По народным поверьям, на троицу можно увидеть будущего жениха, если ранним утром заглянуть в реку, в которой ночью купались русалки
Завтра православные и грекокатолики будут отмечать один из самый больших духовных праздников — Троицу, или Пятидесятницу, день, когда на апостолов сошел Святой Дух. В народе следующая за этим торжеством неделя когда-то называлась Зеленой, Клечальной, или Русальной. А еще люди считали, что именно после Троицы начинается лето. «До Святого Духа тримайся кожуха», — говорили наши предки, не слишком доверяя переменчивому весеннему солнцу.
В субботу накануне Троицы девушки и дети шли в лес и на луг, чтобы собрать лекарственные травы
Во время Зеленых праздников цветет рожь, и, по народным поверьям, аромат будущего хлеба пробуждает всякую нечисть. Наши предки считали, что зеленые ветви и душистые травы могут защитить дома и подворья от злых духов. Так, в субботу накануне Троицы — Духов день — девушки и дети шли в лес и на луг, чтобы заготовить побольше чабреца, полыни, папоротника, любистка и, конечно же, аира (»татарське зiлля»). Вечером, до захода солнца, вся семья убирала хату ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Вербу не ломали, ведь она уже заплатила дань Богу и людям в Вербное воскресенье. Не украсить дом считалось большим грехом. В старину верили, что на Пятидесятницу души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветках, защищая свою семью от злых духов.
Обязательно озеленяли двери, ставни, заборы и загоны для скота — перед входом, окнами и по углам хозяин ставил осиновые ветви, которые не пропустят нечисть. На Черниговщине и Буковине крыши обрамляли листьями лопуха, клена и липы. Гуцулы обвивали барвинком окна, а на стекла клеили кресты из листьев полыни. Кроме этого, из царского папоротника или аира на полу выкладывали кресты. Отдельно украшали иконы: их ставили на букеты из васильков и мяты, обрамляли новыми рушниками, зажигали перед образами лампадку или свечу.
С Духова дня начинали заготавливать лекарственные травы. Считалось, что на Зеленой неделе в силу входят цветы алтеи и арники, барбариса и ромашки, бузины, медуницы и тысячелистника.
Однако главное, что полагалось сделать в субботу перед Пятидесятницей, — помянуть усопших родичей. Этот день еще называют Троицкой родительской (или дедовой) субботой. После утренней службы в церкви люди семьями отправлялись на кладбище, где устраивали обед-тризну. С собой несли освященные молоко, сыр и калачи. В память об умерших обрядовой едой угощали незнакомых людей. Пропустить службу и панихиду считалось большим грехом. Поминали не только родственников, но и без вести пропавших на чужбине. Кроме того, Троицкая суббота — единственный день в году, когда люди молились за самоубийц и некрещеных.
Кстати, считалось, что на Пятидесятницу можно окрестить умерших маленьких детей, не успевших принять это таинство. По поверью, на том свете таких младенцев похищают злые духи, и дети становятся мавками, или нявками (от слова нявь — мертвец). Только на Зеленые праздники лиходеи отпускают малышей на волю. Их души поднимаются в воздух и просят о крещении. Если кто-то из христиан услышит детский голос, он должен сказать: «Iван та Марiя! Хрещу вас в iм'я Отця i Сина i Святого Духа. Амiнь». Тогда ангелы подхватят спасенные души и отнесут их на Небеса.
Легенда гласит, что Петровский пост придумали женщины
Праздновать Пятидесятницу начинали с посещения церкви. Утром нарядно одетые люди отправлялись в храм. Особенно хороши были незамужние девчата. «Дiвочий вiк короткий», так что неизвестно, будет ли еще возможность достать из «скринi» расшитую бисером вышиванку, коралловые бусы, а на голову надеть не женский «очiпок», а богатый венок из цветов и ароматных трав! На праздник девушка должна была принести в церковь букетик из полыни, барвинка или любистка — в честь Святого Духа, давшего жизнь всему сотворенному Богом. В середину букета ставили тройную свечу. Огарок ее после службы не выбрасывали, а вместе с травами хранили как оберег.
На Троицу освящали колодцы. Священник ходил по дворам и кропил их святой водой. Желающие освятить не только колодец, но и хату, ставили у ворот стол с хлебом-солью.
Кроме священника, люди ждали у своих домов и на полях «тополю». Так на Полтавщине и Сумщине называли девушку, которую к празднику украшали цветами, листьями, лентами и бусами. Ее визит должен был защитить цветущую рожь и молодые посевы от града и засухи. Девчата и парубки с песнями ходили по сельским улицам, наведывались на поля и огороды. «Тополя» кланялась людям, желала доброго здоровья и богатого урожая. В благодарность за это ее угощали сладкими коржиками или калачами, одаривали мелкими деньгами: «тополi» на стрiчки». На собранные деньги молодежь устраивала пирушку.
Веселился на Зеленой неделе и женатый люд. Да еще как! Изрядно угощались горилкой, от пуза наедались колбасы и специальных троицких блюд. К празднику готовили летний холодец из петуха, пироги, вареники, пекли коржики и калачи. Калачей делали несколько: два больших, чтобы положить на праздничный стол, и много маленьких, чтобы раздать их на кладбище. Детей было принято угощать молочной кашей с медом.
Кстати, народ вкушал и другие плотские радости. О них в украинском фольклоре сохранилось много так называемых «зелених срамних пiсень», суть которых сводилась к призыву «паруватися у лici та лузi». Особая популярность фривольных песен объясняется предстоящим Петровским постом, в течение которого верующие воздерживаются и от скоромной еды, и от интимных отношений. В этом году Петровка будет длиться больше трех недель — с 19 июня по 11 июля. Кстати, в появлении Петровского поста старинная легенда обвиняет женщин. То ли заботясь о стройности своих мужчин, то ли из-за жадности, а только хозяйки решили, что их мужья не должны каждый день есть сметану и творог. Они посовещались и учредили Петровку. Правда, женщины не смогли прийти к единому мнению о ее продолжительности. Поэтому этот пост может длиться от одной до шести недель. Он всегда начинается через семь дней после Троицы, а заканчивается 12 июля — в праздник апостолов Петра и Павла.
Чтобы мавки не защекотали до смерти, в Клечальную неделю нельзя было купаться
Но главные обряды Зеленой недели издревле были связаны с чествованием русалок. Считалось, что в это время они выходят на берег, водят хороводы, катаются на ветвях деревьев и заманивают в реки кавалеров — молодых парубков. Чтобы русалки не защекотали до смерти, им приносили угощения и подарки. А еще защищали себя всевозможными травяными оберегами.
Поскольку встреча с водяной красавицей не предвещала ничего хорошего, на Зеленой неделе не купались. Ну а если по какой-то очень серьезной причине приходилось окунуться, то сначала в воду бросали чеснок, любисток, полынь — их запах отпугивал мавок.
Русалок особенно боялись девушки. Поэтому старались их задобрить. Так, на Полесье мавкам носили яичницу и троицкие коржики. Девчата заранее готовили угощение, плели венки из ландышей, незабудок, чабреца и полыни и, принарядившись, шли в лес. Под деревьями расстилали скатерти, обедали и пели песни. После этого парами расходились по лесу и осторожно, чтобы не сломать ветки, оплетали березки венками. На следующий день девушки возвращались в лес и расплетали венки. Перед этим каждая внимательно оглядывала свой: не завял ли? У кого венок остался свежим, тому долго жить.
Девушки посмелее гадали на жениха. До восхода солнца приходили к речке, где ночью русалки купались, и смотрели на воду. Верили, что увидят в ней своего суженого. А на Полтавщине девчата на женихов не гадали, а просили их у русалок. В подарок мавкам нужно было сплести венок и тайно отнести его в лес.
На Киевщине девушки выходили в поле с хлебом, выпеченным из ржаной муки и освященной воды. Девушки делили его поровну, потом каждая направлялась к отцовской меже и оставляла там кусочек хлеба для мавки: чтобы рожь родила.
Провожали русалок в первый день Петровского поста. Девушки вместе обедали на ржаном поле, расплетали косы, надевали венки и пели. Вечером раскладывали костер и вместе с парнями прыгали через огонь, веселились, выбирали русалку. Оканчивались забавы опять же плетением венков. Их сберегали дома и дарили именинникам, чтобы были здоровыми, «как зеленая рожь».
В статье использованы материалы этнографическо-статистической экспедиции П. Чубинского (1872 г. ), а также заметки Н. Маркевича «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» (1860 г. ).
Троицкие калачи
Для приготовления потребуется: мука — 3 килограмма, дрожжи — 100 граммов, молоко — 1 литр, соль — 20 граммов, сахар — 100 граммов, сливочное или растительное масло — 200 граммов, яйца — 8 штук.
Дрожжи растворить в молоке до консистенции сметаны, добавить 1/4 часть муки и хорошенько вымесить. Когда опара подойдет, добавить яйца, сахар, соль, оставшуюся муку и замесить тесто. В конце добавить растопленное масло. Продолжать месить до тех пор, пока тесто не начнет отставать от рук.
Тесто поставить в теплое место на 3-4 часа. Во время брожения, его нужно обмять два-три раза. Готовое тесто разделить на части. Тесто, предназначенное для одного калача, поделить на 3-4 части, раскатать в длинные полосы, заплести. Косу свернуть в кольцо, выложить в смазанную маслом форму и оставить, чтобы подошла. Перед выпеканием калач смазать взбитым яйцом. Печь в горячей духовке в течение часа.
1044Читайте нас у Facebook