«В фирме очень удивились, узнав, что я ищу пять репетиторов по разным языкам для… двухмесячного младенца»
Сейчас Мише Редину два года, и его день расписан буквально по минутам. Малыш занимается теннисом и музыкой, вместе с мамой «проходит» географию и математику, участвует в бильярдных турнирах с отцом и дедом. Кроме этого, Михаил изучает аж… семь языков. Занятия начинаются с утра и с перерывом на еду и дневной сон продолжаются до семи вечера. Мальчик делает явные успехи: знает по нескольку десятков слов на украинском, русском, английском, французском, испанском, немецком и китайском. Может складывать из них простые фразы и, самое главное, никогда не путает, на каком языке обращаться к каждому из своих четырех (!) репетиторов.
Дело не в том, что Миша вундеркинд. Просто его заботливая и сверхорганизованная мать решила воспитывать сына по принципу: основу жизненных знаний нужно закладывать до трeх лет. А дальше ребенок сам начнет понимать, что именно ему нужно больше всего.
«Когда я была беременна, малыш „сообщил“ мне, что он мальчик и выбрал себе имя»
36-летняя мама уникального ребенка Наталья Гамова, усадив меня в уютной кухоньке, сразу предложила составить план действий:
— Сейчас Миша в детской комнате занимается c репетитором немецким языком. Они будут разбирать карточки со словами, потом посмотрят мультик. После перекусят и займутся ролевыми играми с разными игрушками. На все это уйдет приблизительно час. Затем отправятся гулять. На прогулке — своя программа. Вы какое время выберете, чтобы посмотреть на его занятия?
Заметив мою растерянность, Наталья улыбнулась:
— Не удивляйтесь, я просто люблю планировать все до мелочей. Например, мы с мужем целый год готовились к свадьбе, продумали все до малейших подробностей. Играли свадьбу три дня, в нескольких ресторанах. На каждый день у меня было по два платья, утреннее и вечернее. Это, конечно, потребовало денег и времени — но стоило того. Событие прошло как по маслу и всем запомнилось.
Договорившись о времени «визита» в детскую, мы с Натальей принялись обсуждать ее прогрессивные методы воспитания сына.
— Детей я планировала рожать после 35 лет, —рассказывает женщина. — Получилось даже чуть раньше. В 33 вышла замуж, спустя полгода поняла, что беременна. Сразу пошла на психологические курсы для будущих мам, узнала, как нужно общаться с ребенком. Результаты были удивительные. Уже на четвертом месяце беременности малыш «сообщил» мне, что он мальчик. А к восьмому месяцу сам выбрал себе имя.
— Как это?
— Есть такая методика, — поясняет Наталья. — Кладешь руку на живот и медленно, нараспев, произносишь буквы по алфавиту. Если какая-то из них ребенку по душе — он сам даст об этом знать, толкнется изнутри ладошкой. Потом начинаешь называть мужские имена на «понравившуюся» букву. У сына было три варианта, но он остановился на Михаиле. Малыш родился в срок, с хорошим весом — 3 килограмма 900 граммов, и ростом 59 сантиметров. Родился 22 ноября, на следующий день после дня святого Михаила.
— Выходит, с именем вы угадали!
— Ну это же не просто совпадение. Я даже не удивилась, что так случилось. Сын родился со взрослым, серьезным лицом. Сразу было понятно, что этому ребенку будет интересно узнавать все новое. Первые дни после родов я училась ухаживать за Мишей — купать, пеленать, менять памперсы. Но когда ему исполнилась неделя, начала заниматься с ним… чтением. Еще до рождения сына я купила несколько комплектов языковых карточек. Каждая карточка представляет собой картонку, на которой помещена фотография предмета или животного (именно фотография, а не стилизованная картинка) и надпись. Я приобрела карточки на трех языках — украинском, русском и английском. Потом докупила еще.
— И когда появились результаты?
— Во-первых, сразу стало понятно, что ребенку это нравится. К трем месяцам он уже уверенно выбирал из двух, а потом и из трех предложенных ему карточек нужную. Причем на достаточно сложную тематику: «космос и планеты», «чудеса света», «виды спорта», «геометрические фигуры». Но к девяти месяцам я заметила, что карточки ему больше не интересны.
— Наташа, а вы сами сколько языков знаете?
— Четыре: украинский, русский, английский и испанский. Причем английский учила в школе и в институте, а испанский освоила самостоятельно за полгода. В солидной фирме, где работаю (я по образованию экономист-финансист) мне поставили условие овладеть языком в кратчайшие сроки. И я это сделала. Если бы понадобилось, выучила бы и еще. Но самостоятельно учить Мишу всему я не могу. Для того, чтобы иностранные слова правильнее «раскладывались по полочкам» и мальчик не путался, желательно, чтобы у каждого языка был свой носитель. Есть теория, что до трех лет надо дать ребенку максимально возможное количество знаний, поскольку именно до этого возраста родители еще в состоянии повлиять на его интересы. Важно дать толчок! Потом ребенок уже сам определяет, чем ему заниматься. Поэтому, когда сыну исполнилось два месяца, я начала искать ему репетиторов, обращалась в агентства. Но никто не соглашался, считая, что Миша очень маленький.
Наконец, я обнаружила фирму, которая подыскивает персонал для дома. За большие деньги — хоть этнического эскимоса. Они мне и помогли. Первым «нашелся» преподаватель китайского, 22-летний Хун Чан, студент педагогического института имени Драгоманова. Мише тогда исполнился год и один месяц, он еще на ногах-то держался с трудом. Китаец сразу подружился с мальчиком, потому что дома у него остался такой же маленький братик и, кроме того, он уже успел пройти практику в детском саду. Вскоре нам подобрали преподавателя испанского, затем — французского и немецкого языков. Я «взяла» на себя украинский, русский и английский. Еще мы серьезно занимаемся музыкой, проигрываем одним пальчиком гаммы. Сын уже знает карту мира, кто где живет, где что растет.
*Даже в песочнице и на детской площадке Наталья разговаривает с сыном исключительно по-английски (фото автора)
«На образование сына мы тратим до 25 тысяч гривен в месяц»
Тем временем у юного эрудита наступили пять минут «перекуса фруктами». Мама взялась угощать сына нарезанными киви и бананами, а меня попросили временно удалиться. Мол, малыш стесняется чужих людей.
В детской мы разговорились с репетитором по немецкому языку 26-летней Марией Заводной. Преподавательница призналась, что очень довольна маленьким подопечным:
— У меня первый такой ученик. После окончания университета я немного поработала в школе и сбежала — нервы не выдержали. Стала заниматься с детишками индивидуально. Но, как правило, самые маленькие ученики — это шести- и семилетки, которым надо помочь со школьными уроками. Когда мне предложили поработать с таким крохой, я, конечно, удивилась и немного засомневалась. Потом захотелось попробовать. Дело в том, что очень люблю играть с маленькими детьми, наблюдать, как они растут.
Репетитор приходит к ученику два раза в неделю к десяти часам утра. Иногда малыш еще спит, но чаще — уже поджидает преподавательницу. Мария занимается с ним до семи вечера. В занятия входят игры, рисование, письмо. Есть перерывы на прием пищи и, разумеется, на дневной сон —до трех часов в день. Учительница общается с Мишей исключительно на немецком.
Тут в детскую, энергично размахивая половинкой банана, вбежал герой нашей истории. Увидев меня, действительно приуныл — отвернулся, закрыл лицо кулачками. Но потом, возобновив урок с репетитором, позабыл про «чужую тетеньку». Они занялись альбомом для наклеек, повторяя незнакомые мне (увы!) слова. Миша явно был «в теме». На прощание он махнул мне рукой и произнес по-немецки: «До свидания!»
И вот я снова на просторной кухне.
— Ко взрослым ему надо привыкнуть, — наливает мне чаю Наталья. — С детьми он общается охотнее. В нашем подъезде сына знают все. Даже подростки 13—14 лет подходят к песочнице, когда Миша занимается там с репетиторами. Они специально поджидают этого момента. Детям нравится учить языки.
Наталья показывает расписание, которое она составляет на каждый день. Список запланированных дел впечатляет. Чтобы все успеть, Мише и его преподавателям нужно торопиться: семь минут на зарядку, семь на раскрашивание «разрисовки», семь на завтрак, пять на перекус, двадцать на учебный мультфильм.
У каждого преподавателя своя тетрадка, где он записывает успехи мальчика (выученные слова, навыки), по три коробки с «методическими помощниками». Тут есть все: лото, домино, маленькие сервизы, машинки, наборы овощей и фруктов, инструменты, игрушечные деньги, аптечка. Можно сыграть в любую игру! В конце расписания — графа «доделываем все, что не доделали».
— И мы все успеваем, — весело заключает мама. — Хотя, не скрою, иногда Мише не хочется заниматься, он может целый день бездельничать. Я сына ни к чему не принуждаю. Не хочет кушать — не надо, отказывается от сна — что ж поделаешь. Хотя ему, как любому ребенку его возраста, положены дневной сон, прогулка на улице. Ночному сну отведено 10—11 часов. Каждый преподаватель работает по два дня подряд. В первый день дает новую лексику, на второй ее закрепляет.
— И ни одного дня отдыха?
— Наоборот. Мы каждый день отдыхаем — после семи часов вечера, когда возвращается с работы наш папа. Вот у него нет выходных, он трудится всю неделю, включая субботу и воскресенье.
— А папа тоже на нескольких языках с сыном общается?
— Нет, только на русском. Но нашу учебу приветствует.
— Наташа, вы можете сформулировать, в чем цель вашего масштабного педагогического эксперимента?
— Если говорить глобально — в сыне я вижу будущее страны. Что я в него вложу, то он потом и отдаст своим детям. Пока он сам не может принимать решения, за него буду решать я. А если говорить прагматичнее — сейчас даже в Украине не найдешь хорошей работы без знания двух-трех иностранных языков.
Отец вундеркинда признает: образование сына обходится ему приблизительно в 25 тысяч гривен в месяц. «А на что их тратить? — замечает бизнесмен. — Новые машины, новые мобильные телефоны? Деньги нужно тратить на детей».
«Главное, чтобы между „полезными“ уроками ребенок не забыл помочь маме вымыть посуду»
Родственники относятся к педагогическому эксперименту по-разному. Родители мужа обижаются, что редко видят внука.
— На «прием» к нему надо записываться, — говорит Мишин дедушка Виктор Редин. — Мы с женой специально переехали в Бровары под Киевом из другой области, чтобы побольше общаться с малышом, но не выходит. Я созваниваюсь с невесткой, согласовываю день и час, когда можно зайти. Даже если мы в машине куда-то едем, Наташа начинает с ребенком урок математики. Я удивляюсь: зачем это? Ведь можно просто пообщаться. Мне так хочется внука иногда потискать. Чтоб он похулиганил, хоть дверцу где-нибудь оторвал. Но сын мне говорит: не лезь!
А вот родители Натальи, оба педагоги, считают, что дочь права: «Воспитывали мы ее в советское время, когда главное было одеть, обуть и накормить. Тем не менее Наташа стала замечательным специалистом, а теперь еще и прекрасной мамой, которая очень много может дать своему сыну».
Психологи тоже не сошлись во мнениях.
— На мой взгляд, мальчик перекормлен информацией, — говорит психолог Галина Кушнерук, которая познакомилась с Мишей и его мамой на съемках передачи одного из телеканалов. — Родители сразу дают ему ответы на все вопросы. А если у малыша нет возможности задать вопрос, позже он может и не возникнуть. В два с половиной года ребенок должен стать маленьким монстром: учиться сопротивляться родителям, самостоятельно познавать мир. Думаю, что в какой-то степени все в этой семье делается ради мамы. Возможно, она пытается дать сыну то, чего сама недополучила в детстве. Любой малыш нуждается в любви, похвале. Но если его будут хвалить и любить только за успехи в учебе, это негативно скажется на психоэмоциональном формировании личности. Кроме того, у Миши могут возникнуть проблемы с адаптацией в детском саду и школе. Ребенок, более развитый по сравнению со сверстниками, может проявлять снисходительное, не всегда уважительное отношению к товарищам и даже к учителям.
— Сегодня многие родители не хотят воспитывать детей по принципу «накормить, обуть, одеть», — считает руководитель столичного центра раннего детского развития «Малятко» психолог Алена Крапивная. — Существует много интересных методик раннего обучения: плавание, музыка, чтение, иностранные языки. Детки, родители которых уделяют им столько внимания, только выигрывают в развитии. У них улучшается память, формируется музыкальный слух (даже если от природы он не был абсолютным). Знания, заложенные в самом раннем детстве, остаются с человеком на свою жизнь — если, конечно, продолжать заниматься с малышом и после трех лет. Важно следить за гармоничным развитием ребенка. «Налегая» на изучение языков, нельзя забывать про спорт. Причем не обязательно заниматься теннисом — просто гулять, прыгать, бегать, плавать. Но, на мой взгляд, главное — воспитывать малыша порядочным и отзывчивым человеком. Который не забудет между «полезными» уроками помочь маме вымыть посуду, поздравить бабушку с днем рождения, поделиться игрушкой со сверстником.
17048Читайте нас у Facebook