Автор сценария фильма «Афоня» Александр Бородянский: «Высоцкий с удовольствием согласился сняться в главной роли и даже готов был петь в картине свои песни. Но потом мы с Данелия поняли: это не его роль»
Тридцать пять лет назад начинающий сценарист Александр Бородянский даже предположить не мог, что его дипломная работа обретет всесоюзную славу и откроет ему двери в большой кинематограф. Но если за экранизацию берется сам Георгий Данелия — фильм просто обречен на успех.
После выхода на экраны картина «Афоня» «обросла» всевозможными слухами. Что, кстати, является одним из показателей популярности. Рассказывали, будто фильм долго не выпускали в прокат и что у Евгении Симоновой и Леонида Куравлева, сыгравших главные роли, был настоящий роман, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте.
О том, как создавалась любимая миллионами зрителей кинокартина, «ФАКТЫ» расспросили автора сценария Александра Бородянского.
«Куравлев отказался ложиться с Симоновой голым под одеяло и даже штаны не стал снимать»
— Последний раз смотрел «Афоню» лет пять назад, — признается Александр Эммануилович. — Каждый раз просмотр картины вызывает приятные воспоминания. Сценарий под названием «О Борщове, слесаре-сантехнике жэка № 2» я написал, будучи еще студентом ВГИКа. Кстати, в самом первом варианте сценария главный герой был не сантехником, а маляром, из-за которого девушка кончает жизнь самоубийством. Но потом я подумал, что сценарий уж очень мрачный, нужно переиграть. В результате Борщов вышел у меня этаким шутником и балагуром. И не маляром, а сантехником — потому что в Советском Союзе сантехник был более значимой фигурой. Признаюсь, образ Борщова я частично списал с себя. Ну не зря же я закончил строительный техникум в Киеве!
Даже не предполагал, что мой сценарий может кого-то заинтересовать. Иного мнения был мой друг, уговоривший меня отослать текст на «конкурс сценариев о рабочем классе». Совершенно неожиданно я получил первый приз. Моему счастью не было предела. Казалось, что передо мной отрываются все двери, и я решил рискнуть — отнес свой труд на киностудию имени Довженко. Работу приняли на ура. Решили отдать мой сценарий Леониду Осыке (известный кинорежиссер, автор фильмов «Каменный крест», «Захар Беркут», «Тревожный месяц вересень», «Этюды о Врубеле» и др. — Авт. ). Мы познакомились с Леней. В роли Борщова Осыка видел Брондукова. Сразу пригласили Броню к себе «на рюмку чая», обсудили детали. Начали готовиться. Но
— Сценарий перехватил Данелия
— Не совсем так. Каким-то образом слухи о хорошем сценарии дошли до Госкино СССР. Они надавили на киностудию имени Довженко и забрали сценарий на «Мосфильм», объяснив это тем, что конкурс, в котором я победил, — всесоюзный. Снимать предложили Георгию Николаевичу (Данелия. — Авт. ). В Москве мне соврали, будто Осыка отказался снимать фильм по моему сценарию. А Лене (Осыке. — Авт. ) тоже наврали, сказав, что я передумал отдавать ему свой сценарий. Леня мне сразу позвонил, начал упрекать в предательстве. Когда же ситуация быстро прояснилась, мы поняли, что против Госкино не попрешь.
Я познакомился с Данелией. Он немножечко покритиковал мой сценарий и предложил: «Что ты горюешь? Я и так всю жизнь горюю, давай все немного веселее сделаем!» Я не возражал. Сказал только, что вижу в главной роли Брондукова. Георгий Николаевич знал Борислава по картине «Каменный крест» (лента вышла на экраны в 1968 году. — Авт. ). Но что-то его не устроило, и на главную роль он объявил большой конкурс. Пробовались Георгий Бурков, Николай Караченцов, Владимир Носик Но самой харизматичной фигурой среди кандидатов был Владимир Высоцкий. Он пришел на киностудию, мы сели за стол, выпили, поговорили. Высоцкий сказал, что с удовольствием снимется в фильме, готов даже исполнять свои песни в картине. Но потом, когда Владимир Семенович ушел, мы с Данелия поняли: это не его роль. Нужен был актер, который ближе к народу и, желательно, менее известный. В поисках такого Данелия объездил весь Советский Союз, но, увы, так никого и не нашел.
— А как же Куравлев?
- Вариант с Куравлевым возник в самом конце, когда все роли были уже утверждены. К моему удивлению, на роль Федула Данелия пригласил Брондукова, который согласился не раздумывая. Отчасти в том, что Данелия так долго не мог найти подходящего Борщова, была «вина» и Брондукова. В совместных сценах он просто сметал неуверенного в себе кандидата на роль Афони. Когда же на съемочной площадке появился Куравлев, всем стало ясно: он — Афоня.
— Правда, что актрису на роль главной героини тоже искали долго?
— Евгению Симонову мы нашли едва ли не сразу, но внезапно возникла проблема. У Жени был роман с Александром Кайдановским, с которым она как раз в это время снималась в картине «Пропавшая экспедиция». Дав согласие на роль у Данелия, она не сообщила, что параллельно снимается в другой ленте, и Георгий Николаевич очень обиделся. Мне пришлось даже мирить их.
Кстати, поначалу Катя (главная героиня фильма. — Авт. ) представлялась нам такой несчастной и невзрачной «крокодилой». Мы искали актрису со специфической внешностью, но в итоге выбрали Симонову, и не прогадали. Они с Куравлевым очень хорошо ладили на съемочной площадке. Правда, во время съемки их совместной сцены произошел ляп. Помните эпизод, когда Афоня берет у Кати номер ее телефона? Эту сцену мы снимали частями — до обеденного перерыва и после. Во время перерыва Куравлев переоделся — вместо белой рубашки надел синюю. И только на монтаже Данелия опешил: «Что мы наснимали! В одной и той же сцене Афоня то в белой рубашке, то в синей!» Но переснимать было поздно. Впрочем, этот ляп мало кто замечает.
Еще был один эпизод, который решили переиграть. По сценарию Куравлев должен был лежать с Симоновой голым под одеялом. Леня (Куравлев. — Авт. ) возмутился: «Что я, «качок» какой-нибудь? Как хотите, но разденусь только до футболки!» И даже штаны не стал снимать. Так и лежал в них под одеялом. Данелия не возражал, ведь понимал, что в советском кино секс — это не более чем разговор мужчины и женщины.
«На рынке Крамарову бесплатно давали продукты»
— Говорят, Брондуков был чемпионом по приколам на съемочной площадке.
— Как-то во время съемки Броня (Брондуков. — Авт. ), облаченный в невзрачную робу и безвкусную шляпу Федула, вышел из павильона покурить. А когда возвращался, охранник отказался его впускать: «Уйди, алкаш, не шатайся тут!» Брондуков возмутился: «Да я артист!» На что охранник ответил: «Много вас тут таких «артистов» вертится». На зов Брондукова прибежал Данелия, который заявил охраннику: «Пропустите его. Он с нами пьет». Кстати, пили мы с Брондуковым и вправду немало.
Броня запомнился мне очень веселым и задорным человеком. Однако он любил поговорить и на серьезные темы. Кроме того, Брондуков обожал рыбалку и часто брал с собой удочку прямо на съемку.
— А чем вам запомнились Евгений Леонов и Савелий Крамаров?
— Леонов — это величина! Непререкаемый авторитет. При этом он не держался особняком, любил общение. Мог позволить себе выпить, но немного — у него было слабое сердце. Зрители относились к Леонову с почтением. А вот к Крамарову отношение было панибратское. Это его немного задевало. Каждый мог подойти к Савелию и похлопать, как клоуна, по плечу. Приглашали выпить. Он отказывался, потому что вообще не пил. На рынке Крамарову бесплатно давали продукты. Особенно часто одаривали почему-то рыбой. Савелий не отказывался. Отдавал рыбу в ресторан, где ее готовили для всей съемочной группы.
— Правда, что Данелия на съемочной площадке пристрастил вас к пиву?
— До знакомства с Данелия я относился к пиву более чем сдержанно. Георгий Николаевич нашел у меня в сценарии эпизод, где Афоня и его друг Коля (герой Е. Леонова. — Авт. ) разбивали в бокал с пивом желток. Есть такая традиция в Воркуте, откуда я родом. Георгий Николаевич эту сцену в фильм не включил, но, видимо, посчитал меня большим любителем пива. Поэтому, когда мы приходили в ресторан, он неизменно заказывал мне пиво. Отказываться было неудобно. Я морщился, но пил. Потом привык. С тех пор пиво для меня — любимый алкогольный напиток.
— В «Афоне» тема алкоголя проходит красной нитью. С цензурой пришлось столкнуться?
— Сразу после премьеры в одной газете вышла разгромная статья. Критики говорили, что самое слабое место в фильме — это сценарий и что даже Данелия ничего не смог с ним сделать. Я очень сильно расстроился. Но, как ни странно, на этом критика закончилась. Никто не сказал по поводу пьяных сцен ни одного кривого слова.
— После «Афони» ваша карьера стремительно пошла вверх.
— Да, меня пригласили на «Мосфильм» на должность главного редактора. Пришлось очень туго. Проработав на «Мосфильме» три года, я понял, что деградирую как сценарист, ведь за все это время не написал ни одного сценария. Большим плюсом было то, что, работая редактором, я познакомился с Кареном Шахназаровым. Мы с ним как-то внутренне сошлись, начали вместе работать и впоследствии создали много хороших картин. (Результатом их совместного творчества стали такие фильмы, как «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Сны». — Авт. )
2191Читайте нас у Facebook