В 1919 году княгиню ольгу сняли с пьедестала, отбили голову и разбили туловище на 17 кусков
-- Каждый памятник, как языческий идол, требует живой людской крови, -- убежден скульптор Виталий Сивко, принимавший непосредственное участие в восстановлении монумента. -- Так произошло и с памятником княгине Ольге, Апостолу Андрею Первозванному и первым славянским просветителям Кириллу и Мефодию. Цена этого монумента -- несколько человеческих жизней.
«Монументы царям и их слугам должны быть уничтожены»
4 сентября 1911 года в Киеве в присутствии царской семьи должно было состояться торжественное открытие памятника княгине Ольге. Однако в Оперном театре стреляют в Петра Столыпина. Торжества отменили, царь со свитой отбыли из города. Хотя памятник и открыли, событие было скомкано. Важные столичные академики предрекали Ольге короткий век, считая монумент временным и экспериментальным: «Модель должна быть убрана со своего места, как только начнет рассыпаться».
В мае 1919 года новая власть приняла решение: монументы царям и их слугам должны быть уничтожены. Ольгу сняли с пьедестала, отбили голову и разбили туловище на 17 кусков. Фигуры Кирилла, Мефодия и Андрея Первозванного первое время были заколочены досками, а в 1923-м вообще бесследно исчезли. И лишь в 1987 году -- к 100-летию автора монумента Ивана Кавалеридзе -- киевская интеллигенция подняла вопрос о восстановлении памятника.
Прошли годы. Наконец в мае 1994-го макет памятника был установлен на Михайловской площади в Киеве. Рядом поставили ящик для добровольных пожертвований, предложений и мнений горожан. В 1995-м Киевсовет принимает решение: восстановить монумент княгине Ольге, святому Андрею Первозванному, Кириллу и Мефодию к маю 1996 года -- ко Дню Киева.
Была начата реконструкция Михайловской площади. Под асфальтом обнаружили фундамент памятника, детали постамента, и вдруг -- совершенно случайно -- те самые 17 кусков, на которые было разбито туловище княгини. К сожалению, голову так и не удалось отыскать. Раскопки проводились под руководством археолога Виктора Харламова, который неожиданно умер, так и не увидев восстановленного памятника.
-- За одну ночь мы с архитекторами Лисицким и Андреевым сделали обмерный план постамента княгине Ольге, -- рассказывает начальник столичного управления охраны памятников архитектуры и исторической среды Руслан Кухаренко. -- Речь шла о том, чтобы ни на йоту не нарушить идею Кавалеридзе и в точности повторить задуманное им в 1911 году. Мы расчертили фасад, а потом по ряду, по камешку его собирали. Благо, фотодокументов и свидетельств было предостаточно.
Если с архитектурой мы справились блестяще, то с фигурами начались сложности: первые варианты фигур Ольги и Андрея Первозванного семь раз не принимал художественный совет, пока я не попросил взяться за эту работу скульпторов Виталия Сивко, Николая Билыка, Виталия Шишова и Александра Дьяченко.
-- Глиняная модель требовала серьезной авторской проработки, -- говорит скульптор Виталий Сивко. -- Для наращивания первоначальной фигуры Ольги мы со скульптором Николаем Билыком ведрами перетаскали трехтонную машину глины. Две недели ночевали на раскладушках в мастерской. Для сравнения: Фальконе своего Петра I в Санкт-Петербурге делал 14 лет.
«Вернуть памятнику былую красоту и изысканность мог только мрамор»
Наступил самый ответственный момент: надо было решить, из какого же материала восстанавливать композицию. Бетон отпадал, гранит совершенно не отвечал задумке Кавалеридзе, бронзу можно бы сделать светлой, но Ольга должна «светиться» -- быть белой. Вернуть памятнику былую красоту и изысканность мог только мрамор.
-- Конечно же, -- продолжил Руслан Иванович, -- это влекло огромные расходы и большие проблемы. Нужный белый мрамор есть только в Италии -- в Каррарском карьере. Кроме того, мрамор -- очень нежный и капризный материал: малейшее неверное движение мастера и скульптура пойдет трещинами. Как, кстати, и случилось с фигурами Кирилла и Мефодия. Наполовину готовые, они раскололись.
Скульпторы за рубежом заказывают блоки мрамора 1,2x1,2x2,1 метра, нам же необходимы были крупные -- 4,5x4,5x1,5 метра. Такого размера блоков уже давно не добывают, а фигур из них не делают, наверное, со времен Возрождения. Мы заказали шесть блоков вместо трех -- после конфуза с Кириллом и Мефодием это оказалось весьма кстати.
В Карраре мы объездили более 10 карьеров, и только в последнем, где брал мрамор в давние времена сам Микеланджело, нам улыбнулась удача. Владелец карьера пошел нам навстречу и существенно снизил цену на мрамор -- как для молодого государства.
-- Ольга была княгиней, и мы с большим уважением относились к ней, -- улыбается Виталий Сивко. -- Работы было очень много. Я как чувствовал, что этот памятник будет стоять на крови -- поранил палец, ранка никак не закрывалась. Так что считаю, что принес этому памятнику и свою кровавую жертву. Мы работали тогда по 14 часов в сутки. Страшное напряжение привело к трагедии -- мы потеряли коллегу и друга -- скульптора Виталия Шишова. Он лепил Андрея Первозванного.
Владелец карьера, приехав из Каррара в Украину и ознакомившись с объемом работ, не поверил, что за три месяца мы сделали то, чему он отводил три года: «Ох и руссо, мамма миа!» Схватив с головы одного из рабочих шапку-ушанку, нахлобучил себе на голову и попросил сфотографировать его возле Ольги. Мол, иначе ему в Италии не поверят, что такое вообще может быть.
В этом памятнике есть две интересные детали: рука и посох Андрея Первозванного изготовлялись отдельно. Из-за постоянной вибрации на площади, создаваемой транспортом, высеченные из цельного куска камня его рука и посох могли разрушиться. Пришлось на ходу изобретать способ их крепления: кисть руки посадили на стержень и приклеили, а посох сделали из легкого титана, выкрасив его под мрамор.
Нам удалось, не нарушая всей композиции и в рамках замысла Кавалеридзе сделать памятник современным.
599Читайте нас у Facebook