Сергей Поярков сегодня один из самых успешных художников Украины. Его работы находятся в музеях, частных коллекциях по всему миру и с большим успехом продаются с аукционов. Сергей богат и не скрывает этого. Говорит, что счастлив, занимаясь любимым делом, которое к тому же приносит ему большие деньги.
Начав свою карьеру как иллюстратор, Сергей в настоящее время больше занимается скульптурой и… политикой. Активист Автомайдана, Поярков уверен, что Украина могла бы стать мощнейшим государством Европы. Если бы не… лень. Сам художник практически никогда не отдыхает. Даже свое пятидесятилетие он отметил в поездке в Каменец-Подольский…
*Сергей Поярков — счастливый человек, ведь занимается любимым делом, которое к тому же приносит ему большие деньги (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Думаю, женщины, перешагнувшие 50-летний рубеж, в душе завидуют мужчинам, подобравшимся к этому возрасту. Если для слабого пола эта цифра кошмарна, то для мужчин лишь начало пути.
— Но я бы не стал соглашаться с тем, что для женщин 50 — такая уж большая трагедия. Хотя в большинстве случаев это действительно трудно переносимая дата. Мужики же по этому поводу особо не заморачиваются: пятьдесят так пятьдесят! Вот меня, например, бесит, когда слышу в свой адрес Сергей Владимирович. Ну не чувствую я себя на Владимировича — как был Серега, так и остался. Причем где-то в возрасте 28 лет. Поэтому, когда называют цифру 50, кажется, что это не имеет ко мне отношения. Я, вообще, свои дни рождения отмечать не люблю. Вот Новый год для меня — праздник. Или дни рождения детей. Кстати, в этом году я на свой юбилей и дома-то не был. Весь в работе. Мои самые счастливые дни рождения, наверное, остались в детстве.
— И как это происходило?
— Сравниваю свои праздники с днями рождения двух детей и понимаю, что, конечно, не имел и сотой доли того, что есть у них. Игрушек у меня было, наверное, раз в двести меньше. То, что я недополучил в своем детстве, пытаюсь теперь дать детям. Хотя наша семья жила достаточно обеспеченно. Мой дедушка был директором общепита в небольшом городке, поэтому детство мое было благополучным. Но я хорошо помню, как в 1991 году впервые приехал в Америку. В Нью-Йорке увидел магазин игрушек, и первая моя мысль была: «Какие же твари все-таки коммунисты, которые забрали у меня возможность видеть такую красоту!» Конечно, я любил Чебурашку и Волка из «Ну, погоди!», но все больше от безысходности и отсутствия выбора. Я помню, что предметом желания в детстве были резиновые индейцы, которых привозили из ГДР. Потом появились пластиковые объемные солдатики. Мама где-то мне их доставала, я строил им всякие башни, замки. Наверное, строительство у меня было в крови, потому что продолжаю строить башни и сейчас. Только в натуре.
— Ваши родители имели отношение к живописи?
— Моя мама — учительница младших классов, а отец военный. Правда, последний раз видел его, когда мне исполнилось три года. Я рос совершенно самостоятельным молодым человеком, которому было наплевать на мнение окружающих. Находился на своей волне и знал, чего хочу. Поэтому, когда мне однокурсники говорили: «Пойдем, побухаем», я отвечал: «Мне это неинтересно».
— И что, не было потом проблем?
— Были. Могли и в ухо дать. Но даже при этом я стоял на своем, заявляя, что они не перестали быть болванами. Просто у меня всегда было ощущение того, куда и как должен двигаться.
— Помните, кто первый вложил в вашу руку кисть?
— Мама все время работала, а я сидел дома. Помню, она мне оставляла банку потрясающе вкусного компота из черешни, я пил этот компот и рисовал. А что делать еще, когда ты дома один? Признаться, мне как-то с детства стало понятно, что рисование станет моей профессией.
— То есть, когда вы заканчивали школу, вопрос, куда поступать, не стоял?
— Еще как стоял! Меня хотели отдать в Суворовское училище. Представляете, как это смешно звучит для всех, кто знает сейчас Пояркова. В общем, пришлось проявить твердость, сказав, что ни в какое военное училище я не пойду. Помню, с какой радостью я покинул школу. Ненавижу ее до сих пор. Советская школа — это такая, знаете, прививка от образования. В итоге я закончил художественную академию.
— Было время до развала Советского Союза, когда вы работали в нескольких известных на всю страну журналах и газетах.
— Это «Огонек», «Юность» и «Собеседник». Параллельно я сотрудничал с газетой «Комсомольское знамя». Работая в «Собеседнике», чуть не переехал в Москву. А потом так сложилось, что попал в Америку. Вернувшись оттуда, понял, что и Москва, и Киев — это села. Просто Киев поуютнее. В общем, как-то Бог меня миловал от переезда в советскую столицу.
— У вас, наверняка, была возможность остаться в Америке. Почему вернулись?
— Потому что Америка, по-хорошему, скучная страна. У нас значительно веселее. К тому же здесь мне работается гораздо легче. Конкуренции практически никакой. По большому счету, человек, который преуспел в Америке, автоматически, даже работая в полсилы, будет откровенно успешным в Украине. В Союзе я работал в пяти изданиях и трех книжных издательствах. Я был как суперэлектровеник! Прилетаю в Америку — бац, а тут все такие! Понимаете?! Помню, одним из первых больших моих заказов была иллюстрация книги на английском языке. Причем сроку мне дали всего месяц. Три недели я ее читал, а потом за неделю сделал работу. Такие вещи стимулируют! Решение экстремальных задач очень помогает повысить свою конкурентоспособность.
— И в чем вы черпаете энергию? Что пьете?
— Кстати, я мало пьющий человек. Ни разу в жизни не пробовал водку и не курил траву. Сигареты бросил в 24 года. Лет после сорока полюбил хорошее французское вино, преимущественно красное. Правда, выпить могу только вечером, после семи часов, как правило, дома.
— Какой-то вы нетипичный художник.
— Для Украины нетипичный, а для Америки в самый раз. Знаете рецепт успеха, как художнику в Украине честно заработать первый миллион? Он начинается с фразы: «С вечера не выпить водки…» Но, увы, подавляющему большинству наших мастеров этот рецепт не подходит. Поэтому в нашей стране, к сожалению, большое количество людей все делают для того, чтобы не стать успешными.
*Работы Сергея Пояркова есть во многих частных коллекциях по всему миру
— Когда на вашу голову свалился первый миллион?
— Я хорошо помню тот момент, когда затеял строительство собственного дома. Стал замечать, что деньги идут, идут, а жить моей семье все еще негде. Когда сумма, потраченная на строительство, стала семизначной, я просто перестал заморачиваться по этому поводу. Меня попустило, и я начал спокойно плыть по «строительному» течению. Совершенно согласен с утверждением, что чем больше человек тратит, тем больше он зарабатывает. Траты стимулируют приток денег. Я зарабатываю прилично, но получаю деньги лишь за то, что уже принесло мне удовольствие. Мне завидуют все: от проституток до народных депутатов — у них так не выходит.
— Многие бы хотели так, как вы.
— Но заметьте, при этом мало кто что-то делает для этого. Если бы обычный среднестатистический украинец влез в шкуру некоторых наших политических лидеров, то, я думаю, он физически просто сдох бы от истощения. Есть люди, выдерживающие бешеный ритм жизни, который многим противопоказан. Знаете, как говорят, гены — не вши, мылом не вымоешь. Мне кажется, моя активность передалась по наследству детям. Помню, как меня вызывали в детский сад поговорить о Софийке. Воспитательница сказала: «У вас проблемы с дочерью. Во время тихого часа она построила детей в колонну по четыре и повела играть на улицу». Я ей ответил: «Посмотрите на папу этого ребенка, что вы хотите от дочери?!» Хотя, по большому счету, думаю, проблемы не у моей Софийки, а у тех, кого построили в колонну по четыре. Думаю, такая история часто происходит и в масштабах страны. Когда я жил в Германии, мне попалась одна книжка. Это были немецкие народные сказки, первоисточник. Вариант, не адаптированный для юных читателей. Ее купили мои приятели своим детям. Так вот, там была сказка о том, как принц спас принцессу. Но разбудил ее не поцелуем.
— А как?
— Ну как. Она спала, пришел принц, увидел эту картину, снял штаны, задрал ей юбку и…
— Этого не может быть!
— Именно так и было! Приятели книжку от деток спрятали, пока им не исполнится 16, но я-то ее прочитал. Жизнь, словно принц, изо всех сил будит моих соотечественников во всех мыслимых позициях, но большинство упорно продолжает спать. Пора проснуться, поднять задницу и начать самим решать свои проблемы. Да, можно считать депутатов подонками, а министров идиотами, но кто сжег кнопки в вашем лифте, обгадил парадное и бросил окурки в песочницу? Диверсионная группа Азарова?! Путин с вертолета?!
— Прекратите политическую агитацию.
— Да плюньте вы на политиков! Что мешает навести порядок в вашей жизни? Проблема в том, что многие из нас по-прежнему готовы лениво все терпеть.
— У вас хватает сейчас времени на творчество?
— Признаюсь, в последнее время не очень. Но обещаю, что ровно через неделю вновь вернусь к тому, чем занимаюсь всю свою жизнь. Кстати, теперь меня больше интересует не графика, а скульптура. Я больше работаю в бронзе, чем на бумаге.
— Вы уже достроили свой дом?
— Думаю, что это в принципе невозможно — у меня ведь далеко не сто квадратных метров. И постоянно возникают какие-то новые идеи. Вот недавно, например, решил перестроить въезд на участок. Вроде бы начал строить будку для охраны, а получился четырехэтажный коттеджик с семиметровым забором и двухэтажным сарайчиком. Но иначе я не умею. Минимализм — это не мое. Строю будку, а получается дворец. К тому же непростой экономический период сам диктует мне задачи. Теперь все чаще люди за мои работы рассчитываются кирпичом, сухими смесями, стройматериалами. А я беру, куда ж мне, мягкохарактерному, деться? Или, например, говорят: «Давай, я тебе „Лексус“, а ты мне — картину». А я что? Иду на встречу коллекционеру…
— Счастливый вы человек, Сергей.
— Мне повезло, что могу зарабатывать своими руками и ни от кого не зависеть. Знаете, если принимать как формулу, что счастье — это отсутствие несчастья, то, безусловно, я счастлив. И мне хотелось бы перенести это чувство в масштабы всей страны.
8423Читайте нас у Facebook