Владимир Логинов: «Я разыскал обломки самолета, на котором Леваневский летел спасать челюскинцев»
— Пассажирам и экипажу парохода «Челюскин» еще повезло, что их судно тонуло около двух часов и они успели выгрузить на лед довольно много вещей, которые помогли выжить: продукты, палатки, одежду, топливо, различные инструменты, — говорит полярник, исследователь истории освоения Арктики киевлянин Владимир Логинов. — После комфортабельной жизни на судне, где были электричество, паровое отопление, баня, прачечная, уютные каюты, люди оказались на покрытой глыбами льда замерзшей поверхности моря. Стояли 30—40-градусные морозы. Полярная ночь только недавно закончилась, световой день был еще очень коротким. То и дело поднимался шквальный ветер, и мела пурга.
Я был знаком и переписывался с несколькими челюскинцами. Один из них — механик Сандро Погосов — рассказывал мне, что после эвакуации на лед они сразу бросились ставить палатки, чтобы было где переночевать. Очень спешили, ведь времени до наступления темноты оставалось немного. Инструментов не хватало, работать мешал сильнейший ветер. Если не получалось вбить колышки, края палаток придавливали ящиками с консервами. Ночью от холода спасли очень теплые спальные мешки из собачьего меха, в которые забрались прямо в одежде. Утром, позавтракав галетами и морожеными консервами, приступили к строительству лагеря. Чтобы не пришлось далеко перетаскивать припасы, разбить его решили примерно в сотне метров от места крушения парохода.
С затонувшего судна всплыло большое количество досок, которые везли для строительства домов на полярной станции на острове Врангеля, а также шлюпки, какие-то продукты и другие предметы. Их вылавливали и пускали в дело.
— Что из себя представлял лагерь челюскинцев?
— За первые три дня после крушения удалось соорудить деревянный барак для 50 человек. В окна вместо обычных стекол вставили пятилитровые бутыли. Барак снаружи утеплили — обложили примерно метровой толщины «шубой» из снега. Вдоль стен в два ряда находились спальные места, а в проходах установили самодельные печки, изготовленные из пустых бочек. Топили смесью керосина и нефти. Пол настелили из нескольких слоев фанеры и войлока.
*После кораблекрушения челюскинцы успели до наступления темноты разбить 12 палаток. Печки в тот день поставили только в двух из них — там разместились женщины и дети, а все остальные спали в очень теплых спальных мешках из собачьего меха
Одновременно с бараком построили кухню. Печку для нее сделали с отверстием такого диаметра, чтобы в него вмещался медный котел для приготовления пищи. Эта печка служила и для получения воды — горячие газы от нее отводились к емкости, в которой растапливали лед.
Половина людей ночевала в палатках. Эти брезентовые жилища тоже снаружи обложили толстым слоем снега, а внутри обшили досками. Поставили печки. В нескольких километрах от лагеря начали расчищать две посадочные полосы для самолетов — основную и резервную. Эта работа, которой руководил Сандро Погосов, была самой тяжелой — глыбы льда разбивали вручную. Прокладывать полосы несколько раз приходилось заново. Дело в том, что из-за подвижек льда появлялись крупные трещины, делавшие расчищенные площадки непригодными для посадки самолетов. Трещины возникали и на территории лагеря. Одна из них в начале марта так сильно повредила барак, что его пришлось частично разобрать и перестроить. На ночь назначали дежурного, который должен был забить тревогу, если бы началась опасная подвижка льда. В его обязанности также входило в семь утра объявить подъем. Первыми по сигналу дежурного вставали дневальные барака и палаток, разжигали печи, чтобы немного нагреть остывшие за ночь помещения, ведь температура внутри по утрам была минусовой.
Ежедневно радист Эрнст Кренкель связывался с Большой землей. Эти сеансы были короткими — приходилось экономить заряд батарей. Помимо строительства аэродромов и расчистки снега ученые и метеорологи выполняли работу по своим специальностям. Начальник экспедиции академик Отто Юльевич Шмидт (он, кстати, окончил гимназию в Киеве) читал интереснейшие лекции. Выпускалась стенгазета «Не сдадимся!». Словом, челюскинцы не унывали.
— Какие продукты были в распоряжении поваров лагеря?
— Крупы, сушеные картофель и морковь, рыбные и мясные консервы, сгущенка, масло, галеты, мука, чай, какао, сахар, конфеты, соль. С корабля успели забрать три свиные туши. А затем Сандро Погосов еще и белую медведицу с медвежонком добыл. Разделывая их, сразу выбросили печень — она у полярных медведей содержит такое большое количество витамина А, что можно отравиться и даже умереть. Продукты жестко экономили. Рассчитали, что их запаса хватит не более чем на три месяца.
Конечно, повара старались обеспечить нормальной едой детей и молодую кормящую маму Дору Васильеву. Ее дочурке не было еще и шести месяцев от роду. Малышку назвали Кариной, потому что она родилась в Карском море на борту «Челюскина».
— Как получилось, что беременную женщину взяли в длительное плавание?
— Ее муж геодезист Василий Васильев направлялся на годичную зимовку на остров Врангеля (расположен в Северном Ледовитом океане недалеко от Чукотки. — Авт.). Дора решила ехать вместе с супругом.
Судно вышло в плавание 16 июля 1933 года. Вначале оно пошло в Данию, на судоверфь, где незадолго до этого его построили, — нужно было провести некоторые работы по паровой машине. И только затем корабль взял курс на Владивосток. «Челюскину» предстояло выполнить особую миссию: доказать, что обычный пароход способен за одну навигацию пройти весь Северный морской путь (кратчайший — 5600 километров — водный маршрут из европейской части бывшего СССР на Дальний Восток. — Авт.).
*Василий и Дора Васильевы пережили челюскинскую эпопею вместе с новорожденной дочкой Кариной
Дочка у Доры Васильевой родилась 1 сентября, когда корабль был на полпути до острова Врангеля. В паспорте Карины в графе «место рождения» записано «Карское море».
Забегая наперед, скажу, что когда челюскинцев спасли и привезли в Москву, в их честь был устроен торжественный прием в Кремле. Васильевы пришли с дочкой, и Сталин держал Кариночку на руках. Кстати, затем всех участников эпопеи отправили в санаторий в Подмосковье, где каждый должен был написать воспоминания, и только тогда его отпускали домой. Благодаря этому уже через пару месяцев вышел двухтомник свидетельств челюскинцев.
— Почему людей эвакуировали со льдины только через два месяца после того, как затонул «Челюскин»?
— Сандро Погосов говорил мне, что они не знали своих точных координат. Широту и долготу в те времена определяли по звездам. Но как их увидишь, если небо все время затянуто тучами? Сразу после кораблекрушения правительственная комиссия приняла решение направить с Чукотки подмогу на собачьих упряжках. Чтобы спасателям было легче найти лагерь, челюскинцам по радио передали приказ построить вышку, установить на ней фонарь и флаг на длинном флагштоке. Все было сделано. На вышку затащили бочку. Если бы понадобилось подать световой сигнал, в ней жгли бы смоченный бензином войлок. Однако отправить экспедицию на собачьих упряжках не удалось.
Правительственная комиссия сделала ставку на эвакуацию по воздуху, но самолеты смогли прибыть на Чукотку только весной. Их пришлось перегонять издалека.
*Владимир Логинов с Сандро Погосовым на субботнике, в котором они участвовали в чукотском поселке Уэлен во время празднования 50-летия челюскинской эпопеи
— Лагерь разыскали пилоты?
— Челюскинцев обнаружил летчик Анатолий Ляпидевский. Ему удалось сделать это с 29-й попытки. И он вывез 14 пассажиров — всех женщин и детей.
Ляпидевский стал первым Героем Советского Союза. За спасение челюскинцев этого звания были удостоены семеро летчиков. Они эвакуировали в чукотский поселок Ванкарем всех обитателей лагеря. Руководителя экспедиции академика Шмидта грузили в самолет на носилках — ученый сильно заболел. Затем правительство направило его на лечение в Америку.
Звездой Героя Советского Союза под номером два наградили знаменитого пилота Сигизмунда Леваневского. Его командировали в Америку, чтобы он перегнал на Чукотку самолет «Консолидейтед Флейстер», специально приобретенный советским правительством для спасательной операции. На борту находились легендарный советский полярник Георгий Ушаков (он ездил в США для покупки этой крылатой машины) и американский техник Клайд Армистед. До Чукотки они долетели, но попали в так называемую черную пургу — когда видимость почти нулевая. Из-за этого самолет дважды едва не врезался в скалу. Спасла феноменальная реакция Леваневского — он посадил самолет каким-то чудом. При этом машина получила серьезные повреждения, а пилот — травму, ударившись головой о приборную доску. Пассажиры отделались лишь испугом. Повезло, что поблизости оказалось несколько чукотских яранг. Местные отвезли пострадавших в Ванкарем.
*Снимок сделан на Чукотке в 1980-е годы. Владимир Логинов возле найденных им обломков самолета Сигизмунда Леваневского
Во времена Советского Союза я много лет проработал на Чукотке в аэропорту. Увлекался изучением истории края, языка и культуры чукчей. Мне посчастливилось тогда разыскать самолет Леваневского, точнее, его обломки — они лежали на берегу Северного Ледовитого океана. За многие годы шторма закидали их камнями. Но из-под булыжников торчала рама с выбитым клеймом, по которому и удалось определить, что это именно тот «Консолидейтед Флейстер», на котором летел Леваневский. О находке рассказала центральная пресса. Вскоре меня включили в состав участников агитационного перелета по Чукотке, посвященного 50-летию челюскинской эпопеи. Тогда я и познакомился с несколькими челюскинцами, в том числе с Дорой и Кариной Васильевыми, с Сандро Погосовым.
Они рассказывали, что после эвакуации им нужно было добраться из Ванкарема в поселок Уэлен, расположенный примерно в 150 километрах, где предстояло сесть на корабль. Туда их планировали доставить на самолетах после того, как со льдины вывезут всех людей. Чтобы не ждать, часть челюскинцев отправилась в Уэлен пешком. Совершить переход помогали чукчи. Среди них оказалось двое европейцев — украинец Иван Миненко и норвежец Бент Волл. Они были женаты на местных женщинах, жили в ярангах. Иван и Бент тщетно искали счастья в Америке. Миненко решил вернуться на родину, когда здесь произошла пролетарская революция, однако американские власти его не отпускали, и тогда он пошел пешком. Незамерзающий Берингов пролив, разделяющий Америку и Евразию, Иван переплыл на льдине, используя вместо весла выброшенную на берег доску. Мужчина наверняка погиб бы, если бы на пути не оказалась чукотская яранга, в которой жила вдова с детьми. Эта женщина спасла Ивана, и он на ней женился. Освоил премудрости охоты. Его пасынок Рынтыргин (Иван обучил его грамоте) стал председателем совхоза, был награжден орденом Ленина и послужил прообразом героя популярной в советские времена книги Тихона Семушкина «Алитет уходит в горы».
*Ивана Миненко называли украинским чукчей — он женился на чукотской женщине, жил в яранге. На этом снимке он запечатлен с одним из внуков
С Бентом Воллом произошла такая история: он нанялся на зверобойное норвежское судно, которое вело промысел в Арктике. Когда корабль застрял во льдах, капитан поручил Бенту взорвать ледяное поле. Закончилось тем, что бедолаге оторвало пальцы рук. Поблизости оказались чукчи. Капитан попросил их за вознаграждение отвезти пострадавшего к доктору, и судно ушло. Операцию сделала старуха-знахарка. Старики смастерили Бенту протезы. Норвежец научился стрелять, выполнять другую работу. Как и Иван, женился на вдове. Миненко и Волл вместе помогали челюскинцам добраться до Уэлена. Вскоре после этого местные власти арестовали норвежца, так как тот был иностранцем. К счастью, кто-то надоумил Бента написать письмо Сталину с просьбой о советском гражданстве. Это сработало — Волла освободили.
— Как сложилась судьба Карины Васильевой?
— Она окончила геологический факультет Ленинградского университета. В молодости долгое время работала на Кавказе и в Средней Азии, затем — в Ленинграде во Всесоюзном научно-исследовательском геологическом институте.
Фото предоставлено Владимиром Логиновым
8930Читайте нас у Facebook