ПОИСК
Політика

Теперь судья может рассмотреть дело, даже не проводя судебного заседания и не вызывая его участников

0:00 31 серпня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Стартовавшая в Украине судебная реформа преподнесла гражданам нашей страны много сюрпризов

Третьего августа в стране стартовала судебная реформа, которая так или иначе может коснуться каждого. И не только в связи с тем, что тюрьма да сума никому не заказаны. Для нас давно привычным стало отстаивание в суде своих имущественных и других интересов. Кто-то это делает более успешно, кто-то менее. Но большинство людей, когда-либо сталкивавшихся с отечественной судебной системой, описывая свои впечатления, выражений не подбирают. Впрочем, судей у нас ругают даже те, кто с ними ни разу не общался. Что и говорить, слишком многие представители третьей власти хорошо постарались для этого.

Зато теперь все будет по-другому, обещают отцы и мать реформы, а именно: народный депутат Украины и член Высшего совета юстиции Сергей Кивалов, министр юстиции Александр Лавринович, заместители главы Администрации Президента Елена Лукаш и Андрей Портнов. Реформированный суд, дескать, будет и скорым, и справедливым. Тех же, кто такой суд вершить не захочет, уволят и накажут, зато добросовестным и профессиональным судьям из судов первой инстанции обещают повысить зарплату. Правда, не сразу, а в течение пяти лет. Но, несмотря на то что вступившим в силу Законом «О судопроизводстве и статусе судей» «на ходу» внесены изменения в несколько кодексов и суды уже сейчас должны работать по новым правилам, как выяснилось, о новациях судопроизводства знают даже не все прокуроры и адвокаты. Что уж говорить о рядовых гражданах — участниках судебных процессов.

Итак, что сулит всем нам судебная реформа? «ФАКТЫ» решили выслушать профессионалов-юристов, чтобы выяснить, что изменилось на основных этапах судебного рассмотрения дел, и определить риски, которые несут эти изменения.

С вступлением в силу нового закона возникла опасность того, что дела нередко будут рассматриваться без ответчика

Отношения граждан с судом начинаются, как правило, с подачи иска или с передачи расследованного уголовного дела в суд. В части, регламентирующей уголовный процесс, в который внесены незначительные изменения, все новшества еще впереди (как рассказал «Коммерсанту» замглавы Администрации Президента Андрей Портнов, реформа уголовной юстиции, предусматривающая в том числе и ликвидацию досудебного следствия, должна быть подготовлена за девять месяцев). А вот изменения в гражданское, хозяйственное, административное судопроизводство уже вступили в силу. И, подавая иск, сейчас важно точно знать, в какой суд его нести, иначе вам могут отказать в рассмотрении. Например, до сих пор споры по поводу пенсий (их начисления, пересчета и т. д. ) и других социальных выплат находились в гражданской юрисдикции, но с января 2011 года с претензиями по этому поводу нужно будет обращаться уже в административный суд.

РЕКЛАМА

Важно знать и то, что в отличие от прежних времен «разгула судебной демократии», когда акты, исходящие от президента, из Верховной Рады и Высшего совета юстиции, можно было опротестовать в каком-нибудь енакиевском или сколевском райсуде, теперь такие документы будут обжаловаться исключительно в спецпалате Высшего административного суда Украины. Не менее важно помнить и о том, что решения этой спецпалаты окончательны и обжалованию почему-то не подлежат. Многие судьи и тем более правозащитники считают, что это положение нарушает основные принципы судебной защиты и Конституцию Украины, которая гарантирует возможность апелляционного и кассационного обжалования любого(!) судебного решения.

После подачи иска в суд дело попадает к судье. К какому конкретно, отныне будет определять автоматизированная система документооборота, которую планируют ввести с нового года. Если, конечно, будут выделены необходимые средства, что очень сомнительно — пока даже компьютеры в свои кабинеты многие судьи покупают за собственные деньги. А в Государственной судебной администрации подсчитали, что при реальной потребности в почти девять миллионов гривен Минфин выделяет на реализацию судебной реформы чуть более двух миллионов, то есть 25 процентов, которых хватит только на зарплаты судьям и обеспечение работы судов до апреля-мая следующего года.

РЕКЛАМА

До начала реформы в обязанности суда не входили проверка или установление местонахождения ответчика. Повестки отправляли заказными письмами, и стороны должны были расписаться в получении. В противном случае повестка считалась не врученной, а решение суда, который проходил в отсутствие одной из сторон, на этом основании можно было оспорить. До рассмотрения дела или спора по сути назначалось предварительное судебное заседание, на котором выяснялись позиции сторон, подавались встречные иски, предъявлялись доказательства. Сейчас обязанность проверять местонахождение ответчиков по иску возложена на суд.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что в новой редакции кодекса, регулирующего гражданский процесс, сокращаются не только сроки, в которые суд должен рассмотреть дело, но и время, отведенное гражданам на получение извещений, устранение недостатков, апелляцию и просто подготовку к делу и сбор доказательств.

РЕКЛАМА

Например, с семи до трех дней уменьшился срок, который считается «достаточным временем для явки в суд и подготовки к участию в судебном заседании». И это с учетом того, что почта у нас даже по Киеву ходит, очевидно, пешком: пять дней из одного почтового отделения в другое. Таким образом, риск того, что человек не успеет подготовиться к суду, более чем реален.

В административном процессе, кроме вызова участников в суд с помощью заказных писем, вводится система извещения сторон о предстоящем рассмотрении дела телефонограммами, факсограммами, электронными сообщениями. Правда, тоже не с сегодняшнего дня, а лишь с началом функционирования единой базы данных электронных адресов и номеров факсов субъектов властных полномочий. Если ответчик оповещен, но в назначенный час не явился в суд, заседание может состояться… и без него.

- После вступления в силу нового закона возникла опасность того, что дела нередко будут рассматриваться без ответчика, — говорит известный киевский адвокат Марина Лебедева.  — Существенно сократилась возможность поиска ответчика для его реального извещения. Суд проверяет через соответствующий орган место регистрации проживания или пребывания ответчика. И отправляет извещение по этому адресу. Но ведь регистрация места пребывания обязательна не для всех! И человек может жить, не регистрируясь, то ли в арендованной квартире, то ли у друзей, даже не догадываясь о том, что к нему подан иск. А кто-то возьмет, например, нормальный отпуск и уедет как раз в тот ограниченный законом промежуток времени, когда он мог бы узнать о предстоящем суде и успеть к нему подготовиться. Я не исключаю и ситуаций, когда истцы, зная о том, что ответчик находится, например, в длительной командировке, могут подгадать с датой подачи иска так, чтобы дело рассматривалось вообще без оппонента.

Трансформировались и правила, по которым можно изменить предмет или основание иска, обратиться со встречным иском, подать или истребовать доказательства, подать ходатайство. Теперь это возможно сделать только до начала рассмотрения дела по сути. Раньше такие вопросы решались чаще всего на предварительном заседании, которое теперь стало необязательным. Некоторые юристы считают, что принятые ограничения существенно сужают возможность граждан защитить свои права.

По мнению адвоката и главы столичной квалификационно-дисциплинарной коллегии адвокатов Инны Рафальской, отмена предварительных заседаний и сокращение сроков обжалования не повлияют на качество правосудия, однако заставят участников процесса более ответственно отнестись к подготовке дел, а само слушание сделают более динамичным. «Если у истца изменятся основания либо предмет иска, закон не лишает его права предъявить новый иск, оставив тот, к которому он утратил интерес, без рассмотрения», — сказала Инна Рафальская «ФАКТАМ».

Правда, подача нового иска потребует новых немалых судебных издержек.

С начала рассмотрения дела по сути и до принятия решения хозяйственным и гражданским судам первой инстанции на все про все дано не более 75 дней, а админсуды должны уложиться в срок от одного дня до месяца. До вступления в силу закона о судоустройстве эти сроки ограничивались термином «разумные». И это, не побоимся тавтологии, разумно. Потому что согласно новым правилам основная нагрузка падет именно на суды первой инстанции. Это связано с тем, что закон запретил апелляционным судам отменять судебные решения, направляя дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. То есть райсудам придется работать «набело». По мнению председателя правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека Аркадия Бущенко, «запрет возвращать дела в суды первой инстанции действительно позволит сократить сроки судебных тяжб, которые тянутся годами из-за этого пинг-понга между судами». Однако принятая норма приведет к тому, считает Аркадий Бущенко, что «апелляционные суды, чтоб не брать на себя обременительную в финансовом и организационном отношении роль суда первой инстанции, просто будут утверждать любые, даже самые идиотские, решения этих судов».

Судебным приказом можно оставить человека без квартиры, даже не выслушав его

Как известно, чтобы рассмотреть дело в суде, необходимо присутствие как минимум судьи и представителей двух сторон (в уголовной практике это обвинение и защита, в остальных судах истец и ответчик). Оказывается, теперь этого правила придерживаются далеко не всегда. В административных делах введено понятие «сокращенного производства». Это значит, что в некоторых случаях судья может рассмотреть дело сам, вообще не проводя судебного заседания и не вызывая его участников. В обязанности ответчика в такой ситуации входит немедленное выполнение постановления суда.

Кроме судебного приговора или решения существует еще и судебный приказ. От обычного вердикта он отличается тем, что является еще и исполнительным документом, на основании которого имущество должника может быть арестовано и продано с торгов.

Соответствующая статья Гражданско-процессуального кодекса Украины со стартом реформы дополнена новыми категориями дел, по которым может быть выдан такой приказ. В их числе — взыскание задолженности по жилищно-коммунальным платежам и оплате телекоммуникационных услуг, услуг телевидения и радиовещания. По таким делам суд в течение одного дня с момента поступления заявления коммунальных служб открывает производство, а в течение трех дней уже выдает судебный приказ о взыскании заявленной суммы. Выдача судебного приказа проводится без иска, вызова сторон и судебного заседания.

- Не секрет, что зачастую причиной неуплаты жилищно-коммунальных платежей населением является либо непредоставление услуг, включенных в счета (отключение горячей воды, плохое отопление, невывоз мусора и т. д. ), либо «чехарда» с тарифами. Нередки и случаи приписки долга, — говорит Инна Рафальская.  — Если раньше мы могли игнорировать действия жэков по определению сумм задолженностей, неспешно вести спор о наличии долга, сегодня это уже невозможно. Максимально упрощенное, без участия второй стороны, рассмотрение требований жилищно-коммунальных служб о взыскании денег с населения на основании судебных приказов может повлечь за собой крайне негативные последствия.

19 августа «ФАКТЫ» опубликовали советы адвокатов, объясняющих, как вести себя, получив такой документ, и напечатали бланк обращения в суд с обжалованием судебного приказа. Напомним, что на обжалование закон отводит десять дней.

По поводу этой новеллы бьет тревогу и главный редактор газеты «Юридическая практика» Юрий Забара.

- Копия судебного приказа присылается должнику заказным письмом. Даже если его не было по этому адресу, днем получения приказа будет считаться дата на отметке почты об отсутствии должника по этому адресу или дата, указанная в почтовом уведомлении о вручении, или отказ в получении, — разъяснил «Зеркалу недели» суть новшества Юрий Забара.  — Лично я не сомневаюсь, что эти изменения в раздел второй ГПК Украины станут основанием для многочисленных злоупотреблений и нарушений прав граждан… Ценой таких изменений станут судьбы сотен людей, у которых отберут и квартиры, и средства к существованию. Но формально все, конечно, будет по закону — на усмотрение.

- А ведь у некоторых граждан существуют многолетние коммунальные долги, которые жэки не стремятся реструктуризировать, — обращает внимание Марина Лебедева.  — Но если жэк обращается в суд в обычном, исковом порядке, по заявлению ответчика может быть применен трехлетний срок исковой давности, из-за чего в иске может быть отказано. При «приказном» же производстве подать заявление о применении срока исковой давности некому, так как ответчик в суд не приглашается. Что можно посоветовать людям, много лет по разным причинам обраставшим долгами перед жэками? Если жэк незаконно отказывает в реструктуризации, можно подать иск с требованием обязать жэк реструктуризировать долг, тем самым упредив его заявление в суд.

Как вы помните, одним из основных преимуществ нового законодательства считается сокращение сроков прохождения и обжалования дел. Конечно, новшество назрело. Ведь множество дел из-за судебной волокиты рассматривается годами, а то и десятилетиями. Сейчас такой возможности не будет. После вынесения решения или приговора суд тут же вручает его копии участникам процесса, в особо сложных случаях на это дается три дня.

На подачу апелляционной жалобы на судебное решение отводится 10 дней, и 5 дней — на обжалование определения суда. После того как жалоба будет принята к производству, хозяйственный и гражданский суды имеют не более 75 дней на рассмотрение, а административный — не более 45 дней. Не уложившихся в сроки судей будут наказывать. К слову, определять, что нарушил судья и следует ли его уволить, ближайшие пять лет будут два народных депутата, министр юстиции, Генпрокурор и три его заместителя, главы СБУ и ЦИК, замглавы Администрации Президента, ректор юр-академии, три адвоката, трое судей и председатель Верховного суда.

На подачу кассационной жалобы отводится 20 дней, а на ее рассмотрение — от месяца в админсуде до полутора месяцев в остальных.

Кассационными судами теперь являются высшие специализированные суды, а не Верховный суд Украины, как было до сих пор. Хоть Верховный суд свое существование не прекратил, его компетенция значительно сужена. Здесь теперь будут рассматриваться случаи неодинакового применения норм права судами кассационной инстанции (в случаях, если эти судьи допустят такую жалобу к рассмотрению Верховным судом) и пересматриваться дела после признанных Украиной международных судов, например, Европейского суда по правам человека.

По сути, из трехступенчатой судебная система Украины превращена в четырехступенчатую. И где здесь большая доступность и лучшее качество правосудия? Получается, граждане Украины реально смогут обратиться в Верховный суд только после Страсбурга. Большой привет 44-й статье Конституции Украины!

В письме к Президенту Украины глава Верховного суда Василий Онопенко написал, что высшую судебную инстанцию, по сути, лишили судебных функций, с чем, кстати, выразила несогласие Венецианская комиссия.

Ограничены новым законом и полномочия пленума Верховного суда, который лишен теперь права давать разъяснения судам по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и судебной статистики. «На практике это вызовет массовые конфликты между судами разных специализаций относительно их компетенции, что негативно скажется на качестве правосудия и приведет к существенному увеличению числа обращений граждан в Европейский суд по правам человека», — считает Василий Онопенко.

А вот система военных судов новым законом аннулирована. В своих комментариях авторы реформы аргументировали новшество тем, что сейчас, слава Богу, мирное время, а поскольку военнослужащие совершают преступления, которые не отличаются от общеуголовных, то содержание специальных судов — непозволительная роскошь.

Уволенный за нарушение присяги глава Военной судейской коллегии Верховного суда Александр Волков (кстати, много лет продвигавший очень толковую судебную реформу) считает, что многие особенности военной юрисдикции могут затруднить или сделать невозможными рассмотрение этих специфических дел в общеуголовных судах. Кроме того, с ликвидацией системы военных судов из-за особенностей международного права без судебной защиты остаются военнослужащие, пребывающие за границей в составе различных контингентов.

- Ведь из-за того, что сейчас нет войны, армию не ликвидируют, — говорит Александр Волков «ФАКТАМ».  — Почему же под этим предлогом упраздняют военные суды?

1325

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів