ПОИСК
Події

«стали брать еще больше! Новая власть берет в полтора раза больше, чем старая»

0:00 19 травня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Борис Панченко, обвиняемый в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки высшим должностным лицам страны, заявил во время судебного заседания, что после того как он сказал эти слова во всеуслышание, его и еще двоих «подельников» задержала СБУ В Печерском райсуде столицы слушается одно из самых резонансных коррупционных дел новой власти: судят троих бывших помощников-консультантов народных депутатов Украины. Впрочем, если Борис Панченко и Роман Минко действительно имели такой статус соответственно при депутатах-бютовцах Григорие Омельченко и Андрее Шкиле, то являлся ли председатель правления Фонда мира и гуманизма Вадим Гальченко помощником нардепа Михаила Потебенько, пока не известно — дело о подделке удостоверения помощника-консультанта народного депутата Украины выделено в отдельное производство.

Суть дела, которое рассматривает коллегия судей под председательством Анжелы Стрижевской, такова. В Николаеве есть государственное предприятие «Заря-Машпроект», выпускающее турбины. В марте 2005 года им управлял директор, достаточно успешно справлявшийся со своими обязанностями. Однако некая российская структура решила, что для этой роли больше подходит ее ставленник. На сегодня существует несколько версий того, зачем это было необходимо россиянам. По одной из них, предприятие задолжало им 2 миллиона долларов, и они не видели другого способа вернуть деньги, кроме как заплатить за назначение «своего» директора еще 3 миллиона долларов, якобы запрошенные высшими должностными лицами Украины. По другой версии, наоборот, россиянам, задолжавшим «Заре» больше 10 миллионов долларов, завод перестал отпускать необходимую им продукцию — вот те и решили, посадив своего директора, «простить» себе долг, а возможно, и довести госпредприятие до банкротства с последующей приватизацией.

Чтобы добиться назначения «своего» человека, эти загадочные россияне начали искать «выходы» на людей, решающих подобные кадровые вопросы. Таким образом в дело оказался вовлечен Вадим Гальченко, председатель правления Фонда мира и гуманизма, членом правления которого был в то время первый вице-премьер Анатолий Кинах (кстати, выходец из Николаевской области). На суде Гальченко утверждал, что рекомендательные письма для назначения на должность директора «Зари» некоего Юрия Шкреба, подписанные нардепом Андреем Шкилем, вручил ему помощник-консультант депутата Роман Минко. Кроме Анатолия Кинаха, подписанные Шкилем рекомендательные письма на Шкреба должны были попасть к премьер-министру Юлии Тимошенко и главе Секретариата Президента Александру Зинченко. По словам Гальченко, зная о существующих между членами правительства разногласиях, он думал: если Кинах увидит рекомендательное письмо на Юрия Шкреба, подписанное «правой рукой» Юлии Тимошенко, то поймет, что вопрос с ней согласован, и скорее даст добро на назначение Шкреба.

Все происходившее во время этого судебного разбирательства достойно отдельного очерка нравов, поэтому пока расскажем лишь о некоторых его моментах.

«Шкреб сказал мне по телефону, что Шкиль требует от него за назначение 250 тысяч долларов», — рассказывает В. Гальченко и заверяет суд, что именно после этого он решил свои разговоры со Шкребом записывать — якобы с целью передать их в прокуратуру. По словам Вадима Гальченко, в СБУ, которой руководил в то время бютовец Александр Турчинов, «заявление на Шкиля отдавать было нереально». На вопрос, почему, будучи лично знакомым со Шкилем, он не спросил у самого народного депутата, правдивы ли разговоры о вымогательстве тем взятки, Гальченко отвечает: «Зачем? Если за этого лоха Шкреба платят бабки, я не хочу потерять голову».

РЕКЛАМА

Вообще, в этом деле все «пишут» всех: Гальченко, Шкреб, СБУ. В томах дела полно распечаток телефонных разговоров, текстов смс-сообщений. Среди них есть и озвученные на судебном заседании. Например, смс-ка от Минко к Гальченко: «Значит, все пять — налом. Им нужны все деньги, чтобы дать гарантии». А также звонки от Гальченко следующего содержания: «Чтобы помощник молчал, «единичку» ему положите, конвертик дайте»; «Я не допущу, чтобы Анатолия Кирилловича поссорили с Юлией Владимировной. Минко хочет все себе забрать»; «Анатолия Кирилловича пытаются обойти Шкиль и Минко, 350 тысяч забирает якобы Юля и 150 тысяч — Шкиль. Я не допущу». И наконец Гальченко звонит Панченко: «Они дождались, Кабмин принял решение о том, что Анатолий Кириллович возглавит комиссию по назначению руководителей предприятий. Интересно, как они его теперь обойдут».

Не знаю, как суду, а мне в результате допроса обвиняемых Б. Панченко и В. Гальченко, а также двоих свидетелей, пока неясно главное: вся эта возня с передачей взятки от таинственных россиян Андрею Шкилю (а через него якобы Юлии Тимошенко и Анатолию Кинаху), существовала в действительности, или обвиняемые (а может, люди, стоявшие за ними) пытались присвоить деньги, сфальсифицировав рекомендательные письма от нардепа?! Гальченко и Панченко считают, что сфальсифицировано само дело, а взятка все-таки передавалась. Они уверены, что подпись Шкиля на документах — настоящая. И свидетельница Лариса, работающая у народного депутата помощником-консультантом, утверждает: подпись на рекомендательных письмах Шкреба очень похожа на подпись шефа, а следователь рассказал ей, что экспертиза не пришла по этому поводу к единому мнению. И Гальченко, и Панченко заявляют, что о готовящейся взятке они собирались информировать нардепа Григория Омельченко, чтобы тот рассказал о ней с трибуны Верховной Рады. Он им уже якобы и день встречи назначил — 31 марта 2005 года.

РЕКЛАМА

Напомним, что Вадим Гальченко и Борис Панченко были задержаны 29 марта прошлого года неподалеку от станции метро «Лукьяновская» по подозрению в передаче крупной взятки. Прокуратура в своем обвинительном заключении утверждает, что деньги (500 тысяч долларов) якобы предназначались Анатолию Кинаху и Юлии Тимошенко — для положительного решения вопроса о назначении Шкреба на должность директора «Зари». Романа Минко, уволенного, по словам А. Шкиля, «за плохое исполнение своих обязанностей», задержали на следующий день…

На суде прокурор поинтересовался у Б. Панченко известным тому порядком назначения высоких должностных лиц. Обвиняемый ответил: «Приносишь портфель в Администрацию Президента — и дальше не твоя проблема». Кстати, Панченко утверждает, что его и Гальченко взяли после того, как в Верховной Раде, в кабинете Григория Омельченко, в присутствии других людей он сказал народному депутату: «Стали брать еще больше. Новая власть берет в полтора раза больше, чем старая».

РЕКЛАМА

В среду полковник милиции на пенсии Борис Панченко был освобожден судом из СИЗО на подписку о невыезде. Остальных «подельников» выпустили много раньше. И что интересно: в деле, по словам Панченко, имеется заявление Вадима Гальченко, в котором тот обещает рассказать следствию о местонахождении генерала Пукача, обвиняемого в убийстве Георгия Гонгадзе, — в обмен на свое освобождение из-под стражи. Вскоре после написания этого заявления Гальченко освободили, а опергруппа СБУ направилась в Израиль задерживать беглого генерала (как мы теперь знаем, съездили впустую). Торг оказался уместен.

P. S. Содержание смс-сообщений и телефонных звонков в материале передано не дословно.

496

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів