«Тут каждый хочет участвовать в управлении страной. Сегодня лицеисты тоже решили «поучаствовать» — разгромили мусорные контейнеры»
Перед началом осенних каникул, 22 октября, под утро, когда все бастующее население Франции мирно спало, Елисейский дворец настоял на «упрощении процедуры голосования», и пенсионная реформа была принята: возраст выхода на пенсию увеличен на два года — до 62 лет.
В один из дней забастовки, когда в акциях протеста участвовали около трех(!) миллионов несогласных с пенсионной реформой, я познакомилась с супружеской парой: муж и жена в жилетах с эмблемами популярного профсоюза попросили меня сфотографировать их вместе для семейного альбома. И чтобы непременно в кадр попал плакат «На пенсию — в 60!»
«В этом альбоме мы оставляли несколько страниц для нашего главного путешествия: через восемь лет, сразу после выхода на пенсию, мы планировали поездку по Сибири и Дальнему Востоку, — рассказал мужчина. — Но из-за этой реформы наши туристические мечты откладываются на два года».
Объявив о реформе, теледикторы успокаивали зрителей: нет никаких причин откладывать отдых — поезда снова ходят, самолеты летают
В планах моих новых знакомых нет ничего удивительного: французы все планируют заранее. Путешествия — за несколько лет, культпоходы в театр — сразу на год, а бюджет на рождественские подарки — с осени. Что уж говорить о школьных каникулах, которые большинство семей старается провести подальше от шумных городов.
Президент Франции Николя Саркози умело использует эту национальную особенность избирателей. Видимо, именно поэтому он созвал сенат на голосование именно в ночь перед каникулами. А утром дикторы новостей, объявив о принятии реформы, успокаивали телезрителей: нет никаких причин откладывать отдых — поезда снова ходят, самолеты летают. С бензином, правда, по-прежнему напряженка, но правительство прилагает все усилия, чтобы создать наилучшие условия для скорейшего выезда граждан из города. «Вот видите, к чему приводят ваши забастовки!» — на всякий случай, если бензина все-таки не хватит, сказал прессе президент.
Мысль Саркози о последствиях забастовок подхватили противники манифестаций, среди которых немало наших бывших соотечественников. Высказать свою точку зрения согласились две дамы средних лет.
«Я за то, чтобы эти люди не делали невыносимой жизнь других, которые не бастуют, — возмущается Ирина. — Все это ни к чему не приведет. В Конституции есть право на забастовку, вот правительство и не возмущается. Но Саркози все равно делает по-своему».
«Тут каждый хочет участвовать в управлении страной, — поддерживает подругу Светлана. — Сегодня с утра студенты лицея тоже решили «поучаствовать» — разгромили мусорные контейнеры. Зато родители школьников неподалеку устроили манифестацию против забастовок, потому что им семью кормить надо».
* Бастующая молодежь возмущена тем, что им, возможно, придется сидеть без работы из-за стариков, которые будут занимать их места
Волна вандализма, напугавшая горожан, заставила молодежные профсоюзы категорически отрицать участие «своих» подростков в состязаниях по поджогам машин и метанию булыжников в полицию и витрины магазинов. «Это не мы! Это хулиганы и провокаторы, которые не имеют к нам никакого отношения!» — утверждали представители профсоюзов.
«У нас и так сложно найти работу, — не скрывает своего недовольства семнадцатилетняя Мари. — Надо освобождать дорогу молодым! Я не хочу сидеть без денег из-за старика, который, возможно, занимает мое место!»
Студентка Оксана Грушевская приехала в небольшой город Тур из Запорожья учиться на факультете искусствоведения. Этот день она планировала провести в библиотеке, но преподаватель отсоветовал. «Сказал, что здание заблокировано, а он сам идет бастовать, — говорит Оксана. — При этом сожалел, что пропадает столько занятий».
«В моей бригаде есть электрики, которым под шестьдесят, и им уже сейчас нелегко»
Большая часть французов осознает, что пенсионная реформа в стране нужна. Средняя продолжительность жизни увеличилась до 79 лет, а денег на пенсии становится все меньше. К тому же реформа должна вступить в силу только в 2018-м. А 62 года — это средний возраст выхода на пенсию в странах Евросоюза. Поэтому, очевидно, что протесты, которые не утихают во Франции с конца июня, связаны больше не с содержанием реформы, а с формой ее подачи. Профсоюзные лидеры не скрывают, что именно формула, по которой президент преподносит свои нововведения: «Мне все равно, что вы думаете!» — и провоцирует такую реакцию.
— Споры о том, как совместить столь дорогое европейцам «социальное государство» с динамичным развитием экономики, начались еще давно, в Скандинавии, — рассказывает редактор экономического журнала Кристиан Монвуазен. — В Дании, например, была найдена концепция «гибких гарантий»: уволенных работников направляют на курсы переквалификации, после чего они должны соглашаться на любую работу, которую им предложат. Германия активизировала рынок труда, сократив пособия по безработице. В Великобритании правительство Дэвида Кэмерона перестраивает систему соцобеспечения так, чтобы помощь оказывалась не среднему классу, а действительно малообеспеченным слоям населения. Николя Саркози же делает все, чтобы за ним закрепилась репутация антипода Робина Гуда. Он открыто демонстрирует, что для него важны только мнения и интересы олигархов. Правительство даже не попыталось корректно убедить народ в плюсах реформы
Более того, оппозиция подозревает, что в пенсионной реформе есть «подводные течения». Ведь старший брат президента Гийом Саркози является генеральным директором группы «Малаков Медерик», которая «совершенно случайно» специализируется на альтернативном социальному страховании, куда входит и пенсионное.
Выходец из Украины Владимир Абросимов, сегодня представитель одного из рабочих профсоюзов, говорит: «Я почти десять лет руковожу в крупной энергетической компании бригадой из восьмидесяти электриков, среди которых есть и те, кому под шестьдесят. Им уже сейчас физически нелегко выполнять некоторые операции. Никто в 62 года не сможет скакать по лестницам с этажа на этаж строящегося торгового центра с такой же быстротой и эффективностью, как в молодости. И не окажется ли это поводом для ранних увольнений?»
Вопросов у бастующих много. И главное, чего хочет большинство из них, чтобы их выслушало правительство. Поэтому, уезжая на каникулы, манифестанты предупредили: «Мы еще вернемся!»
Во Франции минимальная пенсия составляет 6 тысяч евро, а в Украине — 65 евро
Государственная пенсионная система Франции одна наиболее сложных в Европе. Она состоит из пяти подсистем, каждая из которых отличается возрастом выхода на пенсию и методикой расчета выплат. К примеру, есть индивидуальное и профессиональное накопительное страхование, а также обязательное пенсионное обеспечение, которое работает в форме отдельных касс или подсистем: автономная национальная касса по выплате пенсий ремесленникам, национальная касса свободных профессий, национальная касса французских адвокатов и так далее. Поэтому пенсионер получает две-три пенсии из различных источников, что и составляет его полную пенсию.
В общей пенсионной системе Франции есть два возраста выхода на пенсию. Первый, когда человек может оставить работу, — 60 лет (увеличат к 2018 году до 62 лет).
А второй, когда он может претендовать уже на полную минимальную пенсию, — 65 лет (повысят к 2023 году до 67 лет). Пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин.
В Украине существует единый возраст выхода на пенсию по старости — 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. И сразу же человек может претендовать на пенсию не ниже минимальной.
Необходимый стаж для получения полноценной пенсии во Франции составляет 41 год (до 2020 года его будут увеличивать до 41 года и 9 месяцев), в Украине — 20 лет для женщин и 25 для мужчин.
Минимальная пенсия во Франции — 6 тысяч евро, в Украине — 723 гривни (65 евро).
Пенсия во Франции обычно составляет 70-80 процентов средней зарплаты за последние десять лет. Пенсия в Украине — 55-75 процентов средней зарплаты. При этом у нас существуют доплаты за стаж, превышающий обязательный, — около 7 гривен за каждый год.
По материалам Интернета
611Читайте нас у Facebook