ПОИСК
Культура и искусство

Сенсационная находка в Софийском соборе: под слоем краски обнаружена старинная живопись

14:48 18 января 2018
Роспись Софийского собора
Это открытие удалось сделать благодаря документам, обнаруженным в архиве Национального заповедника «София Киевская»

С заведующей сектором Национального заповедника «София Киевская» Тамарой Рясной заходим в самый древний из сохранившихся на территории Украины христианский храм — Софийский собор.

— Видите, во многих местах на сводах вроде бы нет никаких изображений — обширные поверхности просто выкрашены краской серого оттенка, — говорит Тамара Николаевна. — До недавнего времени мы с коллегами считали, что находившиеся там некогда росписи утрачены. Но оказалось, это не так. Исследуя наши архивы, я обнаружила документы о том, что на сводах находится масляная живопись XVIII—XIX вв.еков, но она наглухо закрашена. К архивной документации прилагаются черно-белые фотографии этих росписей, кальки, картосхемы.

РЕКЛАМА

— Софийский собор построен и расписан 1000 лет назад — в начале XI века. Почему там появилась гораздо более поздняя живопись XVIII—XIX столетий?

— Этот храм, переживший страшное Батыево нашествие и последующие времена разрухи, почти 600 лет капитально не ремонтировался, — рассказывает Тамара Рясная. — Только при митрополите Петре Могиле в первой половине XVII века собор начали приводить в порядок. Во времена Ивана Мазепы храм основательно перестроили — согласно архитектурным вкусам эпохи. Его внешний вид порядком изменился. Однако древние фрески и мозаики внутри остались целыми. К тому времени краски фресок поблекли. По этой или иной причине внутреннее убранство храма решили полностью переделать. К счастью, фрески не уничтожили — просто создали поверх них новую живопись в стиле украинского барокко. Эта работа продолжалась почти весь XVIII век.

РЕКЛАМА


* Тамара Рясная: «Советские реставраторы закрасили живопись XVIII—XIX столетий, решив, что ценность имеют только фрески XI века». Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

-- Шло десятилетие за десятилетием, и киевляне постепенно забыли, что Софийский собор изначально был расписан фресками княжеских времен, -- рассказывает Тамара Рясная. -- В 1843 году в одном из помещений отвалился кусок штукатурки. Даже обнаруживший этот непорядок протоиерей Тимофей Сухобрусов, похоже, не знал, что за живопись под ней скрывается.

РЕКЛАМА

В это время в Киево-Печерской лавре работал специалист по древней живописи, архитектор и историк академик Федор Солнцев — он изучал старинные произведения церковного искусства. Его попросили осмотреть обнажившийся в Софийском соборе фрагмент живописи. Академик был потрясен, поняв, что это фреска XI века.

О сенсационной находке доложили высшему духовенству и императору Николаю I. Царь распорядился раскрыть фрески и «исправить в прежнем виде». Руководителем работ назначили академика Солнцева. Кстати, он родился в семье крепостного крестьянина. Художественный талант Федора по достоинству оценил помещик, в имении которого жили Солнцевы, — граф Мусин-Пушкин. Он отпустил на свободу всех членов семьи. В 14 лет Федор стал студентом Императорской академии художеств.

Так вот, под руководством Солнцева за два года фрески XI века в Софийском соборе расчистили. И тут все увидели, что персонажи на них благословляют двумя перстами, а не тремя, как было принято после церковной реформы середины XVII века. Это вызвало серьезную озабоченность духовенства: как такую «крамолу» показывать прихожанам?! Вообще, скандалов и интриг вокруг «солнцевской» реставрации было много. Останавливаться на них не буду, это отдельная тема.

Реставрация продолжалась ровно десять лет. Старинные фрески подновили с помощью масляных красок и темперы (современные специалисты называют примененный тогда способ реставрации «варварским»). В местах, где фрески не сохранились, оставили живопись XVIII века. А на сводах в свободных местах создали новые живописные работы. Некоторые из них достаточно высокого художественного уровня.

— Кто, когда и почему их зарисовал?

— Это было сделано советскими реставраторами в 1953—1956 годах. У них был такой подход, продиктованный атеистической идеологией: из церковной живописи имеют ценность лишь фрески и мозаики XI века, потому что они древние. Значительную часть более поздней живописи решили закрасить. О ней нигде в литературе не упоминается. За 60 с лишним лет сменились уже несколько поколений историков искусства и реставраторов. Неудивительно, что о существовании под слоем краски произведений XVIII—XIX вв.еков современные исследователи не знают. Сведения об этом сохранились только в отчетах о проведении реставрационных работ середины 1950-х, которые я обнаружила в нашем архиве.


* Часть композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов»

— Никто не пытался отстоять живопись XVIII—XIX вв.еков?

— Знаете, такой смельчак нашелся — молодой сотрудник команды реставраторов (его фамилию и имя я называть не стану). Получилось так, что сейчас на композиции под сводами собора, на которой изображены 35 из 70 апостолов, один из персонажей имеет портретное сходство с этим реставратором.

— Каким образом вы выяснили, что один из них нарисован с лицом молодого реставратора?

— В отчетах середины 1950-х годов есть фотографии композиции с апостолами до и после реставрации. Я обратила внимание, что там, где изначально был изображен худощавый старец с длинными седыми волосами, появилось лицо молодого человека с пухлыми щеками и зачесанными назад волосами (такая прическа была модной в 50-х годах прошлого века). Сохранилось фото команды, работавшей тогда над живописью собора. Если сравнить лица апостола, о котором я сказала, и одного из реставраторов на снимке, вы увидите, что они очень похожи.


* Здесь изображены 35 из 70 апостолов. Кружком обведен персонаж, которому один из советских реставраторов придал свои черты лица

— Что могло подтолкнуть этого человека нарисовать себя среди святых?

— Согласно протоколам собраний группы реставраторов, молодой человек всячески отстаивал живопись XVIII—XIX вв.еков. Однажды сгоряча даже выпалил: «Эти фрески XI столетия не имеют никакой ценности!» Будучи, видимо, на взводе, он и решил написать вместо практически осыпавшегося лика старца свой портрет. Тем более что композицию с апостолами предстояло вскоре упрятать под слой серой краски.

Следует сказать: в прошлые века художники нередко изображали в церквях себя, своих друзей, возлюбленных (достаточно вспомнить, например, что в конце XIX века гениальный Михаил Врубель написал Богоматерь для иконостаса старинной Кирилловской церкви в Киеве с лицом жены известного искусствоведа Адриана Прахова Эмилии, в которую был влюблен. — Авт.). Кстати, моя коллега из Национального заповедника «София Киевская» доктор исторических наук Надежда Никитенко обнаружила, что на одной из живописных работ XVIII столетия на стенах Софийского собора среди святых изображен гетман Иван Мазепа, ведь он жертвовал значительные суммы на этот храм.

— Закрашенные в 1950-е годы композиции можно будет открыть?

— По предварительной оценке главного реставратора Национального заповедника «София Киевская» Анатолия Остапчука, сделать это непросто. Вопрос о том, будут ли раскрывать эти изображения, пока не ставился.

Покажу вам черно-белые снимки двух наиболее понравившихся мне композиций XIX века, которые сейчас скрыты под слоем серой краски. На одной из них — «Путь в Эммаус» — видим Христа, идущего по дороге с апостолами Лукой и Клеопой. Апостолы… не узнают Его.


* «Путь в Эммаус». Христос идет по дороге с апостолами Лукой и Клеопой

— Удивительно, почему?

— Лука и Клеопа находились в сильном смятении. Это произошло вскоре после распятия Иисуса. Они перестали верить в то, что Христос — Сын Божий, ведь Он умер на кресте. Оба были уверены, что Его уже нет в живых. Апостолы еще не знали, что Христос в этот день воскрес.

Они шли из Иерусалима в селение Эммаус. Сын Божий присоединился к ним по дороге, но апостолы Его не узнали. Иисус говорил им, что все произошло так, как написано в Писании, однако собеседники отнеслись к Его словам с недоверием. Втроем пришли в Эммаус, остановились в доме у Клеопы, сели ужинать. И вот тут апостолы наконец узнали Иисуса — по тому, как Он благословил и надломил хлеб (это изображено на второй композиции). В этот момент Христос стал для них невидимым. Для меня эта сцена — одна из самых трогательных. К тому же она очень талантливо написана. Кстати, эта композиция сохранилась лучше, чем другие, скрытые под слоем краски.


* Сцена в доме апостола Клеопы в селении Эммаус. Когда воскресший Иисус (в центре) благословил и надломил хлеб, Клеопа и Лука наконец узнали Его. Фото из архива Национального заповедника «София Киевская»

-- Обе эти работы середины XIХ века довольно большие — примерно по 30 квадратных метров каждая, -- продолжает Тамара Рясная. --. Следует сказать, что рядом с ними (возле иконостаса) находится целый цикл фресок о событиях, произошедших после распятия и воскрешения Иисуса.

— Удалось разобраться, где на сводах находится каждая из закрашенных композиций?

— Да, нам теперь это известно. Замечу, что во время реставрации 1950-х на сводах была уничтожена весьма ценная надпись, вероятно, сделанная в XVII веке. Мы узнали о том, что она существовала, увеличив один из архивных снимков, сделанных в 1930-е годы. Надпись гласит, что собор начал «сдатися», то есть строиться, в 1011 году. Это неимоверно важная информация. В летописях указываются две разные даты начала строительства — 1017 год и 1035-й. Надежда Никитенко, которую я уже упоминала, около сорока лет всесторонне исследовавшая Софийский собор, пришла к выводу: он был заложен раньше — в 1011 году князем Владимиром, крестившим Русь. Граффити, обнаруженные на стенах собора Надеждой Николаевной и заместителем генерального директора Национального заповедника «София Киевская» доктором исторических наук Вячеславом Корниенко, подтвердили эту дату. Все это дало основания отпраздновать 1000-летие собора в 2011 году. Но все равно дискуссии историков продолжаются. Надпись, уничтоженная реставраторами в 1950-х годах, является весомым аргументом.

4608

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров