ПОИСК
Історія сучасності

В течение Зеленой недели наши предки в реках и озерах не купались

7:30 18 червня 2016

19 июня у православных и греко-католиков один из самых больших духовных праздников — Троица. В нынешнем году из-за поздней Пасхи торжество отмечаем в середине июня, ведь праздник всегда приходится на 50-й день после Воскресения Христова. А сегодня, в Троицкую родительскую субботу, верующие традиционно идут в церковь на поминальную службу.

В обычаях Троицы, а точнее, всей Зеленой недели, гармонично переплелись христианские традиции и обряды древних славян. Так, в старину накануне праздника собирали травы-обереги и задабривали теплым хлебом русалок, которые могли, разгневавшись, лишить урожая всех жителей села. Но так было давно, а сегодня в этот праздник принято преподносить подарки нуждающимся, приглашать в дом гостей и щедро угощать их молочными и мясными блюдами. Ведь уже через неделю после Троицы, с 27 июня, начнется Петров пост. В этом году он короткий — всего 15 дней. Пост закончится 12 июля — в праздник апостолов Петра и Павла.

В канун больших церковных праздников принято поминать усопших. Троица не исключение. Суббота перед торжеством издревле называется Задушна, Духова, Батькiвська, или Дiдова. Наши предки верили, что в этот день с небес в гости спускаются души умерших родственников и остаются в родном доме всю праздничную неделю. Чтобы не тревожить усопших, люди старались на это время оставить хлопоты по хозяйству. Женщины не пряли и не шили, мужчины семь дней не выходили на нивы, не рубили и не сплавляли лес.

На Волыни в Родительскую субботу в церквах после панихиды освящали сдобные калачи, молоко, творог и яйца. Калачами принято было обмениваться в память об умерших, приговаривая: «За Царство Небесне». Снедь также раздавали беднякам. А на Буковине поминки переносили на праздничное воскресенье. После литургии люди отправлялись на кладбище.

РЕКЛАМА

Кроме того, в субботу до вечерней службы нужно было успеть нарвать трав и наломать веток, чтобы «озеленить» дом и подворье. По церковным канонам зеленый цвет — символ животворящей силы Святого Духа, преображения души. Поэтому листьями традиционно украшают не только дома, но и храмы. Иконы в церквах обрамляют березовыми веточками, пол выстилают свежескошенной травой. Священники для празднования надевают зеленое облачение.

С давних времен люди считали многие травы оберегами от злых духов. Чтобы помешать нечисти творить недобрые дела, в лесу и на лугу собирали чабрец, полынь, любисток и, конечно же, аир, в народе — татарське зiлля. Кстати, из прикорневых частей стеблей пахучего аира когда-то делали сладости наподобие восточных: высушивали их и проваривали в сахарном сиропе. А татарським зiллям крестьяне называли растение, поскольку считали, что оно досталось нам от татар, вернее, от монголо-татарского нашествия. Монголы верили, что водоемы, в которых растет аир, чистые и воду из них можно пить без опасений. Поэтому по пути к селам завоеватели разбрасывали в озерах, реках и прудах кусочки корней аира. Так он у нас и прижился. Наши селяне заметили, что в зарослях аира даже над болотами роится меньше насекомых, чем над берегами, где этого растения нет.

РЕКЛАМА

Кстати, именно накануне Троицы заготавливали целебные растения на целый год: медуницу, алтей, арнику, ромашку, бузину. По народным обычаям, сорвать первые стебли медуницы должен глава семейства, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха. А вот тысячелистник полагается собирать матери, чтобы весь год семья была здоровой и крепкой.

Для «озеленения» дома, помимо трав, использовали также ветки березы, клена, липы, ясеня, ольхи или тополя. А вот вербу не ломали, ведь она уже заплатила дань Богу и людям в Вербное воскресенье. Зелень рвали с особыми приговорками, относясь к ней, как к живой, «бо i в нiй Господня душа є».

Срезанные ветки прикрепляли на ворота, двери, ставни, загоны для скота и заборы. Полы в доме выстилали аиром. На подоконниках и столах ставили кувшины и горшки с цветами. Особенно красиво выглядел святой угол: на полках с иконами раскладывали васильки и мяту, образа обрамляли свежими рушниками и зажигали лампадку.

РЕКЛАМА

Такими нарядными дом и подворье оставались целую неделю — до начала Петрова поста. Предки верили, что в этих ветвях и прячутся души умерших родственников. Троїцьке зiлля не выбрасывали и после праздников. Травы сушили и использовали для приготовления чаев, с помощью которых избавлялись от различных недугов. Девчата мыли голову отваром любистка, щоб хлопцi любили. Сухоцветы можно было положить в амбар (чтобы отогнать мышей) и в гнездо к наседке (помогало выводиться цыплятам). А ветки после праздников сжигали, приговаривая: «Дякую тобi, деревце Боже, що ти нечисть вiд мене вiдганяло i через мене зiв`яло».

Воскресным утром люди отправлялись в храм на праздничную службу. В церковь на Троицу надевались лучшие наряды. Если в доме была дочь на выданье, то к празднику для нее старались купить новую вышитую сорочку, плахту, коралловые бусы… Необычайно красивое это было зрелище, когда в праздничный день по улицам шли девчата в украшенных шелковыми лентами богатых венках из цветов и ароматных трав. В церковь каждая девушка несла букетик из полыни, мяты, барвинка и тройную свечу — трiйцю.

После службы люди расходились по домам, приглашая на обед родственников и кумовьев. Главные блюда на троицком столе, который, кстати, накрывали не белой, а зеленой скатертью, — холодец из петуха и яичница.

Курица, тушенная с зеленым горошком

Для приготовления потребуется: курица, одна средняя морковка, одна луковица, 100 г подсолнечного масла, ст. ложка сливочного масла, 700 г зеленого горошка, ст. ложка муки, соль.

Курицу, морковь и лук положить в подсоленную воду и варить, пока птица не будет наполовину готова. Достать ее из бульона, остудить, разрезать на порции и поджарить на растительном масле.

Положить куски курицы в утятницу, добавить зеленый горошек, сливочное масло, посыпать мукой, влить бульон, в котором варилась птица, посолить и тушить 10—15 минут.

Еще готовили молочную кашу, зеленый борщ, налистники с творогом, вареники с вишней и клубникой. Пекли пироги, калачи, мандрики. Из напитков — кисель, вино, пиво, медовуха. Кстати, выпечки полагалось сделать много, так, чтобы хватило и семье, и на угощение обездоленных людей.

Пирог с вишнями или черешнями

Для приготовления потребуется: 3 стакана муки, 250 г маргарина, стакан и столовая ложка сахара, 3 яйца, ванилин, 0,5 стакана сметаны, цедра половинки лимона или апельсина, сода — на кончике ножа, 1 кг вишен или черешен.

В просеянную муку добавить соду, маргарин, натертый на крупной терке, ложку сахара, ванилин, цедру, желтки. Все продукты посечь ножом, добавляя сметану, до образования однородной массы. Замесить (тесто должно быть густым). Положить на 2 часа в холодильник. Раскатать по размеру противня. Застелить его бумагой для выпекания. Положить раскатанное тесто на противень, поколоть вилкой и печь до полуготовности при температуре 2000С (примерно 25 минут). Затем корж посыпать молотыми сухарями и положить вишни или черешни без косточек. Сверху покрыть пеной из взбитых яичных белков. Снова поставить в духовку. Печь, пока пена не станет золотистой.

Для приготовления пены белки взбить до образования густой массы. Затем постепенно (по ложке) добавлять сахар (стакан), продолжая взбивать.

У молодежи в Зелену недiлю были свои забавы. Парни и девчата устраивали игры, катались на качелях, разжигали костры… Парубки вырезали из ветки липы волшебную сопилку, звук которой способен защитить от нечистой силы. А девушки отправлялись в лес завивати берiзку. Деревце украшали лентами и водили вокруг хороводы. Считалось, что дерево имеет особую силу, которой может поделиться с человеком. Береза была также символом девичьей стройности и красоты. Видимо, поэтому в некоторых областях Украины обычай завивати берiзку сохранился до наших дней.

В лесу девчата обедают, а затем выбирают для обряда несколько берез. Разделившись на пары, девушки плетут венки, не срывая с дерева веток. Потом пары кумуються: трижды целуются через венок. После кумушки подбрасывают платочки, примечая, чей подлетит выше всех: той девице весь год будет сопутствовать удача. На следующий день девчата возвращаются в лес и смотрят на свои венки: если останутся свежими, не завянут, — вскоре сваты пожалуют. О традиции завивання вiнкiв вспоминается и в старинной народной песне:

Пусти мене, мати,
У гай погуляти,
До білої березоньки,
Про щастя спитати…

С праздником Троицы наши предки связывали надежды на богатый урожай, здоровье семьи, предстоящие свадьбы, рождение детей… А еще люди верили, что в течение недели после Троицы по земле ходят русалки. Главным днем водяных красавиц был четверг, который называли Русальной пасхой. В это, время запрещалось работать, ведь если мавки увидят кого-нибудь в поле, обязательно обидятся и уничтожат посевы. Чтобы спасти урожай, на нивах для русалок оставляли свежеиспеченный хлеб, а в садах на фруктовых деревьях развешивали полотно — на сорочки. Кроме того, в течение Зеленой недели люди не купались в реках и озерах. В народе считалось, что на это могут отважиться только киевские ведьмы, мол, они русалок совершенно не боятся.

Поскольку трудиться на Русальную пасху не полагалось, люди предавались веселью. Замужние женщины отправлялись в шинок, куда через какое-то время приходили и их мужья, чтобы вместе выпить, закусить, спеть и потанцевать. Ходить парами было опасно: русалки позавидуют семейной идиллии и погубят одного из супругов.

А вот в пятницу женщины устраивали особую постирушку: хозяйка собирала все сорочки мужа, пересыпала их золой, а потом тщательно выбивала и выполаскивала. Этот ритуал должен был отбить у мужа охоту заглядываться и на русалок, и на других женщин.

На субботу Зеленой недели в этом году приходится день Варфоломея и Варвары. Когда-то в народе говорили: «Варфоломій і Варвара дня увірвали, а ночі доточили». Ведь с этого времени день начинает сокращаться. Также считалось, что на Варфоломея все люди становятся… немного ниже ростом. Чтобы не уменьшаться, дети выбегали в поле и тянулись к солнышку, приговаривая: «Росту-росту великий, як та тополя, росту-росту міцний, як той дуб!» А еще в этот день старались попасть под дождь, особенно те люди, кто был недоволен свои ростом, или ребятишки, желающие поскорее повзрослеть.

Дети всю неделю не расставались с букетиками трав-оберегов: «Якщо їх не взяти, то русалки нападуть і залоскочуть». Но больше всего боялись мавок девушки. Они носили для потусторонних красавиц в лес венки, яичницу и хлеб, чтобы задобрить их. Дабы русалка не защекотала до смерти, с собой брали чеснок, любисток и полынь. По народным поверьям, русалки существуют разные. Например, щекотуньи — это души девушек, которые умерли зимой. На Гуцульщине мавок называли нявками (от древнерусского слова «навь» — мертвец). Их представляли красивыми девушками, которые живут в горах и заманивают молодежь, чтобы защекотать до смерти.

Через неделю после Троицы наступает Петров пост, который, кстати, строгим не считается. Запрещаются только мясо, яйца и молочные продукты. Верующим позволяется есть рыбу, овощи, каши, грибы, а также супы и борщи на растительном масле.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»

4163

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів