"Из библиотеки Рузвельта нам сообщили, что капитан Левин погиб во время падения самолета-амфибии "Каталина"
Второго сентября 1945 года завершилась Вторая мировая война. Состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии перед государствами-союзниками — США, Китаем, Великобританией, СССР. Но и спустя 70 лет остаются неизвестными биографии многих героев войны. Так, лишь недавно энтузиастам из Всемирного клуба одесситов удалось установить обстоятельства гибели советского летчика одессита Валентина Левина.
Американский Элизабет-Сити и украинскую Одессу — два города, которые разделяют океан и тысячи километров, связала трагическая судьба нашего земляка Валентина Левина. Именно из США во Всемирный клуб одесситов пришло письмо от одноклассника Левина с просьбой дать подробную информацию о нем.
*Когда объявили, что стране нужны летчики, Валентин Левин подал документы в летное училище, прошел все комиссии и был принят
— Отправной точкой в нашем поиске более двух лет назад стало письмо бывшего одессита, участника Второй мировой войны, ныне живущего в США, 95-летнего Ильи Поварчука, — рассказал «ФАКТАМ» директор Всемирного клуба одесситов Леонид Рукман. — Он готовил публикацию о своем друге Валентине Левине, но недоставало информации о том, как тот воевал и где погиб.
Вернувшись с фронта, Поварчук в 1946 году встречался с матерью Левина. Она рассказала ему о том, что в последние годы войны сын участвовал в переправке американских самолетов из США в СССР и трагически погиб, спасая американского летчика. Мать показывала другу Вали (так называли Левина в семье, хотя во многих документах он записан Владимиром) благодарственное письмо на английском языке, которое, по ее словам, было лично от президента США. Точного адреса, где жила семья Левиных (мать и второй сын Савелий) и где могли храниться какие-то документы, Илья Поварчук не помнил…
Вот строки из воспоминаний Ильи Поварчука: «Валентина Левина я встретил в шестом классе одесской школы. Он не был первым учеником, но учился хорошо. Рос без отца, только с матерью — доброжелательной и заботливой тетей Шурой. Валя был самым активным при сборе металлолома и во время работы на селе, куда ребят гоняли собирать погибающий урожай. Он стал первым комсомольцем, был совестью класса и моим другом. Когда объявили, что стране нужны летчики, Валентин, недолго думая, подал документы в летное училище, прошел все комиссии и был принят. Перед самой войной с фашистской Германией, в 1941 году, капитан Левин приезжал в отпуск к матери. Тогда и я в последний раз встречался с другом.
После возвращения с войны от тети Шуры узнал обстоятельства гибели друга. Во Второй мировой войне США были союзниками Советского Союза. Среди прочего оборудования Америка поставляла Советской армии боевые самолеты. Условия передачи самолетов были такими: американский экипаж военных летчиков вел их до границы своих территориальных вод. Затем управление самолетом и ответственность переходили к русским летчикам. Штурман капитан Левин был в составе одного из экипажей, перегонявших самолеты на русские фронты. В тот день связь с взлетевшим самолетом была потеряна в зоне ответственности американцев. С базы подняли звено истребителей. Истребители отыскали место гибели самолета. Были видны обломки самолета и два борющихся с волнами летчика. Лицо одного летчика было в крови. Кровь смывало волной. Другой поддерживал раненого, не давая ему захлебнуться. Были вызваны катера, но они не успели подойти. Съемки показали, что оба летчика вместе ушли на дно. Потом определили: раненого американского летчика спасал русский летчик Валентин Левин.
Тетя Шура бережно хранила несколько фотографий военных похорон, обломков самолета и письмо президента Гарри Трумэна с выражением благодарности матери героя».
С этих скудных данных и начал свое расследование Игорь Комаровский, член Всемирного клуба одесситов, председатель одесского «Мемориала».
— Изучил все вышедшие тома «Книги памяти погибших в годы Великой Отечественной войны по Одесской области», но имени Левина там не обнаружил, — говорит Игорь Леонидович. — Известно, что секретная трасса, по которой в СССР было поставлено по лендлизу (государственная программа, по которой США помогали союзникам боеприпасами, техникой и продовольствием. — Авт.) восемь тысяч самолетов, шла через Аляску. Там, на аэродроме американского городка Фербенкс, управление и ответственность переходили к нашим летчикам. Однако перегонка лендлизовских самолетов была строго засекречена как в СССР, так и в США. Поэтому было понятно, что поиски будут трудными…
*"Перегонка лендлизовских самолетов была строго засекречена как в СССР, так и в США. Поэтому мы понимали, что поиски будут трудными", — говорят члены Всемирного клуба одесситов Леонид Рукман и Игорь Комаровский (фото автора)
Комаровский начал с Чукотки, куда сразу же после Аляски попадали самолеты. Однако и в тамошней «Книге памяти» летчик по фамилии Левин не значился. Затем он обратился в библиотеку университета Фербенкса — города, через который пролегал секретный маршрут. Но и там ему помочь не смогли. Американцы ответили, что без номера самолета, информации о дате и месте падения поиск невозможен.
— В июне 2013 года удача все же улыбнулась, — продолжает Леонид Рукман. — Игорь Комаровский сумел найти новый адрес, по которому в то время проживал родной брат Валентина — 93-летний ветеран войны Савелий вместе с дочерью Татьяной. Во время встречи они показали фотографии из семейного альбома, орден боевого Красного Знамени, которым был награжден Валентин. Еще — похоронку и несколько очень важных документов.
— В семье сохранилась реликвия — планшет Левина с подробными описаниями и техническими характеристиками, — уточняет Игорь Комаровский. — Выяснилось, что во время тренировок он летал в районе Гренландии, над полуостровом Ньюфаундленд в Канаде… Стало известно, что Левин был пилотом Военно-Морского флота. С новыми данными я повторно обратился в американский архив и в библиотеку Рузвельта. Архивариусы нашли нужную информацию и сообщили, что капитан Левин и еще несколько советских офицеров погибли в результате падения морского патрульного бомбардировщика (летающей лодки) «Каталина». Также американцы прислали распечатки радиопереговоров экипажа в момент крушения.
Уильям Баер — архивист Президентской библиотеки-музея Рузвельта — принял самое деятельное участие в наших поисках. Благодаря ему стало известно, что самолет-амфибия «Каталина», на котором погиб Левин, поднялся с аэродрома американского городка Элизабет-Сити в штате Северная Каролина… Поставки союзникам этих летающих субмарин входили в строго засекреченный проект «Зебра».
По словам эксперта в области авиации Владимира Крыжановского, на побережье Атлантики в Элизабет-Сити располагалась военная база, куда с американских заводов для дальнейшей поставки союзникам поступали гидросамолеты. На эту базу и прибывали советские летчики. В американском флоте «Каталины» чаще всего применяли в десантных операциях. Они могли пролетать без заправки четыре тысячи километров, обладали прекрасными аэродинамическими и мореходными качествами. К торцам длинных крыльев крепились боковые поплавки. При посадке торцы крыльев складывались, принимая вертикальное положение, и машина превращалась в тримаран, устойчивый на волне. При взлете, оторвавшись от воды, машина расправляла крылья. «Каталина» могла нести значительный бомбовый груз, принимать на борт целый отряд десантников. В ее широком (до трех метров) корпусе можно было поместить мини-госпиталь. Неудивительно, что советское руководство стремилось получить чудо американской техники.
Начальником базы Элизабет-Сити был 30-летний американец украинского происхождения Стенли Черняк. С советскими экипажами подготовку вели американские инструкторы. Переводчики были присланы из советского посольства. Для того чтобы перегонять «Каталины» в СССР, были разработаны три маршрута: северный — через Рейкьявик до Мурманска, восточный — до Владивостока и южный — над Северной Африкой, через Баку до Севастополя. Все эти маршруты предполагалось задействовать в операции «Зебра».
— Северный маршрут предназначался для доставки американских лодок в распоряжение Балтийского флота, восточный — Тихоокеанского, а южный — Черноморского флота, — рассказывает Владимир Крыжановский. — Первая трасса — остров Кадьяк (Аляска) — Владивосток — была сразу же освоена, по ней проследовали все «Каталины», предназначавшиеся Тихоокеанскому флоту. Путь занимал от 15 до 22 часов, в зависимости от скорости и направления ветра. На Балтике летающие лодки в то время уже начали применять в боевой практике советского флота.
Северный маршрут — Элизабет-Сити — Рейкьявик — Мурманск — по общей протяженности был самым коротким — 4,5 тысячи миль, время полета — порядка 45 часов. Но в то же время и самым опасным: летчикам приходилось преодолевать обледенение, густую облачность, лететь на высоте 40 метров над бушующим морем. Помимо того, участок от Исландии до Мурманска пролегал в зоне боевых действий, у северного побережья Норвегии вражеская авиация постоянно выслеживала транспортные конвои союзников. Поэтому командование штаба ВМФ запретило этот маршрут, решив воспользоваться более безопасным — через экваториальные широты.
Южный маршрут пролегал от Элизабет-Сити через Пуэрто-Рико и атлантическое побережье Бразилии. Далее — перелет через Атлантику. Потом Французское Марокко, Тунис, Египет, Багдад, Баку, Севастополь. Общая протяженность его составляла 10,478 тысячи миль. Полет длился более 100 часов, вместе с остановками — не менее недели.
По этому маршруту «летчики-перегонщики» доставили для боевых нужд наших флотов 185 «Каталин». А 59 таких машин — для Черноморского флота и Главсевморпути (полярной авиации) — перегоняли шесть экипажей авиагруппы спецназначения, в которую входил и штурман Валентин Левин.
Игорю Комаровскому удалось установить, что поставки этих чудо-самолетов на советские флоты начались летом 1944 года. Обратившись в архивы Канады и Великобритании и сопоставив документы, исследователь узнал дату и место гибели Левина.
— Савелий, брат Валентина, во время нашей встречи показывал мне фотографию, на которой Валя запечатлен в 1944 году, — продолжает Игорь Леонидович. — На ней — надпись: «Багдад». То есть фото было сделано во время остановки в Багдаде — одном из пунктов, входивших в так называемый Южный маршрут.
Самолет «Каталина» поднялся в воздух с аэродрома Элизабет-Сити. На его борту, кроме советского экипажа, был радист Королевских ВВС. Капитан Валентин Левин выполнял обязанности штурмана. Катастрофа произошла вскоре после взлета, в ночное время суток. Об этом свидетельствуют распечатки радиопереговоров экипажа в момент крушения, полученные из Национального архива США.
Не так давно посчастливилось обнаружить в Интернете групповое фото советских и американских летчиков, сделанное на аэродроме Элизабет-Сити в 1945 году. Его сопровождала статья американского журналиста Джеффа Хэмптона, в которой сообщалось: «11 января 1945 года гидросамолет поднялся в темноте в воздух с базы береговой охраны в Элизабет-Сити… На борту было восемь летчиков. Пункт назначения — Россия. Вскоре после подъема в воздух самолет накренился и упал в реку Пасквотанк, при этом погибли пятеро находившихся на борту, в их числе и Валентин Левин. Пилот и еще трое выжили…»
Хэмптон также отыскал 92-летнего Григория Гагарина, который более семидесяти лет назад служил на аэродроме в Элизабет-Сити и выполнял функции переводчика. По сути, был связующим звеном между не знавшими английского нашими летчиками и их американскими коллегами. Григорий Гагарин — потомок эмигрантов из очень известной в дореволюционной России аристократической семьи. Сам Григорий был дипломированным инженером в сфере электро- и радиотехники. (Кстати, именно он в 1990 году передал копии документов и фотографии, касающиеся этой миссии, в Музей Албемарля в Элизабет-Сити. — Авт.)
Как удалось установить одесскому исследователю, останки Валентина Моисеевича Левина, погибшего в США, захоронены на Донском кладбище в Москве.
— Мы связались с дочерью Поварчука, которая сообщила координаты своего родственника, проживающего в Москве, — уточняет Леонид Рукман. — Он специально поехал на это кладбище и сделал фотоснимки.
2382Читайте нас у Facebook