Анатолий Равикович: «В театральный институт меня взяли только потому, что давно не видели такого идиота»
![](http://fakty.ua/photos/article/14/89/148910w540zc0.jpg?v=204739)
Нередко актеров называют по имени героя, которого сыграл тот или иной артист. Так, Вячеслава Тихонова все знают как Штирлица, Анатолия Кузнецова — как товарища Сухова… А к Анатолию Равиковичу будто приклеилась фамилия Хоботов. Этого персонажа он сыграл в «Покровских воротах». Так уж случилось, что умер Анатолий Юрьевич в апреле, в канун 40-летия выхода на экран этой ленты.
В архиве корреспондента «ФАКТОВ» сохранилось интервью с Анатолием Равиковичем, взятое у народного артиста, когда он был в Одессе.
— Одно время я обижался на «Хоботова», но потом перестал, — поделился с «ФАКТАМИ» Анатолий Юрьевич. — Считаю, это большое везение в жизни — сыграть роль, которая будет так широко известна. Да что там говорить! Раньше я играл в кино роли второго плана, эпизоды. А после Хоботова кинорежиссеры обратили на меня внимание. Хотя в части профессиональной работы в этом фильме, честно говоря, не вижу ничего особенного. Просто Михаил Козаков сумел всех нас объединить и сделать такое кино, где на фоне общего успеха приличная актерская работа выглядит значительной. Ну, подфартило мне, повезло попасть в картину, имевшую сумасшедший успех. Больше никакой моей заслуги нет. Атмосфера кино, стилистика, сценарий — все это Михаил Козаков. Именно ему мы, артисты, должны сказать «спасибо».
Счастье для меня, что снимался в фильмах. Могло бы вообще ничего не быть. Фамилия у меня «неправильная», типаж — тоже. Кого я могу играть? Колхозника — нет. Сталевара — нет. Хорошего милиционера — тоже не могу. Способен сыграть мелкого мафиози, гинеколога, стоматолога, иностранца.
— Известность к вам пришла, когда были далеко уже не юношей. Не обидно, что слава запоздала?
— С «Покровскими воротами» получилась странная вещь. Когда фильм показали в первый раз, он не имел никакого резонанса. Я, честно говоря, думал, что утром начнутся звонки — будут поздравлять, что-то говорить. Ничего подобного. Единственным, кто позвонил, был Эльдар Рязанов, да и то после предварительного показа в Доме кино. Успех к этой картине пришел лишь со временем. Автор пьесы и сценария фильма драматург Леонид Зорин называл картину памятником собственной молодости. Главный герой Костя Кровин в исполнении Олега Меньшикова — это Леонид Зорин в молодости. После семи лет аншлагов в театре на Малой Бронной режиссер спектакля Михаил Козаков решил снять по этой пьесе фильм.
*Медсестра Людочка (Елена Коренева) и влюбленный в нее Хоботов (Анатолий Равикович). Кадр из фильма «Покровские ворота»
— «Прелести» коммуналки вам довелось познать не только в фильме, но и в реальной жизни.
— Детство мое прошло в питерской коммуналке, хотя родители из города Глухова Сумской области. Отец, правда, родился в Чернобыле, в Глухов его семья переехала позже. В Глухове он был секретарем первой еврейской комсомольской ячейки в Украине. Мой папа, ухаживая за мамой, которая была дочерью держателя пекарни, сказал: «Не могу на тебе жениться потому, что я идейный комсомолец». И велел невесте… раскулачить собственного тятеньку. Дал комсомольца в помощь, подводу с лошадьми. Мама взяла мешок с мукой и отвезла его в комсомольскую организацию. Потом ее братья, выяснив, что в доме нечего есть, здорово избили маму полотенцами.
Когда началась война, я с двумя сестрами жил у бабушки в Глухове. Папа оставался тем летом в Ленинграде, где затем всю блокаду проработал. А мы мотались в эвакуации: мама, мои сестры, мамины бабушка и дедушка (очень пожилые люди) и моя беременная тетка. Вот таким караван-сараем бежали от немцев практически через всю Украину. Нас был целый обоз беженцев. Помню, цвели подсолнухи, изумительно красивые поля. Вдруг над толпой пролетел немецкий разведчик, а потом самолет, из пулемета расстреливавший людей. Пули, попадая в волов, тащивших повозки, не убивали их сразу, и раненые животные сходили от боли с ума, начиная крушить все, что попадалось им на пути. Тогда больше людей погибло от давки, чем от пуль. Однако мне было очень любопытно. Я выглядывал из какого-то чахлого кустика и высматривал этот самолет. Представляете, я видел очки, шлем летчика, его совершенно невозмутимое лицо. И он рассматривал нас…
Но самое страшное мое воспоминание о войне — это посадка в поезд в городе Белая Церковь. Немцы подступали уже вплотную, и эшелон, отправляющийся дальше на восток, был последним. Была ночь, подали состав, и совершенно обезумевшая толпа бросилась к вагонам. Какие-то люди стреляли в воздух, чтобы остановить толпу, но это было совершенно невозможно. Нас, детей, и беременную тетку (она орала как сумасшедшая) закинули в вагон через окно, а мама не села в этот поезд. К счастью, ей удалось уехать товарняком… Я был так раздавлен этим ужасом, что и теперь, когда на железнодорожных станциях слышу гудок паровоза, внутри меня поднимается чувство необъяснимой тоски и тревоги.
— Синдром боязни толпы?
— Нет, толпы я не боялся. Демонстрации, на которые нас в институте гоняли, тоже толпа. Но там я себя чувствовал как рыба в воде. Был воспитан в семье, проявлявшей лояльность к советской власти. Отец был фанатичным коммунистом, да и мама любила советскую власть.
— Выбор вами профессии был осознанным?
— Нет, как раз таки случайным. Начиналось все стандартно: с кружка в Доме пионеров. Но я ходил туда не из-за особой любви к театру. Просто нравилась компания. Я ведь учился в «мужской» школе, тогда образование было раздельным. А в кружке было много девочек. Меня больше интересовала околотеатральная жизнь: вечера, пикники. В спектаклях играл «по обязанности».
Когда пришло время поступать, понял, что в престижный вуз не попаду. Отец кричал: «Ты будешь чистить клозеты!» Друзья говорили, иди в театральный. Действительно, думаю, хоть родители отвяжутся. Но когда отец узнал, тоже было нехорошо: «С ума сошел! Артисты, это знаешь кто? У нас в Глухове, когда приезжали артисты, бабы снимали с веревок белье, потому что артисты воровали!» В конце концов с отцом договорились, что в театральный подаю копию аттестата, а в серьезный вуз — подлинник. Отец хотел, чтобы я учился на киноинженера. Я документы отдал, но на экзамены не ходил, только врал: «По математике — «четыре». Зато в театральном подготовил для поступления героический репертуар: деревянным голосом читал Маяковского, в басне «Волк на псарне» изображал Кутузова, для наглядности закрывая один глаз рукой. Для пения взял «По долинам и по взгорьям». Героическую, но нудную песню с бесконечным числом куплетов. Когда закончил петь, комиссии не увидел — она каталась под столом от смеха. Оказывается, они давно кричали: «Пусть он замолчит! Уведите его!» — но я не слышал. В институт меня приняли. Наш мастер, по его словам, взял меня только потому, что давно не видел такого идиота. Я показался забавным, и он предположил, может, действительно из меня что-то получится?
— Получилось же!
— Вроде бы. Кстати, часть моей творческой биографии связана с Одессой. Да и много родни отсюда: дядька, тетка, две двоюродные сестры. Мое первое свадебное путешествие, после третьего курса института, также было в Одессе.
Запомнились съемки «Приморского бульвара», в котором я играл писателя, корпящего над сценарием. Есть там эпизод: мой герой выбрасывает мусор, в который, как оказывается, он случайно запихивает свой сценарий. Мы на улице договорились с «мусоркой», заплатили деньги. Пять человек массовки и я ждем ее приезда. Осветительной аппаратуры не было, так как достаточно солнечного света, поэтому о том, что идет съемка, мало кто знал. И вот подъехала «мусорка», режиссер командует: «Начали!» А в те времена приезд мусорной машины сопровождался звоном колокольчика. Представьте, как только раздался звук колокольчика, со всех подъездов высыпали люди с ведрами мусора и ринулись к нашей машине! Безумная очередь набежала! Водитель беснуется. Режиссер в ужасе: «У нас съемка!» А люди с мусорными ведрами отвечают: «Что съемка! У нас три дня «мусорки» не было!» Пока не забили под завязку нанятый мусоровоз, съемок не было.
— Приходилось ли вам совершать в жизни мужественные поступки?
— Только дважды. Первый раз в 1953 году, когда гремело «дело врачей». Однажды около дома меня окружили человек шесть приятелей, с которыми я в футбол играл. «Ты — еврей?» — спрашивают. «Да», — отвечаю, хотя, разумеется, мог отрицать. Тем более, что у нас в доме национальные вопросы никогда не обсуждались, по-еврейски не говорили, религиозные праздники не отмечали. Но я посчитал, если скажу «нет», что-то предам. «Ну, готовься…» — говорят. Один из них (я заметил, как ему было не по себе) спросил, давая мне хоть какую-то возможность выкрутиться: «Но мать-то у тебя русская?» «И мама еврейка», — ответил твердо, хотя у нее была типичная славянская внешность: курносый нос, светлые волосы, серые глаза, украинский говор.
А второй раз, когда влюбился в Иру Мазуркевич и ушел из семьи. При этом ни жена, ни Маша (дочь от первого брака.- Авт.), которую я очень любил, передо мной ни в чем не провинились. Было очень тяжело. Стоило большой крови. На меня как цунами налетело. Влюбившись в свои 42 года в 20-летнюю, я оказался в самом начале пути: без квартиры, без ничего. Оставил абсолютно все и ушел к Ире в общагу. В ее комнате мы спали на тюфяке. Больше там ничего не было. Только лампочка, как в тюремной камере. Я не мог на это смотреть, пошел в театр, украл проволочную корзину для бумаг и повесил ее как люстру…
Я тогда уже был известным артистом, а из-за разницы в возрасте у нас с Ирой почти никто из знакомых не верил, что наша связь будет долгой. И все же я бросился в эту бездну. Время стерло все. Сейчас у нас с Машей прекрасные отношения, а Ира знакома с моей первой супругой, мы общаемся. Отметили с Ириной серебряную свадьбу, более 30 лет мы официально вместе. Помнится, как-то я был в Минске на съемках, а Ира приехала туда к родителям. Она пригласила меня в гости как старшего товарища по работе. Родители, конечно, ни о чем «таком» не догадывались. Только младший брат Иры, который учился тогда в 8-м классе, спросил после моего ухода: «Это твой жених?» Она поинтересовалась, почему он так решил. «Когда он ел салат, у него на брюки упал кусочек, ты взяла пальцами и съела», — ответил школьник. Вот так прокололись…
С Иркой нам очень комфортно вдвоем, что, согласитесь, не так уж часто встречается в актерских семьях. Каждый вечер, если мы не в отъезде, ставим на стол бутылку водки и выпиваем ровно две рюмочки. В общей сложности 50-60 граммов. Это у нас ритуал такой, совместный ужин. Больше этих двух рюмок я не пью. Я вообще, можно сказать, не пью, не курю… Так что театральная зарплата уходит в основном на лекарства.
— На жизнь хватает?
— Странный вопрос. Кому нынче хватает? Я — веселый нищий. Помнится, в непростые годы, когда было неясно, что дальше будет с театром, мы сидели на полной мели. А у нас маленький ребенок. Тогда Ирка надела парик, села за руль и поехала «бомбить».
Нынче у меня две дочери: Маша — от первого брака, Лиза — от второго, три внука. Маша очень хотела стать артисткой. Я ей сказал: «Помогать не буду. Не вижу у тебя большого дара». Рассказал, как тяжела артистическая жизнь, пояснил, что блата здесь быть не может. Дочка обиделась на меня, но потом поняла, что я прав. В какой-то степени Маша осуществила свою мечту. Окончила институт культуры, преподает в школе эстетическое воспитание. Младшая дочь окончила Институт сервиса и экономики.
— К кому большую привязанность испытываете: детям или внукам?
— Больше люблю внуков, в особенности младшего — Матвея, но, скажу честно, боюсь к ним привязываться. По буддийской формуле, человек свободен, когда у него нет привязанностей. Тогда боли нет. Знаю, что я человек нездоровый и мне недолго жить, поэтому не могу позволить себе сильно привязываться. Я абсолютно всем доволен в жизни, кроме здоровья. Считаю, что рано себя подковырнул, можно было бы подольше продержаться…
1155Читайте нас у Facebook