Людмила Алфимова: «Роль в „Свадьбе в Малиновке“ уничтожила мою карьеру. Зато помогла найти настоящую любовь»
Советская музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке» стала лидером проката 1967 года. Актеры, снявшиеся в картине, завоевали всенародную любовь. Экранизация одноименной оперетты Бориса Александрова была приурочена к
«Свадьба в Малиновке» изменила жизнь Людмилы Алфимовой, игравшей солдатку Софью. В актрису влюбился председатель колхоза, а через некоторое время Людмила Ивановна переехала из Киева к нему в село Печера Винницкой области, навсегда забыв об актерской профессии...
«Зоя Федорова ночи напролет „жарилась“ в преферанс и почти всегда выигрывала»
— Неужели сорок пять лет прошло?! — удивляется Людмила Алфимова. — Хотя, правда, в живых нас, актеров, снимавшихся в картине, совсем немного осталось. Я, Валентина Лысенко, игравшая Яринку, Гелий Сысоев (Андрейка) и Коля Сличенко (красавчик Петря). Остальные ушли в мир иной. А ведь актерский состав подобрался тогда роскошный: Володя Самойлов, Миша Пуговкин, Зоя Федорова...
— Вы были с ней дружны?
— Нет, общались только во время съемок картины. Помню, Зоя, игравшая Горпину Дормидонтовну, лучше всех в компании умела рассказывать анекдоты. Все буквально падали со смеху! Еще она обожала по ночам «жариться» в преферанс. Ее непременным партнером в этом деле был Евгений Лебедев. Кстати, Зоя практически всегда выигрывала. Единственным, кто не принимал участия в наших посиделках, был Миша Водяной. Он ни с кем в группе, кроме режиссера, не общался. Один жил и на квартире. Разное говорили про Мишу... Ну да Бог ему судья.
Я была очень дружна с Эммой Трейвас, которая играла Трындычиху. После окончания съемок мы до конца ее дней поддерживали друг друга. Эмма часто приезжала ко мне в гости. Каждый раз везла из Москвы полное купе подарков: осетрину, икру, колбасу, посуду какую-то. Ее мужем был актер Владимир Мамонтов. Они жили в самом центре Москвы, в Каретном Ряду. Долгое время супруги зарабатывали тем, что ездили по гастролям от Москонцерта. Месяца по два-три не бывали дома. По возвращении Эмма покупала Володе сорок бутылок водки «Столичная», насыпала в каждую марганцовки, чтобы очистить спиртное, и уезжала ко мне. Володя любил выпить, но на гастролях не позволял себе ни грамма. Эмма не могла видеть его пьяным, поэтому на месяц они расставались. Трейвас отдыхала у меня, а Мамонтов пил, не просыхая...
«Кандидатура Михаила Пуговкина не нравилась ассистентке режиссера, и она врала, что не может найти актера»
— Вам приписывали роман с Владимиром Самойловым.
— Да чепуха все это! Просто по фильму нам как мужу и жене приходилось целоваться, вот и все. Помню, девчонки из группы говорили: «Ой, Людмила Ивановна, мы вам так завидуем! Целуетесь с таким красивым мужчиной!» Я отвечала: «Девочки, я не целуюсь, а облизываю клей, который течет у него по усам». Дело в том, что Самойлову приклеивали усы, которые почему-то не держались. Гримерам приходилось то и дело их поправлять, домазывая клей. А я его слизывала...
— Михаил Пуговкин, когда был жив, любил вспоминать, что полтора месяца разучивал свой знаменитый танец в «Свадьбе в Малиновке».
— У нас на съемках работала потрясающий балетмейстер — Галина Шаховская. Она заставляла всех актеров оттачивать движения по многу раз. Ведь это была музыкальная комедия, экранизация знаменитой оперетты. С Михаилом Пуговкиным ей доводилось работать больше, чем с другими. У него был танец «В ту степь», где актер вытворял ногами что-то сумасшедшее. Шаховская все время говорила, что Пуговкину не хватает куража, но в результате в картине номер Миши был самым ярким. Кстати, Пуговкин рассказывал, что чуть не стал жертвой закулисных интриг. Дело в том, что его кандидатура не нравилась ассистентке режиссера Андрея Тутышкина. В течение нескольких месяцев она докладывала шефу, что не может разыскать актера. В результате режиссер сам позвонил Пуговкину и пригласил его в картину.
*Софья (Людмила Алфимова) и Назар Дума (Владимир Самойлов) встретились после долгих лет разлуки. Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»
— Правда, что в фильм «Свадьба в Малиновке» вы попали случайно?
— Если вообще что-то происходит случайно в нашей жизни... На роль Софьи изначально была приглашена актриса из Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Но когда до съемок оставалось совсем чуть-чуть, она заболела. Режиссер назначил пробы новой героини. Пробы проходили в Киеве. Пригласили молоденьких артисток из Театра киноактера. Пришла и я. Причем мои пробы были последними. Режиссер все сетовал, что я слишком молода. Но меня приодели, загримировали, тени под глазами намазали и повели к камере. Я предстала перед всеми на фоне декораций роскошного дворца, где со своей бандой гулял Грициан Таврический. Нервничала ужасно! Меня быстро отсняли, и материал направили на «Ленфильм». Вскоре оттуда пришло утверждение на роль со словами: «Поздравляем с прекрасной Софьей!» Я срочно стала собираться на съемки в небольшое село Хорошки Полтавской области.
— Рассказывают, что актеры приезжали туда целыми семьями.
— Это было в порядке вещей. Я приехала с папой, мамой, первым мужем и двумя дочерьми. Младшей было полтора годика. Кстати, она на съемках и заговорила. Лето стояло жаркое, мы спали прямо на сеновале, подстелив рядно. Селяне были в восторге от всей съемочной группы. Только мы начинали работать, как они, бросив свои занятия, бежали к нам смотреть, что же происходит. Некоторых даже приглашали в массовку. Платили неплохо — 3 рубля в день. Многие актеры устраивались на постой к хозяйкам. Бывало, что и романы крутили.
«Когда я переехала в село к мужу, он запретил мне сниматься»
— «Свадьба в Малиновке» ведь изменила и вашу личную жизнь.
— Роль Софьи оказалась судьбоносной для меня. Она уничтожила мою карьеру, зато помогла найти настоящую любовь. Через пять лет после выхода на экраны «Свадьбы...» я снималась в картине «Прощайте, фараоны». Работали в селе Петрашовка, где я и познакомилась с
— Говорят, изначально фильм «Свадьба в Малиновке» должен был сниматься на Киностудии имени Довженко.
— Вроде бы в Киеве решили, что сюжет картины слишком несерьезен, и тогда комедию отдали на «Ленфильм». Хотя действие происходит в Украине. Фильм был приурочен к
— Съемки в популярных картинах сделали вас богатой?
— О чем вы говорите! Помню, когда начали снимать «Прощайте, фараоны!» в Одессе, мне выдали первую зарплату — 250 рублей. В одном из магазинов я присмотрела чешскую хрустальную люстру потрясающей красоты. Она до сих пор висит у меня дома. Так вот, моей зарплаты даже не хватило на люстру, которая стоила 460 рублей. Пришлось ехать к знакомой, одалживать деньги. В то время я получала суточные 2 рубля 60 копеек. Старалась на них жить с детьми, а зарплату откладывала. В искусственной шубке проходила 11 лет. Перекрашивала ее несколько раз, а потом сделала из шубы шапку и шарфик.
— Тем не менее машина у вас уже тогда была.
— Это мой кислород. Я и сейчас не могу без машины. Мой первый супруг был летчиком-испытателем, часто работал за границей, поэтому мне удалось скопить деньги на гараж и машину. Права я получила еще в 1954 году, закончив автомотошколу. Моей первой машиной был «Запорожец» светло-салатного цвета. Да за мной не могла «Волга» угнаться! И сейчас люблю полихачить. Тем более что машина позволяет — у меня «Ауди».
— Уже больше 20 лет вы нигде не снимаетесь.
— Когда переехала в село к Ивану, он запретил сниматься. Не мог и дня оставаться без меня, да и я не хотела. Окружил меня любовью, заботой. А что женщине еще надо? Ведь мы рождены не для работы. А для секса и продолжения человеческого рода. Увы, не все мужчины это понимают...
11009Читайте нас у Facebook