ПОИСК
Життєві історії

Полковник Службы внешней разведки России Александр Потеев выдал США группу российских агентов

18:50 1 грудня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
«ФАКТЫ» нашли человека, который знает этого полковника лично

Недавно Службу внешней разведки России сотряс скандал небывалой силы. В США провалились 11 российских агентов, из которых американскими спецслужбами были пойманы десять. Эксперты предположили, что группу кто-то мог выдать, и не ошиблись. Этим человеком оказался… полковник Службы внешней разведки (СВР) России Александр Потеев. Все десять разведчиков находились в его непосредственном подчинении.

- Как элитный специалист Службы внешней разведки мог пойти на такое? — спрашиваю у бывшего сотрудника КГБ СССР майора в отставке Федора Яковлева (на фото). В свое время он учился, а затем служил с Александром Потеевым. В 1979 году Федор Яковлев закончил курсы усовершенствования офицерского состава, в народе именуемые школой диверсантов, был направлен в Афганистан. Служил в личной охране президента Афганистана Бабрака Кармаля, позже работал в качестве советника оперативных батальонов в афганских провинциях Пактия, Пактика и округе Хост. Награжден медалью «За отвагу».

«Возможно, американские спецслужбы сделали полковнику Потееву предложение, связанное с бизнесом его семьи в США»

 — Александр Потеев работал начальником управления нелегальной разведки и курировал в СВР определенные направления, — говорит Федор Яковлев.  — Фактически он являлся руководителем заброшенной в США группы нелегальных агентов. Всех десятерых Потеев знал лично и потому сдал «скопом».

Жена и дочь Потеева давно уехали в США, где занимались бизнесом. А накануне ареста российских разведчиков туда же выехал и сын полковника, работавший в Рособоронэкспорте. То есть практически вся семья сотрудника СВР России жила за границей. Об этом было известно американским спецслужбам. Скорее всего, спецслужбы через налоговиков «наехали» на жену Потеева, а самому полковнику сделали такое предложение, от которого невозможно было отказаться, например, относительно бизнеса его семьи.

РЕКЛАМА

Однако нельзя сказать, что мотив был только материальный. Не исключено, что полковнику или его семье угрожали. Знаю, что в 2003 году несколько человек в масках ворвались в московскую квартиру Потеева и ограбили его. Преступников не нашли до сих пор. Если человек такого уровня не может быть защищен у себя на родине, о чем тогда вообще можно говорить?!

-Но ведь разведчик не трезвонит о своей работе. Как американцы могли узнать, кто такой Потеев?

РЕКЛАМА

 — Обратите внимание на фотографию, — показывает Федор Яковлев.  — У меня ее оригинала никогда не было. Но это фото уже несколько лет «гуляет» по интернету. Из людей, запечатленных на снимке, на действительной службе до настоящего времени находился только один Потеев. Фото сделано в 1979 году, на нем выпускники школы диверсантов. Нам нельзя было фотографироваться и уж тем более хранить снимки. Но факт налицо…

Любая спецслужба собирает информацию о сотрудниках спецслужб страны вероятного противника. В школе диверсантов все в целях конспирации учились под другими фамилиями, только имена были настоящие. Мы не имели права знать настоящую фамилию даже соседа по комнате!

РЕКЛАМА

- Как вы познакомились с Александром Потеевым?

- Мы оба учились в школе диверсантов (На фото: Федор Яковлев (крайний слева), Александр Потеев (третий слева)), затем были направлены на работу в Афганистан. Саша Потеев обладал великолепным чувством юмора. Мог рассмешить буквально двумя словами. Он был душой любой компании, со многими дружил, с ним было интересно. В силу его веселого характера к Саше очень лояльно относились, в том числе и в руководстве. Таким он мне запомнился. Ничего дурного о нем не могу сказать. Сын Героя Советского Союза, он сам был награжден орденом за реальные боевые заслуги. Я никогда бы не подумал, что он станет предателем, к тому же сдаст такую огромную группу разведчиков. Ввиду своей высокой должности Потеев знал всех, кто ему подчинялся, — ту самую десятку нелегальных агентов. Если бы он знал сто человек, то, скорее всего, сдал бы всю сотню…

Известно, что после происшедшего американское правительство взяло российского полковника под личную охрану. Таким людям обычно меняют фамилию, внешность, а также обеспечивают жильем и пожизненным содержанием. Но до конца своих дней они живут вдали от родных и близких и в постоянном страхе разоблачения и возможной мести.

«Я учился в той же школе диверсантов, что и знаменитый разведчик Николай Кузнецов, который предупредил о готовящемся покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране»

- Как вы оказались в школе диверсантов?

 — Начитался в детстве книжек о разведчиках. После службы в армии я обратился в горком комсомола и сообщил, что хочу служить в КГБ. Меня направили в отдел кадров. Там поинтересовались, есть ли у меня высшее образование. Оказывается, для того, чтобы работать оперативником, нужно было окончить какой-нибудь институт, а также иметь отменное здоровье. Пришлось поступать в Житомирский педагогический. Окончив институт, снова пришел в отдел кадров КГБ, после чего сразу приступил к работе. Через два года службы в пятом отделе КГБ, где я курировал культуру, мне предложили пройти курсы усовершенствования офицерского состава. Я понятия не имел, что под таким замысловатым названием скрывается школа диверсантов.

Нас привезли на учебную базу в Подмосковье, где готовили всех знаменитых диверсантов Советского Союза. К примеру, здесь учился советский разведчик Николай Иванович Кузнецов. Десятки сверхсекретных документов стали известны Кузнецову благодаря его умению располагать к себе нужных людей. Ему удалось раздобыть сведения о немецких ракетах Фау, раскрыть местонахождение ставки Гитлера «Вервольф» под Винницей, предупредить советское командование о предстоящем наступлении гитлеровских войск в районе Курска (операция «Цитадель»), о готовящемся покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране.

О Николае Кузнецове написаны книги, сняты художественные фильмы (»Подвиг разведчика»). И я до сих пор горжусь тем, что жил в том же доме, что и он. Это был очень скромный двухэтажный деревянный домик. Просто чудо, что он уцелел во время войны.

- Чему вас учили в школе диверсантов?

 — На курсах готовили командиров диверсионно-разведывательных групп для заброски в глубокий тыл противника. Гоняли нас здорово, физически и психологически. Мы должны были уметь практически все, владеть стрелковым оружием любых систем, прыгать с парашютом, ориентироваться на местности, работать с различными типами мин. Нас учили азбуке Морзе, приемам рукопашного боя, профессиональному умению анализировать ситуацию, принимать взвешенные решения, контактировать с людьми, влиять на них (но не с помощью гипноза), а самое главное — самим держать язык за зубами. Для этого нас прослушивали 24 часа в сутки!

Каждый день мы преодолевали дистанцию бегом или на лыжах в полной экипировке. За плечами — обязательно радиостанция и десятикилограммовый мешок… с песком. Замкомандира любил пошутить, что это «забота Родины».

В школе диверсантов учились 50 человек со всего Советского Союза. Семь месяцев нас гоняли как проклятых. Правда, и условия создавали максимально комфортные для того времени. Я очень благодарен этой школе. Там воспитывали людей, уверенных в себе на сто процентов.

По окончании школы меня направили в Афганистан. После гибели нескольких советских специалистов в апреле 1979 года — а там работало много строителей, мелиораторов, агрономов — советское руководство решило направить в эту страну группы быстрого реагирования из нашей школы. В одной из групп оказались мы с Потеевым.

- Вам приходилось убивать людей?

 — Шла война. А на войне первым стреляешь либо ты, либо в тебя.

«У нас на курсах преподаватель бил палкой тех, кто боялся подставлять руки под нож»

- Как вы считаете, на каком уровне сегодня подготовка украинских спецназовцев?

 — Подготовка таких специалистов зависит в первую очередь от уровня преподавателей, — отвечает Федор Григорьевич.  — И я считаю, что учить спецназовцев, извините, некому. Недавно смотрел по телевизору сюжет о том, как наши спецслужбы «захватывали» автобус с псевдотеррористами. Общественный транспорт изображала какая-то колымага с дырами вместо окон и дверей. Спецназовцы запрыгивали в автобус с помощью приставленных метровых лестниц! А как они собираются это делать в реальности, когда в автобусе окна застеклены и завешены шторами? Вот вы смеетесь, а мне было страшно и стыдно на это смотреть.

Я помню, как учили нас. На первом занятии всем выдали резиновые ножи и показали, как отбивать нападение противника, вооруженного холодным оружием. Казалось, все понятно и просто. Но когда на второй день нам выдали настоящие финки и приказали одним нападать, а другим отражать атаку, у всех было множество травм и порезов. Помню, как не хотелось подставлять свои руки под настоящий нож. Преподаватель видел это и ходил вокруг нас… с палкой. Всякого, кто пытался увильнуть от нападавшего, он изо всех сил бил по спине.

Современные бойцы практически ничего не умеют, потому что им это не нужно. Сегодня для того, чтобы продвинуться по служебной лестнице, вовсе не обязательно быть профессионалом. Тут скорее играет роль кумовство, сватовство и прочее родство. В советские времена категорически исключались родственные связи. К примеру, в одном управлении не имели права служить отец и сын. Сегодня отец может быть начальником отдела, а его сын — служить у него же в отделе! Это значит, у других сотрудников нет никаких шансов занять место шефа. Тем более что уже подрастает его внук. В таких условиях профессионализма ожидать не стоит, потому что нет стимула к работе.

- Кому легче добыть информацию — молоденькой девушке или солидному мужчине?

 — Хочу отметить, что у каждого свой способ добычи информации. Главное — результат. Конечно, молодой красивой девушке разговорить мужчину гораздо проще. Но если за дело берется профессионал, то возраст не имеет значения. Даже женщина преклонного возраста, если она ас в своем деле, без труда добудет любую информацию у кого угодно. Здесь нет ничего сложного.

В моей практике был такой случай. Нужно было послать в Германию человека, который смог бы пообщаться с одним украинцем, много лет назад покинувшим родину. Назовем его Леонидом. В годы войны Леня активно сотрудничал с гитлеровцами, потом поселился в Западной Германии. В последнее время он работал на американскую разведку. Естественно, что Леонид постоянно интересовался командированными из Советского Союза, однако никогда и никого к себе не приглашал. Нам нужно было во что бы то ни стало выведать у него информацию.

Я подобрал в своей группе специалиста и послал его на встречу с Леней. Накануне поездки поднял все архивные материалы, узнал прежний домашний адрес Леонида, который был родом из Житомира. Дело осложнялось тем, что прошло много времени, поменялись названия улиц и, самое важное, нумерация домов. В течение месяца я исходил в предполагаемом районе места жительства Леонида около ста километров! И наконец вычислил, где теоретически может находиться родной дом Лени. Когда мой человек поехал в Германию, мы снабдили его десятком фотографий окрестностей Житомира. На одном из снимков был запечатлен дом и двор Лени. По легенде мой человек гостил у родственников. К ним заглянул и Леонид. Увидев фотографии, он попросил посмотреть их, а затем быстро ушел. На следующий день Леня нашел моего человека, пригласил его к себе. Дома он попросил оставить ему на память шесть снимков, в том числе и фото его родного дома. Я не ошибся, фотография из детства задела мужчину за живое. В течение трех недель мой человек встречался с агентом американской разведки семь раз! За это время мы узнали все, что нам было необходимо. При этом у Леонида не возникло малейших подозрений, что он общался с сотрудником КГБ.

В 1970-х годах прошлого столетия я прочел книгу известного американского психолога Дейла Карнеги о теории общения и был сильно разочарован. Карнеги не сказал мне ничего нового. Все его учение сводится к тому, что человек должен быть доброжелателен и при беседе в первую очередь заводить разговор не о своих проблемах, а об интересах собеседника. Сложность в том, что так нужно общаться ежедневно с каждым человеком.

- Со времени побега Александра Потеева из России вы — единственный из всех его многочисленных коллег, кто открыто заявил о своем знакомстве с ним и даже предоставил его фото.

 — Многие работают в службах безопасности весьма известных компаний и банков, и поэтому им не нужна такая, с позволения сказать, реклама. На моей работе эксперта по вопросам безопасности это никак не отражается. А что касается фото, то оно и так широко известно. Просто мало кто знает, кто именно на нем изображен. Кстати, там не я один из Украины.

3986

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів