Харьковские археологи: «Куда интереснее откопать кости собаки с… бусами на шее» (фото)
Раскопки на Бельском городище, на территории которого
«Вещи, пролежавшие под землей 2600 лет и при этом уцелевшие, являются для нас самыми ценными»
— Мама, а кто этого дядю убил? — девочка лет трех теребит за руку молодую женщину.
Посмотреть на раскопки никому не запрещается, и десятки людей едут в эти дни в поле за селом Бельск Котелевского района Полтавской области, чтобы поглазеть на исторические находки.
— Мы пока не знаем, кто здесь похоронен — мужчина или женщина, какого возраста, семейная это пара или вельможа и его прислуга, умерли они естественной смертью или были убиты, — объясняет маме с ребенком и многим другим собравшимся руководитель археологической экспедиции Харьковского государственного университета им. В. Н. Каразина доцент Ирина Шрамко. — Рядом с человеческими костями обнаружены кости овцы, принесенной в жертву. Останки предстоит исследовать антропологам и палезоологам (ученым, изучающим ископаемых животных. — Авт.). Главное сейчас — закрепить органику с помощью паров ацетона, чтобы она сохранилась, а научные выводы будут сделаны позже.
Пока же мы видим, что посреди гробницы размером четыре на пять метров находятся два человеческих скелета и кости овцы, в углу стоит целая (!), что очень редко случается, греческая амфора. В таких сосудах обычно оставляли умершему вино, как напутственную пищу. Бронзовые наконечники для стрел указывают на то, что погребенный был воином. Есть бронзовые зеркало, пояс и футляр для лука, античные блюда из оленьих рогов, игральные кости (астрагал), которые изготавливались из позвоночных костей некоторых животных. В другом углу — ритуальная плита для приготовления пищи…
—…и сковородка, — подсказывает руководителю экспедиции кто-то.
— Почему-то все думают, что это сковородка. На самом деле это круглое зеркало с ручкой. Самое ценное при раскопках — то, что оно и другие вещи уцелели, пролежав в земле 2600 лет. А вовсе не скифское золото, как это преподносят журналисты.
*"Мы пока не знаем, кто здесь был похоронен — мужчина или женщина, — рассказывают участники экспедиции. — Рядом с человеческими останками обнаружены кости овцы, принесенной в жертву. Все это еще предстоит исследовать"
— Но людей волнует именно золото скифов, — я, как представитель журналистской братии, все же настаиваю на том, чтобы археологи рассказали о найденных драгоценностях.
— Не исключено, что в вашем нательном крестике или цепочке есть какая-то доля скифского золота, — говорит старший научный сотрудник Музея археологии Харьковского государственного университета Станислав Задников. — Древние захоронения ведь грабили практически с момента их появления. А куда грабители девали добытые драгоценности? Сбывали! Сбытое отправлялось на переплавку. Хотя ценность скифского золота невелика — оно имело более низкую пробу по сравнению с тем, которое мы носим сейчас. Скифы отводили драгоценному металлу особую роль в своей религии и мифологии. Они хоронили умерших в одежде, расшитой золотом, с золотыми украшениями. Можно только представить, сколько было золота в курганах, если до сих пор при раскопках встречаются золотые бляшки в форме животных — то, что потеряли воры, или до чего не добрались. В раскрытом погребении, которое перед вами, тоже осталось несколько бляшек.
*Старший научный сотрудник Музея археологии Харьковского университета Станислав Задников: «Такой сосуд с фракийским узором, датируемый VI веком до нашей эры, впервые обнаружен на территории Левобережной Украины»
Продолжая рассказ о скифском золоте, Станислав Задников дает характеристику уклада жизни той эпохи:
— Представители высших слоев общества имели драгоценные чаши и тарелки, при этом низшие — ели и пили из глиняной посуды. Скифы украшали золотом колчаны и ножны, рукоятки мечей, доспехи, ремни, конскую сбрую. Однако щедро усыпанная золотыми пластинками и бляшками в форме зверей одежда не была повседневной. Скифы традиционно использовали золото в ритуальных погребениях. Но в бывших поселениях на территории Бельского городища такие находки в наше время практически не встречаются. Последний раз украшения в местах проживания древних скифов были обнаружены в 1992 году.
*Даже в разграбленных скифских курганах археологи находят золотые бляшки в форме животных
— Археологи нашли две бронзовые бляшки, бронзовое острие стрелы, копья и уникальный сосуд, сделанный на гончарном круге, что говорит о его «импортном» происхождении, поскольку скифы посуду из глины лепили, — рассказывает директор историко-культурного заповедника «Бельское городище» Игорь Корост. — Сосуд датируется VI веком до нашей эры и на Левобережной Украине такой обнаружен впервые. Узор на горловине имеет фракийское происхождение (фракийцы — древний народ, обитавший на востоке Балкан и прилегающих территориях. — Авт.), что подтверждает активные торговые связи скифов с внешним миром. Сосуд имел ритуальное назначение — в него наливали вино либо насыпали зерно.
По словам Игоря Короста, скифские погребения активно грабили в XVII—XVIII столетиях. Для производства пороха требовалась селитра, поэтому пороховых дел мастера прочесывали местность в поисках старых компостных ям, уборных, из которых можно было выпарить нужную им жидкость. Заодно раскапывали и курганы. Не зря, наверное, хутор Скоробор, рядом с которым сейчас ведутся раскопки, получил такое название. Оно состоит из слов «скоро» и «брать».
«Многие древности, найденные под Бельском, не уступают экспонатам Лувра и Эрмитажа»
Артефакты, которые в разные годы были обнаружены на территории Бельского городища, хранятся в Музее археологии при Харьковском государственном университете. То, что пока находится в земле, будет экспонироваться там в декабре — феврале, а весной следующего года с новыми экспонатами могут ознакомиться и жители Котельвы. К сожалению, райцентр, который располагается рядом с самым большим в Европе скифским поселением, не имеет помещения для демонстрации исторических находок. А ведь многие из них не уступают артефактам скифского периода, выставленным в Лувре и Эрмитаже, а то и превосходят их, считает Ирина Шрамко. К слову, она — дочь покойного Бориса Андреевича Шрамко, выдающегося археолога, крупнейшего скифолога. Профессор Шрамко изучал Бельское городище на протяжении почти 40 лет, начиная с 1958 года. Экспедиции Харьковского государственного университета, которыми он руководил, практически полностью исследовали восточное укрепление поселения древних скифов и другие оборонительные сооружения, собрали колоссальную информацию об устройстве и планировке жилых, хозяйственных и культовых построек, а также обширнейшую коллекцию вещей, дающую представление о различных сторонах жизни гелонов.
Это изделия из керамики, множество культовых предметов, статуэтки (фигурки скифов, крылатого коня и крылатой собаки, бобра, барана), кинжалы, ножи, шила, браслеты, железные и бронзовые наконечники стрел, серпы, челнок из кости (деталь ткацкого станка), пробойник для ювелирных работ и многое другое. Но самое важное: на основании собранной информации профессор Шрамко подтвердил выводы известного советского археолога Щербаковского, сделанные еще в тридцатых годах прошлого столетия, что именно здесь находился легендарный стольный город Гелон, описанный древнегреческим историком Геродотом. Среди скифского племени будинов, занимавшихся земледелием, осели греческие колонисты, изгнанные из северных причерноморских поселений. Они и основали здесь «деревянный город, обнесенный высокой стеной, каждая сторона которой протянулась на пять с половиной километров».
— Небольшое поселение, расположенное на пересечении торговых путей, стремительно росло и со временем приобрело важное стратегическое, экономическое, культурное и религиозное значение, — рассказывает Ирина Шрамко. — Здесь развивались гончарные, кузнечные, косторезные промыслы. Но более всего удивляет, что город-крепость, настоящий мегаполис, продержался четыре столетия. По преданиям, Гелон был сожжен персидским царем Дарием.
— Какую находку вы считаете наиболее интересной?
— Собаку с… бусами на шее, — говорит Ирина Борисовна, которая руководит археологическими экспедициями с 1987 года. — А еще как-то попались кости коня с уздой, лежавшие на деревянных перекрытиях склепа.
— Скифы были крепкими физически?
— И крепкими, и щуплыми, и высокими, и маленькими. Но все же, думаю, сильными: чтобы построить 37 километров земляных валов высотой десять метров, да еще выкопать возле них глубокие рвы, требовалась большая выносливость. Интересно, что зубы сохранились практически у всех.
— Иерархия четко прослеживается?
— В Скифии существовало одиннадцать слоев населения. На высшей ступени находились конные воины, на низшей — землепашцы. Понятно, что сделать такое мощное укрепление города можно было лишь при существовании определенного подчинения. На положение человека при жизни указывала и высота кургана. Царские достигали 30 метров в высоту, остальные — 10—12 метров. Мы находили тела подростков, лежавших при входе в склеп: погребения аристократов сопровождались захоронением умерщвленных слуг (рабов), лошадей, жен или наложниц.
С каждым годом курганы становятся все ниже — поля под Бельском ведь не пустуют. Теперь скифские погребения выглядят в лучшем случае как едва заметные холмики. Поэтому ученые добиваются того, чтобы памятник скифской культуры Бельское городище приобрел статус национального значения и был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы сюда поехали туристы, следует позаботиться и о создании музея скифского периода в Котельве, и о подъездных путях, и о соответствующих землеотводах…
Но что говорить об этом, если археологам не хватает финансирования на раскопки. В жару они спасаются под полиэтиленовым навесом, который так и норовит улететь при любом дуновении ветра. А самым важным достижением в плане своего материального обеспечения считают тахеометр — геодезический инструмент для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов, который в этом году купил для них университет.
3925Читайте нас у Facebook