Александр Пятков: «Когда выходил в школе к доске, все начинали хохотать, хотя я и слова еще не сказал»
По фамилии Александра Пяткова мало кто знает, но стоит актеру появиться на экране, как зрители тут же расплываются в улыбке. В 24 года Пятков снялся у великого Акира Куросавы в оскароносном фильме «Дерсу Узала». Режиссеры полюбили Александра за чувство юмора и колоритную внешность. За актером прочно закрепилось звание король эпизода. Пяткову посчастливилось работать с Леонидом Гайдаем, Кареном Шахназаровым, Михаилом Козаковым. Александр снялся почти во всех фильмах Эльдара Рязанова.
В настоящее время Александр Пятков много играет в театре и снимается в кино, ведет на ТВ программу «Армейский магазин», выступает с концертами в российской глубинке. Он поработал в должности президента телеканала, заткнул за пояс итальянских каскадеров и даже дебютировал на оперной сцене. Актер считает себя настоящим авантюристом. В свои 60 лет он то и дело совершает неординарные поступки.
— Александр, вашему послужному списку могут позавидовать даже самые именитые актеры.
— В моей фильмографии более 150 картин. И хотя зачастую это небольшие роли, но зато какие. Например, смотритель вокзала Яким в «Безымянной звезде», нетерпеливый пациент Людочки в комедии «Покровские ворота», охранник на зоне в «Вокзале для двоих», Дрема из сказки «Там, на неведомых дорожках».
— В этой сказке вы всего два слова произносите: «Меня будить?!»
* 60-летний Александр Пятков замечательно выглядит благодаря тому, что занимается боевыми искусствами и гавайскими танцами
— Что, реально спали на съемках?
— Почему бы и нет, если роль позволяла. Мы были молодые, веселые. Всю ночь гуляли, кутили, а днем я отсыпался. Помощник режиссера командовал: «Вставай, Пятков, давай бей в очередной раз и можешь дальше спать». Моего героя Дрему то и дело будят, за что он лупит всех по башке. Но самое потрясающее то, что роль крохотная, а на третьем московском фестивале «Сказка» дети из пяти городов безоговорочно отдали первый приз именно Дреме. После выхода на экраны «Там, на неведомых дорожках» я не мог спокойно пройти по улице. Из всех кустов, балконов мне вслед кричали: «Меня будить?!» Получается, чтобы стать национальным героем России и Украины, достаточно сыграть только эту роль (смеется).
— Не зря ведь вас называют королем эпизода.
— Какой-то, извините, идиот из журналистов (другого слова просто не могу подобрать) придумал это выражение и с тех пор оно ко мне словно приклеилось. Когда меня так называют, прихожу в дикое бешенство. Так бы и дал по башке тому, кто это придумал. В России выходит подборка «Король комедии». Выпущена книга о Михаиле Пуговкине, Савелии Крамарове, Рине Зеленой, Михаиле Светине и обо мне в том числе. Так что, если хотите называть меня королем, то комедии.
Не считая работы в Театре сатиры, Малом и Театре киноактера, мною сыграно 20 главных ролей в кино. Один капитан Зуев из приключенческой ленты «В зоне особого внимания» чего стоит. «Дерсу Узала», в котором я снялся, получил «Оскар». А сержант Хэй в детективе «Тайна «Черных дроздов» по роману Агаты Кристи… Кому же за эпизоды дают народного артиста России? Что за чушь!
— В «Тайне «Черных дроздов» подобрался потрясающий актерский состав.
— Да, Всеволод и Елена Санаевы, Андрей Харитонов, Любовь Полищук, Тамара Носова, Владимир Зельдин, Светлана Немоляева. Подбором актеров занимался консультант картины мистер Кук. Увидев меня, он воскликнул: «У этого молодого человека типичное английское лицо, он будет полицейским». В тот год, а это был 1983-й, в Англии мой сержант был признан лучшей ролью английского полицейского.
— Но даже строгий полицейский в детективной картине в вашем исполнении получился смешным.
— В школе, когда меня вызывали к доске: «Петя, вставай!» (дразнили Петей из-за фамилии Пятков), я еще ничего не говорил, а все хохотали. Я не понимал: «Чего вы ржете? Я ничего ведь не сделал». Да и в театральном институте от меня всех пробивало на «ха-ха». По системе Станиславского нам приходилось смотреть друг другу в глаза и демонстрировать то или иное чувство: ненависть, любовь. Когда вызвали меня и сокурсника по фамилии Фомин, я, глядя ему в глаза, стал показывать презрение. Но, видимо, это было так неубедительно, что мои друзья и преподаватель падали со смеху.
— Наверное, вашим кумиром был Чарли Чаплин?
— Он без сомнения выдающийся мастер, но в детстве я с ума сходил по великому актеру Норману Уиздому, он играл в фильме «Приключения мистера Питкина в тылу врага». Помню, когда мне было лет 12, Норман приехал в Москву на премьеру фильма «Приключения мистера Питкина». В Лужниках у него брали автографы. Десять тысяч человек ломились к своему кумиру. Это было настоящее сумасшествие, но я пробрался через эту толпу, получил заветную бумажку с автографом. При этом, правда, мне порвали куртку и поставили синяк под глазом. Но я был счастлив.
— Теперь понятно, отчего вас с детства тянуло на сцену.
— Я грезил об актерстве, хотя моя мама мечтала, чтобы я сидел в директорском кресле какого-нибудь промышленного предприятия и раздавал команды. Но все же потакала мне. Благодаря ей я в пятнадцать лет оказался в Большом театре. Правда, в роли монтировщика декораций. Стоял за кулисами и, открыв рот, слушал оперные партии, а сзади мне кричали: «Иди сюда! Пора декорации менять!» Как-то я замешкался на сцене, а занавес открыли. Я оказался на виду у полного зала. Испугался не на шутку, но не растерялся и в три прыжка убежал со сцены. Глядя на все это, великая русская балерина Майя Плисецкая подошла ко мне и шепнула: «Молодой человек, как вы талантливы».
* Смотритель вокзала (Александр Пятков) и начальник станции (Михаил Светин). Кадр из фильма «Безымянная звезда»
— Правда, что в 16 лет вы сбежали из дома?
— Меня всегда тянуло к Волге. Дед же мой был бурлаком. Начитавшись Джека Лондона, я без копейки денег сел на корабль и поплыл вниз по Волге-матушке. Решил посмотреть, как живут русские люди. Каждый день пел для них и играл на баяне, за что меня кормили, беседовали и о жизни. На корабле были и бродяги, и цыгане, и поэты, и философы. И у каждого своя история.
Там же я подружился с беглым матросом по кличке Швед и отправился с ним работать на бахчу. В сорокаградусную жару мы таскали арбузы. По двенадцать часов под палящим солнцем я работал, как раб, за краюху черного хлеба и арбуз. Какое это было счастье, в изнеможении упасть в этот холодный арбуз мордой и с жадностью съесть его. В этом была радость открытия и воспитания себя. Ведь только в экстремальных ситуациях можно узнать свои силы и возможности. Я работал матросом, грузчиком, в Куйбышеве трудился на фабрике. Через три месяца вернулся загорелым, подтянутым, счастливым. И тут до меня дошло, что за это время мать чуть не сошла с ума.
— А вы были большим проказником!
— Да, проделок море. Лазил по крышам, гонял голубей, у меня были романы с девчонками, мы дрались на мечах, копьях, я был заводилой и возглавлял отряды. Помню, в пионерском лагере мы играли в зарницу, надо было сорвать погоны с плеч противника. Сорвали все погоны с наших воинов, я остался один. Все противники бросились на меня, а я залез на дерево и засел там. Меня долго уговаривали, заманивали обедом и ужином, даже директора лагеря вызвали, который умолял спуститься, но я ни в какую. Так на дереве всю ночь и просидел. Спустился лишь под утро, когда разошлись ребята, которые меня караулили. Погоны эти я сохранил, зарыл их, как знамя.
— Сын тоже характером в вас пошел?
— А как же. Его зовут Илья, ему 18 лет. Недавно с ним случилась забавная история. У Илюшки моего как-то отняли права, но я дал ему машину. И тут его остановила милиция. Наверное, я неправильно поступил, но… У нас сейчас такие драконовские законы ввели, что за вождение без прав 15 суток ареста дают, а машину — в конфискацию. Приезжаю (дело ночью было), а возле церкви Николая Угодника сотрудники ДПС составляют протокол. Пытаюсь уладить все полюбовно, по-дружески, не получается. Говорю, зачем парня наказывать, это я виноват, что дал ключи от машины, меня накажите. Они все равно бумаги пишут. И тогда я говорю: «Илюха, беги». Сын кидает мне ключи от «Волги» и убегает. Милиционеры вскакивают и за Илюшей вдогонку. Я сел в нашу «Волгу» и удрал. Никого не призываю так поступать, но в результате сын не схлопотал 15 суток, и машина у нас осталась. Не надо с таким спецом, как капитан Зуев, соревноваться. Не пойман, как говорится, не вор.
— Вы такой патриот, что до сих пор на «Волге» ездите?
— Конечно. Ха, а чего нет? Обожаю это авто. У меня есть «Мерседес», но он тоже старый — 27 лет. Я люблю машины практичные. Во-первых, выйдя из «Волги», бросаю ее где угодно и даже не думаю, украдут или нет. Во-вторых, у меня не болит голова, что авто поцарапают. К тому же «Волга» машина престижная. Зря, что ли, на ней раньше все правительство ездило. Когда я жил в Америке, мне подарили полицейский «Додж» за 500 долларов, который купили с аукциона. И я ездил с сигарой, в шляпе шерифа, все от меня шарахались.
— В Америку вас как забросило?
— Это потрясающий период в моей жизни. Я тогда снялся в роли снежного человека в фильме «Очаровательные пришельцы». И как раз американцы приехали в Советский Союз проводить пробы актеров на фильм «Май кантри родина». Это был грандиозный проект «красного миллионера» Арманда Хаммера. Ему тогда было 92 года, и он решил сделать подарок Советскому Союзу — снять исторический фильм о СССР. Игровая лента, 10 серий. Режиссеру нужен был герой.
В театральном я учился французскому языку, а на пробах надо было разговаривать по-английски. Мне написали полторы страницы английского текста, я выучил его. Пришел на кинопробы, а там стоят пять камер. Я понял, что все забыл. Увидев режиссера, продюсера, вспомнил только одно — «гуд бай». Ха… Они посмотрели на меня и очень изумились. Я решил, что дело не совсем плохо и, посмотрев в глаза режиссеру, заявил: «Ай лав ю». Это было все, что я вспомнил. Режиссер расхохотался. А когда я сказал: «Кис ми плиз, сэр», он просто рухнул со стула.
— Утвердили на роль?
— Естественно. Мне было тогда 35 лет, и я мог сыграть и 20-летнего, и человека в возрасте.
— Удивительно, но вы с годами не меняетесь.
— Как-то так получается. Наверное, секрет в том, что я занимаюсь кунг-фу, йогой. А еще… гавайскими танцами. Учился на Гавайях. Хула — удивительный танец, красоты необычайной. У шаманов узнал много интересного.
— Чем окончилась история с покорением Голливуда?
— Ничем. Меня утвердили на главную роль, контракт в 500 тысяч долларов. Но как только я приехал в Америку, продюсер проекта Арманд Хаммер взял да и умер. Бюджет фильма в 29 миллионов долларов накрылся медным тазом, но я остался в Америке на девять месяцев. Там со мной случилась куча удивительных приключений. Но об этом в другой раз…
1908Читайте нас у Facebook