«Археологические раскопки трипольской культуры оплачивает французский меценат Бертран Кост» (фото)
— Люди, жившие в этом доме, подготовили его к ритуальному сожжению — поставили внутрь сакральные пищу и предметы (при этом все остальные вещи убрали), а затем подожгли, — говорит старший научный сотрудник Института археологии НАН Украины кандидат исторических наук Эдуард Овчинников. Под его руководством начались раскопки подворья в поселении древних трипольцев Тальянки, которое существовало примерно 5800 лет назад недалеко от современного города Умань Черкасской области. — Охваченный пожаром дом с глиняными стенами и крышей из камыша рухнул. В таком виде — рассыпавшимся на фрагменты — мы раскопали его на глубине примерно полуметра.
В каждом из своих поселений древние трипольцы жили 50—70 лет — за это время близлежащие земли, на которых они выращивали зерновые, истощались, и людям приходилось уходить на другое место, строить там новое гигантское село. Дома, которые приходилось бросать, сжигали — это было связано с религиозными верованиями. Представьте: растянувшееся на несколько километров поселение охвачено священным огнем, за этим зрелищем наблюдают оставившие его 10—11 тысяч человек. Примерно столько жителей насчитывали Тальянки — самое крупное в мире поселение своей эпохи. Это название ему дали мы — так называлось расположенное по соседству современное село. Как сами трипольцы именовали свое селение, нам не узнать, ведь письменности у них не было.
В каждой хате трипольцев вдоль одной из стен находился так называемый подиум, на котором ставили посуду, горшки с припасами. Перед обрядом сожжения на него водружали сосуды с пищей для умерших предков, а также оставляли в комнате различные ритуальные предметы. Мы нашли здесь фрагмент одной из таких вещей — часть глиняной модели саней, на которых трипольцы везли усопших в последний путь. Кстати, на санях с полозьями, запряженными парой волов, грузы перевозили даже летом, ведь колес у трипольцев не было.
Не имело смысла оставлять в готовящемся к сожжению доме вещи, которые могут пригодиться в хозяйстве. Их забирали, поэтому во время раскопок мы редко находим предметы быта. На руинах этой хаты пока обнаружили кусочек сломанной мотыги, сделанной из рога оленя, а также ногу от небольшой статуэтки человека. Видите (Эдуард Викторович демонстрирует нам находку), мастер старательно проработал каждый палец на ступне. Это фрагмент довольно редкой фигурки, ведь в основном трипольцы делали статуэтки людей в обуви.
Прежде в паре шагов от этого подворья мы раскопали остатки хаты трипольского гончара. Среди руин оказались две великолепной работы глиняные модели ритуальных саней, запряженных волами. Это тоже очень редкие находки, ведь зачастую обнаруживаем разбитую керамику, а сани отлично сохранились. Они стали частью экспозиции Государственного музея-заповедника трипольской культуры, расположенного в получасе ходьбы от места наших раскопок в селе Легедзино.
*В Государственном музее-заповеднике трипольской культуры в селе Легедзино (недалеко от места, где было древнее поселение Тальянки) создается этнографический комплекс под открытым небом, в котором установят копии домов и хозяйственных построек трипольцев в натуральную величину
— У нас собрано уже более 30 тысяч трипольских экспонатов, — говорит директор музея Владислав Чабанюк. — В нашей коллекции есть самое древнее найденное на территории Украины изделие из металла — фрагменты медных бус, изготовленных шесть с половиной тысяч лет назад (археологи нашли их в Винницкой области). В коллекции имеются фрагменты дуршлага, сделанного из глины.
У трипольцев не было гончарного круга. Горшки, чаши, тарелки они лепили вручную, на внутренних поверхностях оставались следы от пальцев. Внешнюю часть изделий украшали. В ранний период трипольской культуры это были просто прочерченные орнаменты, затем керамику стали расписывать красками.
Один из наиболее примечательных экспонатов музея — отлично сохранившаяся фигурка богини плодородия, которую трипольцы изображали беременной. С помощью рентгена мы узнали, что внутри фигурки семь шариков — оказывается, уже в те далекие времена эта цифра считалась сакральной. Сейчас создаем этнографический комплекс под открытым небом (скансен), в котором будут копии домов и хозяйственных построек трипольцев в натуральную величину, предметы быта. Даже домашних животных туда поселим. Посетители смогут выполнить работу, которой занимались трипольцы, например, смолоть муку на каменной зернотерке.
— К сожалению, государство практически не финансирует раскопки поселений трипольской культуры, расходы по их проведению взял на себя меценат из Франции Бертран Кост, — вступает в разговор руководитель проекта исследований поселений-гигантов трипольской культуры ученый секретарь Института археологии НАНУ кандидат исторических наук Алексей Корвин-Пиотровский. — Месье Бертран помогает нам уже четырнадцатый год подряд. Нас познакомил ныне уже покойный украинский дипломат Олег Дьяченко.
— В 2000 году на выставке известного скульптора Олега Пинчука ко мне подошел Бертран с идеей финансирования его фондом трипольских исследований, — вспоминает вдова дипломата Олега Дьяченко Светлана Мироновна. — Я ответила, что помочь выйти на археологов вряд ли смогу. Но мой муж заявил: «Ты не имеешь права отказаться». Бертран сказал: «Давайте решать. Я приехал в Киев всего на два дня». Мы позвонили в Институт археологии…
*На прошлой неделе по приглашению украинских археологов Бертран Кост приехал на раскопки древних Тальянок (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Я занимаюсь бизнесом в Украине, поэтому возникло желание поддержать какой-либо важный проект в вашей стране, — говорит меценат Бертран Кост. — Выбрал исследования трипольской культуры. Тем более что тема археологии мне близка — в юности увлекался памятниками эпохи неолита на территории Франции. Изначально ставил задачу взяться не за разовый проект, а рассчитанный на продолжительный период. Ежегодно мой научный фонд выделяет на изучение трипольских поселений-гигантов 15—20 тысяч долларов.
— Кстати, сейчас мы исследуем остатки пятидесятого по счету дома в древних Тальянках, — замечает Алексей Корвин-Пиотровский. — Представляете, сколько еще осталось работы, если под слоем земли находится около трех тысяч строений.
*Исследование с помощью рентгена позволило увидеть, что внутри статуэтки трипольской богини плодородия находятся семь шариков — это число стало сакральным много тысяч лет назад
За средства Бертрана Коста мы издали на английском языке серию научных работ, в которых рассказывается о результатах исследований. Благодаря этому о нас знают за рубежом и тоже стараются помочь. Европейские коллеги провели сканирование территорий, где находились несколько поселений-гигантов, с помощью уникальной машины, которая до мельчайших деталей «видит», что находится под слоем грунта.
Ее привезли в Черкасскую область из Англии после работы на Стоунхендже — всемирно известном сооружении, сделанном в древности из огромных каменных глыб и грунта. Машина (она принадлежит Немецкому археологическому институту), оснащенная большим количеством очень чувствительных датчиков для измерения магнитного поля, позволила зафиксировать не только контуры построек, но даже тропинок, по которым ходили и гоняли скот трипольцы.
Улица, окаймлявшая Тальянки, имела протяженность семь километров. На нее выходили окна (трипольцы делали их круглыми) домов. Внутри поселения были проложены продольные улицы.
— Чем питались жившие здесь люди?
— Они выращивали более десятка сортов злаков (пшеницы, овса, ячменя), пекли из них лепешки и варили каши, — отвечает Алексей Корвин-Пиотровский. — Разводили коров, свиней и птицу. Так что на столе были мясо, сало, молоко, творог, сметана… Система хозяйствования трипольцев позволяла прокормить большое количество людей.
— Какую одежду они носили?
— Длинные рубахи надевали как женщины, так и мужчины. Штанов у трипольцев не было. Трипольские мастера оставили весьма реалистичные статуэтки людей. Например, нам попадались женские фигурки, на которых изображены меховые жилетки, сапожки, сандалии с длинными, намотанными до коленей веревками. По таким изделиям также видно, какие прически носили красавицы той эпохи: было принято укладывать волосы волнами. Мужчин лепили с бородами, медными кольцами в носу и ушах.
— Трипольцам приходилось защищаться от соседних племен?
— Никто не решился бы напасть — их было очень много. Но между собой они порой воевали, и мы находим свидетельства этому.
— Как выглядели эти люди?
— В советские годы в лаборатории знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова по черепам, найденным в Молдавии в трипольском могильнике «Выхватинцы», реконструировали их внешность. Трипольцы являлись представителями средиземноморского типа. Они были стройными, тонкокостными, невысокими.
Трипольская культура существовала около двух тысяч лет (в V—IV тысячелетиях до нашей эры). Одной из ее загадок является погребальный обряд в периоды раннего и среднего Триполья: его следов пока не удалось найти. Не исключено, что умерших в те времена отвозили в определенные сакральные места и оставляли там на съедение животным.
Удалось найти останки трипольцев, живших в поздний период существования их культуры. На восточных границах (Киевская область) умерших сжигали, пепел собирали в горшки или куски ткани и зарывали в землю. На южных (территории современной Одесской области, Молдовы и Румынии) усопших хоронили в земле, иногда насыпали курганы.
— В нынешнем году отметим 35-летнюю годовщину исследований древних Тальянок, начатых при участии одного из крупнейших специалистов в области трипольской культуры кандидата исторических наук Владимира Круца, — сказал нам на прощание Эдуард Овчинников. — Он так увлекся раскопками этого поселения, что оставил квартиру в Киеве и переселился в село Легедзино, расположенное поблизости. Его жена, известный ученый-антрополог Светлана Ивановна, поддержала мужа в этом решении. Владимир Афанасьевич скончался в 2014 году в возрасте 75 лет.
Во Львовской области на горе Жупан ученые обнаружили остатки самого западного поселения трипольцев
Версия археологов, заявлявших, что, осваивая все новые территории, трипольцы дошли из Дунайско-Днепровского междуречья до современной Галичины, на днях нашла подтверждение. Как передает информационное агентство УНН, украинско-польская экспедиция нашла на горе Жупан возле города Винники Львовской области остатки жилья и посуды трипольцев. Обнаруженное там поселение древней земледельческой цивилизации является самым западным из известных науке.
4116Больше фото смотрите здесь
Читайте нас у Facebook