ПОИСК
Історія сучасності

Когда семья собиралась на пасхальную службу, бабушка и дедушка первыми опускали в корзину два самых больших кулича, чтобы все домочадцы всегда жили в паре

9:35 21 квітня 2011
В Чистый четверг нужно навести порядок в доме, искупать детей, посетить церковь и принести домой зажженную свечу

24 апреля христианский мир будет отмечать величайший праздник — Светлое Воскресение Христово. В нынешнем году православные и католики празднуют Пасху одновременно, что делает торжество особенно радостным.

К Пасхе всегда готовились заранее и основательно: постились, исповедовались и причащались, чтобы очиститься от грехов, наводили порядок в доме, шили новую одежду детям, пекли куличи, расписывали и красили яйца.

Наши предки верили: «Як у четвер скупатися до схiд сонця, то житимеш до ста лiт»

Любой праздник требует подготовки, но Пасха, пожалуй, отличается самыми «масштабными» работами. Наши предки после зимы приводили в порядок дом, подворье, сад, огород… Поэтому в последние семь дней перед праздником хлопотала вся семья. Женщины мазали и белили хаты, убирали в доме, перестирывали все белье. Мужчины наводили порядок во дворе, в хлеву, амбарах и погребе. Детям доверяли собрать опавшие листья в саду и побелить деревья. Наверное, поэтому Страстную неделю часто называли Белой и Чистой.

Основной день недели — Великий, или Чистый четверг. Поскольку к этому времени все в доме должно было сверкать чистотой, люди начинали трудиться еще с понедельника, чтобы до восхода солнца четверга закончить все хозяйственные дела. А в Чистый четверг рано утром мужчины сжигали в саду собранные детьми прошлогодние листья, чтобы дым костров очистил землю от зимы и стужи. Потом глава семьи пересчитывал все деньги в доме, «щоб скарби не переводились».

РЕКЛАМА

Теперь всем оставалось вымыться. Люди верили, что четверговая вода может избавить от болезней, сглаза, дурных мыслей и продлить жизнь: «Як у четвер скупатися до схiд сонця, житимеш до ста лiт».

Но главное — в Чистый четверг полагалось очищаться духовно. Обязательно всей семьей шли в церковь на утреннюю службу, на которой вспоминается Тайная Вечеря. Храм посещали и вечером, когда читают 12 отрывков из Евангелия, в которых описываются последние дни земной жизни и страдания Христа. Люди слушали слова Евангелия, стоя на коленях и держа зажженную свечу, на которую по прочтении каждого отрывка приклеивали шарик из воска. После службы страстную свечу не гасили, а старались донести огонек домой. Ею зажигали лампадку, которая должна была гореть всю Светлую неделю. Свечой следовало накоптить крест на воротах, над дверями дома и хлева. Сберегали ее до следующего Чистого четверга как сильнейший оберег и лекарственное средство.

РЕКЛАМА

Хозяйки в Чистый четверг обжигали в печи соль. Ее заворачивали в холщовую тряпицу и оставляли до Светлого праздника, чтобы освятить в церкви и подать к столу. Эту соль также добавляли в корм коровам и овцам, чтобы завистники скот не сглазили.

Кстати, в Страстной четверг кололи свинью, «щоб сало бiлим було». Ведь по старинной традиции вместе с куличами и крашенками в церкви освящали печеного поросенка, колбасы и вино — словом, все, чем люди разговлялись.

РЕКЛАМА

С этого же дня хозяйки начинали печь куличи (паски, пасхи, бабы). Надев чистую сорочку и перекрестившись со словами «Господи, благослови! Бог святий з нами» приступали к таинству. Вообще, в Украине известно до 50-ти разновидностей пасхальной сдобы. Когда-то хозяйки выпекали белые, желтые и черные паски. В четверг пекли белые (из пресного теста) — для умерших предков, в пятницу — желтые, или золотые (из дрожжевого теста) — в честь воскресшего Христа, в субботу — так называемые черные (на самом деле они были нормального цвета), в которые клали побольше яичных желтков — для природы, плодородия земли и людей.

Что касается формы куличей, то в каждой области они разные. Так, в центральной и восточной Украине паски высокие и узкие, столбиками, а на западе — низкие и широкие буханочки. Украшались куличи крестами, косами, цветами и шишечками из теста. Сверху их смазывали взбитыми белками или посыпали крашеным пшеном. В некоторых регионах выпекали соленые бабы, да еще и с яичницей, творогом или шинкой в середине, «щоб паска не була порожня».

Прежде чем замесить тесто, хозяйка окуривала печь и утварь освященными травами. Печь топили дровами, собранными за весь Великий пост (каждый четверг откладывали по полену). Огонь разводили страстной свечкой и обязательно с молитвой.

Тесто замешивали из лучшей пшеничной муки, которую просеивали через частое сито, «щоб був пилок, пух». В доме должна была стоять тишина, чтобы паски от шума не осели. Однако гораздо больше пышность выпечки зависела от умения и таланта хозяйки. В старину говорили: «Котра тямуща, та зробить iз житнього пшеничне. А котра не тямить, та iз пшеничного житнє зробить». Самую большую паску хранили до поминальных выходных, «щоб добре родила пшениця». Вместе с куличами выпекали булки, пироги с мясом, печенкой и творогом.

На Пасху было принято посещать крестных родителей

Страстная пятница — день, когда распяли Иисуса Христа. Верующие особенно строго соблюдают пост. Около трех часов дня в церквах выносят плащаницу — ткань с изображением тела Спасителя. До этого момента постящиеся не едят, а в старину некоторые благочестивые люди отказывались от пищи вплоть до заката солнца. В скорбную пятницу никто не веселился: «Хто спiває в Страсну п'ятницю, той на Великдень буде плакати». Народные суеверия не разрешали в пятницу шить, прясть и колоть дрова.

Вернувшись из церкви, хозяйки делали творожные пасхи. Для этого брали лучший творог, сливки, масло, сахар, изюм и цукаты. И, смешав все, помещали массу на сутки под пресс в специальную деревянную форму в виде пирамиды с усеченным верхом.

Суббота посвящалась приготовлению мясных блюд и окрашиванию яиц. Красили не меньше тринадцати яиц: в память о Спасителе и двенадцати апостолах. У каждой хозяйки были свои традиционные рецепты приготовления красок, свои рисунки-орнаменты. В народе говорили: «Кожне сiльце має своє яйце». Краски изготовляли из природных материалов: трав, цветов, ягод, березовых листьев, коры разных деревьев. Так, к примеру, желтый цвет «добывали» из коры яблонь. Больше всего, конечно, делали красных крашенок. В народе сохранилось много легенд о том, почему пасхальное яйцо красное. На западе Украины старые люди рассказывали, что, когда Христа вели на Голгофу, враги смеялись над ним и бросали камни. И только дети, сразу увидевшие в несчастном Спасителя, старались облегчить его страдания. Ребятишки ловили летевшие камни и прятали их себе за пазуху. А когда высыпали булыжники на дорогу, они превратились в красные яйца. Так Богородица отблагодарила детей за любовь и милосердие, проявленные к ее Сыну.

Закончив красить яйца, семья начинала собираться на праздничную всенощную службу. Надевали лучшие наряды, складывали пасхальную снедь в корзины. Причем каждый член семьи должен был поучаствовать, «аби другого Великодня дочекатися». Вначале в корзину ставили паски. Бабушка и дедушка опускали на дно два самых больших, главных, кулича, «щоб пара була при хатi». По старинной традиции эти паски украшали крестом, цветами и парой голубей, вылепленных из теста, — на благодать, на мир. В главные куличи вставляли свечи, которые «будуть рятувати вiд болю, грому та всякого лиха». Затем каждый член семьи собственной рукой опускал в корзину по маленькому куличу. Если кто-то из домочадцев был в отъезде, то заменить его приглашали с улицы прохожего, дабы родной человек скорее вернулся в семью. После куличей в корзины складывали яйца, а потом все то, что будут есть на праздник: колбасы, сало, масло, творог, четверговую соль, вино… В пасхальную корзинку обязательно клали хрен, чтобы даже в такой праздник верующие не забывали о горечи греха. Корзины накрывали рушниками, и вся семья отправлялась на всенощную.

К слову, не пойти на пасхальное богослужение считалось большим грехом. Дома оставались лишь младенцы да немощные старики. При этом свет в хате не гасили, «щоб його було видно ангелам, якi лiтають над оселями». Спать тоже не полагалось, люди говорили: «Хто засне святкової ночi, той проспить своє щастя». А еще существует легенда, что в пасхальную ночь Бог показывает людям, где спрятаны клады. Только вот увидеть сокровища могут лишь чистые сердцем малые дети. Однако многие и вполне зрелые люди в эту ночь пытались отыскать клад.

После службы спешили домой разговляться. В каждой области Украины существовал свой обычай начала пасхальной трапезы. Но наиболее распространенным был такой. Семья становилась перед образами и молилась. Хозяин брал в руки тарелку с освященным куличом и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько крашенок и раздавал всем по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров'ї». Наверное, чтобы не скучать за столом, наши предки придумывали разные забавные обряды. Например, на западе Украины, в доме, где была девушка на выданье, старались позаботиться о ее счастливой жизни в семье будущего мужа. Для этого отец ставил на голову дочери главный кулич и, придерживая его, приговаривал: «Аби у людей була така велична, як ця паска пшенична!» Мамы младенцев старались помочь своим детям вырасти здоровыми и сильными, для чего укладывали малышей спать в пасхальную корзину со словами: «Так скоро рости, як паска скоро росла».

На Пасху принято было посещать крестных родителей, а также бабушек и дедушек. Входя в дом, дети и внуки христосовались с родными, подавали крашенки, паски, колбасу. Обедать опять-таки начинали с яиц и куличей, а уж потом приступали к прочим деликатесам. Кстати, напиться в этот праздник считалось большим грехом.

В понедельник после Пасхи парубки и девчата выходили на улицу с ведрами и обливали друг друга водой, поэтому и называли этот день «поливальным». Позже появился обычай обрызгивать девушек духами.

Всю Светлую неделю было принято веселиться от души: «Хто буде сумувати на Великдень, той сумуватиме весь рiк». Мертвых на Светлой седмице не поминали, зато в следующее после Пасхи воскресенье люди спешили на кладбища. В народе этот день назывался Проводы, Гробки, Могилки, Радуница. С собой несли крашенки, куличи, колбасы и сладости. Пить спиртные напитки, а тем более выливать их на могилы считалось большим грехом. После панихиды люди обедали и щедро одаривали нищих со словами: «Помолiться за померлих». В некоторых областях сохранился обычай повязывать на кресты рушники.

КРУЧЕНИКИ СВИНЫЕ С ЯБЛОКАМИ

Для приготовления потребуется: 1 кг свинины, 600-700 г кислых яблок, подсолнечное масло для жарки, томат-пюре, чеснок, перец, соль — по вкусу.

Мясо нарезать, как для приготовления отбивных. Куски слегка отбить с двух сторон, посолить и поперчить. Яблоки очистить и нарезать тонкими ломтиками. Положить на мясо кусочки яблок, завернуть и перевязать ниткой. Крученики обжарить на растительном масле, сложить в кастрюлю, полить томатом, влить немного воды и тушить. Когда будут почти готовы, добавить несколько мелко нарезанных зубков чеснока. Перед подачей снять нитки.

КУЛИЧ ПОДОЛЬСКИЙ

Для приготовления потребуется: 500 г муки, 1 стакан молока, 100 г сахара, 8 желтков, 100 г дрожжей, 3 столовые ложки сливочного масла, 100 г изюма, 1/2 чайной ложки соли, ваниль.

Дрожжи развести в теплом молоке с 1 столовой ложкой сахара. Когда начнут бродить, влить их в миску с мукой, посолить, добавить растертые с сахаром желтки и месить тесто. Как только оно начнет отставать от рук, влить растопленное масло и снова месить. Затем всыпать промытый изюм, вымесить, накрыть и поставить тесто в теплое место, чтобы подошло.

Тестом заполняют 2/3 формы, выстланной бумагой для выпечки, и оставляют, чтобы снова подошло. Когда тесто заполнит форму, нужно помазать его взбитым яйцом и печь в горячей духовке (190-200 градусов) 45 минут. Готовые куличи посыпают сахарной пудрой или смазывают помадкой.

Фото Франс Пресс

1014

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів