ПОИСК
Інтерв'ю

Родион Нахапетов: «Роль Потоцкого в фильме „Раба любви“ Никита Михалков держал для себя, но в результате этот герой достался мне»

8:00 21 січня 2014
Известному актеру, режиссеру, сценаристу и продюсеру сегодня исполняется 70 лет

Родиона Нахапетова зрители помнят по фильмам «Живет такой парень», «Раба любви», «Валентина», «Не стреляйте в белых лебедей», «Нежность»… Не менее внушительный и список его режиссерских работ: серии «Убойной силы», детектив «Русские в Городе ангелов», «Заражение»… Нахапетов стал одним из первых российских режиссеров, кто рискнул уехать работать в Америку. И не прогадал. И хотя «Оскар» еще не получил, но занимается любимым делом, не идя на поводу у коммерции.

Сейчас актер и режиссер живет на два дома. Часть времени проводит в Москве, часть — в Лос-Анджелесе, где у него есть дом. Пишет сценарии и готовит новые проекты. Один из них — фильм по повести американского писателя Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков». Кстати, на съемки картины Нахапетова благословил при жизни сам писатель, они были дружны. Второй фильм Родион Рафаилович планирует снять в Украине. Лента основана на биографических фактах его мамы-разведчицы.

Свой день рождения Нахапетов встретит на борту океанского лайнера. Об этом он рассказал «ФАКТАМ» в телефонном интервью из Лос-Анджелеса, где сейчас проживает вместе с супругой Натальей Шляпникофф. Несмотря на позднее время (в Америке было уже 12 ночи), народный артист России любезно ответил на вопросы.

«Мы с мамой жили очень бедно, но счастливо»

— Решили с женой Наташей, что нынешний мой день рождения отметим в путешествии по Тихому океану, отправимся на Гавайские острова, — рассказал Родион Рафаилович. — Проведем на лайнере 14 дней. Захотелось романтики. Прошлый мой юбилей, 65-летие, праздновали в Москве. Было весело и хорошо, но очень шумно. Поэтому решили поменять атмосферу и провести праздник в океане.

РЕКЛАМА

— Наверное, вы большой романтик?

— Всегда мечтал о море, с детства хотел стать адмиралом, ходить в дальние плавания. Можно сказать, осуществил свою детскую мечту, ведь и раньше выходил в море, правда, в такой длительный круиз и на столь большом корабле — впервые.

РЕКЛАМА

— Вы ведь снимали фильм о катастрофе на воде?

— Это была картина «На исходе ночи» о крушении огромного корабля, своего рода «Титаника». Я воссоздал атмосферу паники и все переживания, связанные с катастрофой. В реальности с этим не сталкивался, слава Богу, думаю, что и сейчас все пройдет гладко. Мы отдохнем и с новыми силами возьмемся за работу.

РЕКЛАМА

— Уже приступили к съемкам картины по биографии своей мамы-разведчицы?

— Большие надежды возлагаю на фильм, это мой сыновний и патриотический долг, связанный с Украиной, с моей Родиной. Я ведь родился в городе Пятихатки Днепропетровской области. В картине речь идет о подвиге мамы, которой на тот момент не исполнился и 21 год. Подпольная организация «Родина» отправила ее, чтобы передать сведения о фашистских войсках, оккупировавших Кривой Рог, и в действующую Красную армию, в Донецк (бывший город Сталино). Она шла, думая, что это пешее путешествие займет две-три недели, а получилось почти полгода. В это время мама была беременная, поэтому в какой-то степени я шел вместе с ней. И теперь я хотел бы восстановить этот путь. Мамы уже давно нет в живых, а я до сих пор не преодолел этот трагический и сильный, важный для понимания жизненных ценностей путь. Вот поэтому фильм и остается моей мечтой. Сейчас мы перевели сценарий на украинский язык, потому что действие происходит в Украине. Ждем, когда в стране утихнут страсти, ведь Киеву сейчас не до моего кино. Хочу подать свой сценарий на конкурсной основе, чтобы получить финансовую поддержку государства, снимать намерен в Украине, с украинскими актерами. Даст Бог, в этом году приступим.

— Скорее всего, так и будет, ведь цифры 2 и 4 имеют для вас символичное значение.

— Это вы точно подметили. Моя мама родилась в 1922 году, а я — в 44-м. Она умерла в 44 года, когда мне было 22. Ждал, опасаясь, что же произойдет со мной в 44 года. Так получилось, что в этом возрасте я уехал в Америку, голливудская студия «XX век Фокс» купила мою картину «На исходе ночи». Это был первый советский фильм, приобретенный Голливудом для интернационального показа.

В 2004 году я снимал фильм «Моя большая армянская свадьба» — впервые взялся за комедию. Но самое интересное было то, что в Ереване я наконец познакомился со своим отцом, вернее с его могилой — в 1991-м он умер. Побывал на кладбище, приблизился к своему отцу, которого считал погибшим. У них с мамой был военный роман. А потом папа вернулся на родину, в свою семью. По линии отца я нашел родственников, у меня появился младший сводный брат, племянники. И мы помогали им одно время, когда они учились. Сейчас племянники уже повзрослели и в помощи не нуждаются. Созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками. В Ереване после съемок картины я больше не был, а вот в Украину тянет, там мои корни. В памяти всплывает украинская речь, песни, привычные пейзажи Криворожья с его открытыми горнорудными бассейнами. Особенно мне дорог Днепропетровск, потому что в этом городе прошли мое детство и юность. Там мы с мамой жили очень бедно, но счастливо.

«Сразу после знакомства Василий Шукшин пригласил меня, студента, на пробы»

— Росли вы в тяжелое послевоенное время, побывали в интернате, но говорите о тех временах с ностальгией.

— Каждый человек, вспоминая детство, находит что-то хорошее, иначе нужно вообще все зачеркнуть. Несмотря на бедность, атмосфера в нашей семье из двух человек всегда была доброжелательная, нежная, теплая. Даже тогда, когда мама заболела туберкулезом и ее положили в больницу, а меня отправили в интернат, был уверен, что все будет хорошо. И ярких воспоминаний все-таки больше.

У меня раньше, чем у других ребят в классе, прорезался низкий голос. И когда начали готовить новогоднее представление в школе, на роль медведя назначили меня. Я отнекивался, поскольку был очень стеснительным, но мне заявили: «Маску надень и говори, что тебе скажут». Я бурчал что-то под маской, зрительный зал смеялся. После спектакля стали выдавать подарки всем участникам, и я получил целый пакет конфет, печенья. Как же был счастлив, когда принес все это домой. Поделился с мамой, вечером мы ели конфеты и вместе радовались. Я подумал: «Вот здорово, наверное, это интересное дело, можно каждый раз подарки получать». С тех пор каждый Новый год я играл медведя.

— Это и определило вашу дальнейшую актерскую судьбу?

— Ну не только медведь. Я так увлекся, что записался в драматический кружок во Дворце культуры машиностроителей, в так называемую агитбригаду. Моим учителем был Дмитрий Филиппович Бразинский, очень хороший актер, дорогой мне человек, который поверил в мой талант. Во многом я обязан ему тем, что стал артистом. Помог он мне и поступить во ВГИК. Я был принят на курс Юлия Райзмана. Поверьте, был очень старательным студентом, уже на втором курсе начал сниматься, подрабатывать. На то время стипендия составляла 22 рубля, из них 5 забирали на общежитие. Мы ездили в колхозы на уборку картошки. Нас там кормили и давали картошку с собой. Мешок стоял у нас в общежитии в углу комнаты. Мы эту картошку варили, жарили, парили на завтрак, обед и ужин. Повезло, что я рано начал сниматься, получать гонорары. А то даже не знаю, как выжил бы в Москве.

Свою первую большую роль я получил в 18 лет у знаменитого Василия Шукшина. Можно сказать, случайно. Василий Макарович тоже учился во ВГИКе. Помню, он ходил на занятия в сапогах и военной гимнастерке, в то время как, к примеру, Андрон Кончаловский — в модных американских джинсах. Так вот, у нас на курсе была студентка, статная красавица Лида Александрова, ставшая первой женой Василия Шукшина. Как-то она позвала его в студенческую мастерскую на наш экзамен, познакомила. Режиссер сразу же пригласил меня на фотопробы. Так я получил роль инженера Гены в фильме «Живет такой парень». Пусть не главную, но очень важную для меня. Фильм был успешным у зрителей и у критики, на фестиваль тут же поехал. После этого на студии имени Горького мне стали предлагать другие роли, уже главные.

— Вам, молодому актеру, даже роль Ленина доверили.

— Причем дважды. Играл Владимира Ильича в фильмах Марка Донского. Он родом из Одессы и поддерживал талантливых молодых украинских режиссеров и актеров. Я-то понимал, что эти роли конъюнктурные. А вот мама, умирающая в то время от рака, страшно мною гордилась и радовалась.

«Всегда старался перенимать хорошие качества своих персонажей, они сделали меня лучше»

— Ну, а всесоюзную славу и звание секс-символа вы получили, сыграв Потоцкого в фильме Никиты Михалкова «Раба любви»?

— Даже раньше. В фильме «Пароль не нужен» я играл молодого Штирлица, за что получил премию Всесоюзного кинофестиваля (1968 год). Потом была целая серия фильмов, мне достались роли правильных романтиков («Нежность», «Влюбленные»). Душевные, глубокие образы показали зрителям и режиссерам, что я могу играть не только Ленина.

Роль Потоцкого Никита Михалков для себя держал, но в итоге сыграл большевика. «Рабу любви» с другими актерами ведь начинал снимать Рустам Хамдамов. Но из-за нарушения графика и ряда других причин картину отдали Михалкову. Снимали в Одессе. Туда мы впервые поехали вместе с Верой (Глаголева — актриса, первая жена Нахапетова. — Авт.). Там же я и сделал ей предложение.

Признаюсь, для меня все роли дороги. Воспринимал славу как нечто, относящееся не ко мне, а к моим героям. Ведь это они, их качества, характер и поступки нравились зрителям. Но мои образы оказались в какой-то степени заразительными для меня. Я старался перенимать хорошие качества своих персонажей. Думаю, они сделали меня лучше. Возможно, именно благодаря сыгранным ролям я изменился. Не зря же ко мне за помощью обращаются люди. Значит, чувствуют, что могу помочь.

*В фильме Никиты Михалкова «Раба любви» Родион Нахапетов сыграл Виктора Потоцкого, а Елена Соловей — актрису Ольгу Вознесенскую. 1975 год

— Благотворительный фонд, созданный вами, успешно работает?

— Все началось с ночного телефонного звонка. В три часа ночи звонил отец шестимесячной Анечки. Тогда я уже был в Лос-Анджелесе. Дрожащим от волнения голосом мужчина произнес: «Вы играли такие роли, что не можете быть плохим человеком. Мы подумали, вы можете помочь моей дочери, она умирает, у нее тяжелый порок сердца. Сделайте что-нибудь, ведь в Америке такие врачи». Наташа тут же начала обзванивать больницы, чтобы найти выход из этой ситуации. Нашли замечательного японского хирурга, согласившегося бесплатно оперировать ребенка. Потом мы организовали свой фонд, который помогает детям с врожденными пороками сердца. Привозили детей в Америку, делали бесплатные операции. Американские врачи выезжали в Россию, оперировали в Казани, Москве, Петербурге. Сейчас деятельность нашего фонда немного изменилась, поскольку в России медицина активно развивается, есть и квалифицированные врачи, и необходимое оборудование. Теперь мы занимаемся конкретными случаями.

— У вас же и самого был порок сердца?

— Мама боялась за мою жизнь, потому что врачи слышали шумы в сердце и говорили, что в нем маленькая дырочка. Доктора сказали, если до 16 лет доживу, то в дальнейшем все будет хорошо. Дырка зарубцевалась с Божьей помощью, опасность для жизни миновала.

— Как следите за здоровьем?

— Много ходим с Наташей, йогой занимаемся, чтобы держать себя в тонусе. Силы придают дочери (радуюсь их успехам), внуки, любимая работа. Даст Бог, найду финансирование и сниму два запланированных проекта.

— Пусть мечты сбываются.

— Я верю в это.

4589

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів