Сергей Василюк ("Тінь Сонця") : "Я же киевлянин, поэтому болею за "Динамо"
Когда ринг-анонсер объявляет выход на поединок интерконтинентального чемпиона по версии WBO Александра Усика и звучат начальные аккорды песни «Їхали козаки», то и у зрителей руки сами собой сжимаются в кулаки и расправляются плечи. То ли еще будет с отечественными футбольными фанами, когда сборная Украины на чемпионате Европы во Франции начнет борьбу за выход в финал под эту популярную музыку. Со спортивной темы и начинаем беседу с лидером группы «Тінь Сонця» Сергеем Василюком.
*Коллектив выступает в уникальном жанре — казацкий рок. Альтернативой клавишным стала электробандура
— Летом нынешнего года ваша песня станет визитной карточкой сборной Украины на Евро-2016.
— Да, песня «Їхали козаки» победила в народном опросе, — говорит 32-летний Сергей Василюк. — Мы были очень рады, что нас включили в конкурс благодаря нашим поклонникам. Собственно, мы единственные попали на этот конкурс по просьбе болельщиков.
— А с кем конкурировали?
— С песней «Океана Эльзы» «Вставай». Обошли их на пять процентов. (Еще предлагались «Червона рута», «Смерека» группы Mad Heads и «Весна» группы «Вопли Видоплясова». — Авт.)
— Вы же и раньше, в 2014 и 2015 годах, выступали перед началом важных поединков чемпионата Украины по футболу.
— Это вообще очень интересная история, — воодушевляется мой собеседник. — Представьте себе: 1 апреля, понедельник, десять часов утра, музыкант только просыпается после концерта… Ему звонят и говорят: «Добрый день, мы хотим вас пригласить на открытие матча «Динамо» — «Шахтер» на НСК «Олимпийский». Потом добавили, что есть идея сделать супершоу с казаками. В то, что это не шутка, я поверил только к вечеру, когда мне действительно перезвонили казаки, с которыми я не был знаком, и рассказали о своих планах.
Вообще-то я заядлый болельщик. Я же киевлянин, поэтому болею за «Динамо», а на еврокубках — за все украинские команды. Особенно счастливым в этом плане был конец 1990-х. Для меня «Динамо» так же, как и любимая музыка, — это было все! Я ожидал каждого матча обожаемой команды. Скачал себе видеозаписи почти всех легендарных игр — с ПСВ (Эйндховен), с «Барселоной» и «Реалом», с «Арсеналом», «Лансом». Со «Спартаком», кстати, в 1994 году, еще до возвращения Лобановского, был очень интересный матч. И сейчас я рад, что мой любимый футболист Сергей Ребров, оказывается, еще и прогрессивный тренер, единственный, кому после такого затяжного кризиса удалось поднять «Динамо».
— А известный боксер Александр Усик тоже сам выбрал вашу песню для поднятия боевого духа?
— К нам по этому поводу никто не обращался. Мы вообще об этом узнали случайно. Надеюсь, наша песня приносит ему удачу.
Часть выступлений группы носит благотворительный характер, собранные на них средства передаются для нужд украинской армии. Радуют музыканты бойцов и живыми концертами.
— Ваши композиции часто используют энтузиасты, создающие клипы на тему нынешней войны.
— Мне кажется, самый удачный клип — это видеомонтаж на нашу песню «Народная война», правда, она там называется «Война за Украину», — говорит Сергей. — Видеоролик очень качественно сделан, мы потом познакомились с его автором — парнем из Львова, который все это монтирует. «ВКонтакте» его можно найти под псевдонимом Ланс Вихор (Lance Buxop).
— Где на передовой выступали?
— Несколько раз в Мариуполе, Курахово, Артемовске (теперь Бахмут), Северодонецке. С сольными концертами я был в Дебальцево, Водяном, Новоселовке, Дружковке, Краматорске… Это не передовая, но близко. Где я не выступал, так это под Счастьем. Никак пока не выходит. Получается, что преимущественно побывали в западной части Донецкой области. Остальное наверстаем.
— Вы были свидетелем боевых действий?
— Такой случай был во время одной из первых поездок в Краматорск, на гору Карачун, в 2014 году. Сначала наши бойцы предложили мне пострелять, я по неосторожности согласился и полностью оглох! Стрелял из «калаша» (автомат Калашникова. — Авт.), и вокруг меня стреляли. Заложило уши так, что я испугался за свое музыкальное будущее. Слава Богу, на горе Карачун был медик, мой давний знакомый казак Валерий. Он чем-то закапал мне уши и сказал, что вечером могу играть концерт. Вечером с такими заложенными ушами я пел — и почти себя не слышал… А когда начал песню «Меч Арея», раздался взрыв мины. Часть бойцов ушла, часть осталась слушать. Ну, значит, все нормально.
Опаснее всего было в Дебальцево. Объявили воздушную тревогу, и пришлось прятаться в блиндаже. Потом меня «порадовали»: мол, здесь деревянные перекрытия, и, если что, нас ничего не убережет…
— Группу «Тінь Сонця» вы основали в 1999 году вместе со старшим братом Алексеем. Вы росли в музыкальной семье?
— Пели и поют все: и оба деда, и обе бабушки в молодости пели в хоре, одна и сейчас еще поет, слава Богу. А впервые песни я услышал все-таки от отца. Он постоянно пел под гитару, в основном туристические песни. Они с мамой, кстати, и познакомились в туристической секции. У мамы музыкальный слух лучше, но пела она реже. Чаще поправляла отца, когда он немного фальшивил…
— Когда же вы начали петь?
— Первые записи мы с братом делали еще в девятилетнем возрасте. Пели песни «Машины времени» и народные. Потом Алексей отошел от этого, начал писать интересную поэзию. А я продолжал петь и записываться так, чтобы никто не слышал. В 1997-м, катаясь на велосипеде вокруг наших дач под Киевом, напевал себе гипотетический первый альбом. И одна из первых песен «Моя дорога» посвящена велосипеду «Украина». Кстати, я до сих пор не перешел на велосипед с передачами: люблю подниматься в горку со скрипом и с удовольствием спускаться с горы, не чувствуя педалей. Такой я — ортодоксальный.
Во время выступлений группы «Тінь Сонця» в зрительном зале дружно соседствуют поклонники и рока, и этно. А все потому, что коллектив с конца 2002 года работает в уникальном жанре — хеви-фолк или, как его впоследствии стали называть, казацкий рок. И тем интереснее увидеть на сцене рядом с электрогитарами и ударными электробандуру.
Поклонников также привлекают патриотические тексты композиций. Группа — желанный гость на таких украинских фестивалях, как «Дунайська Січ», «Бандерштат», «Калина у вогні», «Трипільске коло», «Холодний Яр», «Повстанець»… Стоит уточнить, что Сергей Василюк по образованию преподаватель географии и английского языка. Он закончил Национальный педагогический университет имени Драгоманова. Темой его магистерской работы была «История формирования государственной границы Украины».
В 2012 году Сергей презентовал в Киеве авторский культурно-просветительский проект «Видатні українці», а также выступил режиссером и ведущим просветительской акции «Творці української традиції», посвященной поэту и художнику Тарасу Шевченко, композитору и пианисту Николаю Лысенко, одному из лидеров украинского национального движения Николаю Михновскому.
В активе у группы — четыре музыкальных альбома «Над диким полем», «Полум'яна рута», «Танець серця» и «Грім в ковальні Бога».
— Сергей, какую музыку любите вы, чье творчество вас вдохновляет?
— Всех и не перечислишь! — признается Сергей и начинает загибать пальцы. — Из классической музыки меня вдохновляют и Вагнер, и Бах, и Лысенко, и Чайковский. Вообще я люблю понятную классическую музыку, а не «музыку для музыкантов». Из рок-музыки — постсоветский и советский рок — «Машину времени», «ДДТ», «Кино», раннюю «Алису», точнее, все раннее, потому что эти группы со временем менее интересные вещи предлагали. Из западного — «Nirvana» и «Depeche Mode», «Iron Maiden» — это моя любимая группа. Наверное, существенно повлиял их лидер, бас-гитарист Стив Харрис, из-за него я вообще увлекся игрой на басовой гитаре.
Из отечественной музыки очень нравится ранний «Скрябин» — это моя большая любовь. Позже стал слушать «Кому вниз», «Вий» — группы нашего жанра фолк-рок, фолк-металл. Еще есть чудесный бандурист Василий Жданкин, нравится Нина Матвиенко, Тарас Петриненко. Конечно, Ивасюк. Я в этом плане меломан, люблю старые украинские советские песни. «Знову цвітуть каштани, хвиля дніпровська б'є…», — поет Сергей. — Это 1950 год. Иногда исполняю ее на акустических концертах, настолько она меня трогает…
— В нашем жанре хеви-фолк за «фолк» отвечает бандура, — объясняет музыкант группы 21-летний Олег Слободян. — Бандура появилась в коллективе лет 10 назад, когда Сергей решил создать альтернативу клавишам.
22-летний гитарист Андрей Карманович уверяет, что черные кожаные костюмы больше подходят для их жанра, чем сорочки с шароварами:
— Казацкий рок — это просто вольный дух, как, в принципе, вообще в рок-музыке.
— Я пришел в «Тінь Сонця» весной 2006 года, — рассказывает 29-летний ударник группы Владимир Хаврук. — Тогда, накануне Международного фестиваля «Рок Січ», коллектив остался без барабанщика. Помню этот дебют на огромном фестивале. Сначала я очень переживал, а потом вышел на сцену, сел за барабаны… На удивление, палочки из рук не выпадали, все прошло хорошо.
1012Читайте нас у Facebook