меня встреча с Иваном Пырьевым. Правда, тогда я не очень это ценила, только сейчас понимаю, какого масштаба это был режиссер. Иван Александрович запускал картину «Наш общий друг». Пырьев, человек зрелого возраста, полюбил молодую актрису Людмилу Марченко. Решил сделать картину для своей возлюбленной, но в последний момент между ними произошел какой-то разлад. И вот меня пригласили на встречу с Иваном Александровичем, чтобы попробовать на главную роль. Я, конечно, на колхозницу мало походила, но у режиссера было свое видение. Поняла, что попала в жуткую ситуацию, потому что не смогу быть Людой Марченко, но и отказаться не получится. Пырьев ведь был директором студии «Мосфильм» и человеком очень крутым, о нем ходило много всяких баек и историй.
Я решила не ложиться спать, чтобы утром плохо выглядеть на пробах. Пошла в гости к знакомым, которые ведут ночной образ жизни, и просидела там до утра. Но что такое бессонная ночь для молодой девушки? Утром, как всегда, у меня были красные щеки, синие глаза, полные губы. Пырьеву что-то не понравилось в моем костюме, он подошел и просто разорвал на мне блузку. Тогда я с ужасом подумала: какой кошмар, что меня ожидает. Но меня утвердили.
- С Говорухиным как вам работалось?
- Со Станиславом Сергеевичем мы долгое время были в добрых творческих отношениях, дружили. Потом, правда, разошлись из-за политических убеждений. Два года не здоровались друг с другом (смеется). Если у меня не было ролей, я озвучивала героинь его фильмов. Когда Говорухин начал снимать «Место встречи изменить нельзя», то пригласил меня на роль любовницы Фокса.
«Звезда французского кино Жанна Моро меня возненавидела»
- А партнеры, с которыми не ладили на площадке, были?
- О да! Была у меня значительная работа «Анна Карамазофф». К сожалению, наши зрители не увидели эту картину, она находится где-то в архивах Парижа. Снимал ее режиссер Рустам Хандамов, а моей партнершей была французская кинозвезда Жанна Моро, сыгравшая главную роль. В фильме есть эпизод, когда моя героиня возвращается домой и застает там воровку, которую играла Жанна. Я должна за ней бежать, срывать с нее плащ На репетиции я вошла в роль и как схвачу за шиворот Моро, забыв, что передо мною стоит звезда мирового кино! Она аж обалдела от того, что я ПОЗВОЛИЛА себе такую вольность, и с тех пор возненавидела меня! Начали мы снимать. Жанна была готова растерзать меня, как пантера или львица. ЧТО она вытворяла!.. Я была вся в синяках и царапинах. Меня разбирал смех, ведь понимала, что виновата перед ней, но изменить уже ничего нельзя. Конечно, извинилась потом перед ней, но это ничего не дало.
- Есть роли, которые хотелось бы сыграть, но пока не удалось?
- Всегда мечтала сыграть в комедиях Шекспира, Лопе де Вега, но не удалось. Хотя в моей жизни были комедийные роли. Не гайдаевские сценарии, но тем не менее
- Вы о фильме «Три плюс два»?
- Кстати, зрители смотрят совсем не тот фильм. Настоящая картина «Три плюс два» — это широкоэкранная лента, а по телевизору показывают версию, которую мы сняли после того, как закончили главную. Вторая версия предназначена для колхозных передвижных кинотеатров, поэтому и отношение у нас ко второму варианту было не очень уважительное. Хотя мы играли хорошо, как ни крути, все силы ушли на первые дубли. Работали совместно с латышской студией, и все исходные материалы хранились там. Когда Советский Союз развалился, оказалось, что широкоэкранная версия куда-то исчезла, и теперь по телевизору крутят второй вариант комедии. Так что вы смотрите второй сорт.
- На роль укротительницы тигров сразу согласились?
- Режиссер Генрих Оганесян, талантливейший человек, проживший очень короткую жизнь и снявший всего три картины, пригласил меня в Ригу на пробы. Сначала мне предложили сыграть Зою Шубейкину, но потом вдруг сказали, что буду сниматься в роли киноактрисы Наташи. Я возмутилась: «Нет, буду играть укротительницу, она мне больше нравится». Комедия «Три плюс два» снималась по пьесе Сергея Михалкова «Дикари». Когда я работала в Театре имени Ермоловой, этот спектакль там шел. Я несколько раз его смотрела. В примитивной истории играл Георгий Вицин, мой любимый актер. Тогда даже подумать не могла, что когда-нибудь сама буду иметь отношение к этой пьесе.
- В клетку с хищниками приходилось заходить?
- На самом деле в сценарии не было сцены в цирке, ее придумали уже во время съемок. Мы снимали ее в Ленинграде с хищниками, с которыми работал Вальтер Запашный. Но как обычно в кино бывает? Отдельно хищники снимаются, отдельно — актеры, а благодаря монтажу создается впечатление, что это происходило одновременно. Так, видимо, должно быть и в тот раз. Днем цирк работал, поэтому мы снимали ночью. Подходит ко мне Запашный и говорит, что у него есть совсем ручной тигр, которому всего шесть месяцев. С этим хищником можно без всяких кинофокусов сняться. Дрессировщик сказал, что я должна чувствовать себя смело, уверенно, ни в коем случае не показывать трусость. Арена была обнесена металлической сеткой, как это делают, когда выступают хищники. Меня пригласили на арену первой, выставили свет. Цирк был заполнен участниками массовых съемок, изображавшими зрителей. Я стою лицом к камере. Мне ж сказали, что тигренку шесть месяцев, поэтому ожидала увидеть приятное пушистое создание чуть больше кошки. А когда обернулась, навстречу шел огромный тигр, которого вел на поводке Запашный.
- Испугались?
- Страха не было, помог инструктаж укротителя. По сценарию я должна была облокотиться на тигра, который сидел на тумбе справа от меня. В целях безопасности Запашный держал его за ошейник. Я так вошла в роль, что забыла о всякой опасности. И вдруг почувствовала, как острые когти тигра проехались по моему правому плечу. Вот тут я перепугалась не на шутку, даже не знаю, как удалось не потерять сознание. Пока не прозвучала команда «стоп», я кое-как держалась и даже пыталась улыбаться. Но когда режиссер остановил съемки, я пулей вылетела с арены, хотя все были в восторге. Мне казалось, я так долго нахожусь на арене, сняли так много материала, что есть из чего монтировать. Но второй режиссер подошла и сказала: «Наташ, сняли только первый дубль, надо продолжать». Это оказалось невозможно, я не могла собраться, поскольку безумно боялась этого тигра. Когда проявили пленку, выяснилось, что Вальтер Запашный, видимо, сильно испугавшийся за мою жизнь, постоянно влезал в кадр. Поэтому в картине отдельно сняты я и хищники, а реальные эпизоды в фильм не попали. Но, думаю, вы не сомневаетесь в том, что я была замечательной дрессировщицей (смеется).
Благодарим за содействие в подготовке материала агентство «Премьера»
1557Читайте нас у Facebook