«Украинские водители сейчас ездят не на специальном автомобильном газе, а на более грязном техническом: причем и фирменные, и полуподпольные заправки «разливают» его из одной и той же «бочки»
«Постепенно ситуация на рынке нормализуется, и цена газа будет составлять 50-55 процентов от стоимости бензина А-95»
Еще недавно казалось, что Украина в этом году выйдет на рекордное потребление пропан-бутана. За последние несколько лет количество машин с газобаллонным оборудованием (ГБО) увеличилось в нашей стране наполовину. По оценкам специалистов, на газ уже переведен практически каждый пятый автомобиль в стране! Особенно активно ставили ГБО прошлой зимой и весной, когда 95-й бензин перешагнул отметку в десять гривен за литр, а пропан был дешевле пяти гривен. Даже с учетом того, что расход топлива на переоборудованной машине (что бы вам ни обещали установщики) увеличивается на 15-20 процентов, экономия выходила практически двойная: на бензине сто километров проезжаешь за сто гривен, на газе — за пятьдесят! При пробеге 20-25 тысяч километров в год газовая установка окупалась в течение шести месяцев, а за следующие полгода давала 5 тысяч гривен «прибыли».
Правда, летний скачок цен с 5 гривен до почти 7 гривен за литр газа заставил многих водителей призадуматься, а стоит ли овчинка выделки? В сентябре начался откат: в столице вновь можно было найти заправки с газом по 5,5-6 гривен за литр. Увы, в середине этой недели цены вновь пошли вверх. На многих АЗС буквально за сутки литр пропана подорожал на 30-40 копеек. Причины скачка прежние: газ собственной украинской добычи распродается государством нескольким крупным компаниям, которые, пользуясь фактически монопольным положением, устанавливают какие угодно цены. Тем временем эшелоны с импортным пропаном таможня задерживает на 20-30 дней, создавая искусственный дефицит газа на рынке. Вдобавок вмешался и такой фактор, как начало отопительного сезона.
Вследствие этого, по словам экспертов, рост потребления пропана в стране прекратился. Водители насторожились. Имеет ли смысл покупать новый автомобиль с газовой установкой (а такие модификации предлагаются сейчас большинством недорогих марок), переплачивая при этом порядка 7-8 тысяч гривен? (Если ставить ГБО самому, это обойдется в 5,5-6 тысяч гривен за оборудование четвертого поколения, но в случае, если у вас новая машина, теряется гарантия.) Кто знает, окупятся ли эти расходы с учетом того, что газовая установка впоследствии требует недешевого дополнительного обслуживания (если ГБО вам ставили в автосалоне, то за каждое регулярное ТО, которое проводится через 10 тысяч километров пробега, придется доплачивать 400-450 гривен; на обычной специализированной техстанции очередная замена фильтров и диагностика обойдутся в 200-250 гривен). Впрочем, эксперты уверены — пройдет время и ситуация нормализуется.
— Этот рынок живет благодаря своей дешевизне. Если газ начинает дорожать, этот бизнес начинает умирать, — говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — И продавцы, как розничные, так и оптовые, это уже хорошо поняли. Летний ценовой скачок это еще раз подтвердил. Ну не может стоимость газа составлять 70 процентов от стоимости бензина. Я думаю, постепенно все войдет в свою колею, и цена газа составит 50-55 процентов от цены высокооктановых марок бензина. Ну, пусть 60 процентов. В денежном выражении это 6-6,20 гривни за литр — максимум!
— Но, если говорить откровенно, выгодно ездить на газе и по 7 гривен!
— Когда у вас уже стоит ГБО! А если вы еще только думаете, выложить за него тысячу долларов или нет? Мы прогнозировали, что рынок голубого топлива в этом году вырастет процентов на пятнадцать. Но подскочила цена, и люди сразу же стали покупать меньше газа. Прогнозируемого роста, скорее всего, не будет. Если ты экономишь меньше трех гривен на литре топлива, то будешь «отбивать» свою установку бог знает сколько лет.
«Секрет дешевизны не в худшем качестве, а в работе без кассовых аппаратов»
— У нас очень любят импортный бензин за его качество. А что скажете об импортном газе?
— Импортный газ завозится в Украину в момент его пикового потребления, то есть летом, — поясняет Сергей Куюн. — Нынешним летом его доля составляла 25-30 процентов. Это выше, чем обычно, потому что упало производство на украинских заводах. Кроме того, производители отправляли на экспорт много газа. Это у нас его используют в основном как автомобильное топливо. А в Европе он считается нефтехимическим сырьем, большее количество которого берут для отопления. О качестве импортного газа говорить очень сложно. Скажем, в Белоруссии делают прекрасный ПБА (пропан-бутан автомобильный). Этот газ производят по специальным технологиям, и он предназначен именно для двигателей внутреннего сгорания. Он очищен от серы, других примесей. Но, что бы вам ни рассказывали на заправках, к нам этот газ не доходит, завозить его невыгодно, так как украинские АЗС имеют право продавать более дешевое топливо — пропан-бутан технический. Такой газ более грязный и менее качественный. Недавно к нам приезжал представитель Казахстана (из этой страны в Украину приходит большая часть сжиженного газа). Он признался, что разброс по качеству у них такой, что хоть караул кричи. Многое зависит от источника происхождения самого газа: то ли это продукт нефтепереработки, то ли газопереработки, то ли газоконденсат. Продают все, что угодно.
— Как я понимаю, технический газ больше подходит для заправки баллонов к газовым плитам?
— Если проводить аналогию с дизельным топливом, то, по сути, у нас все ездят на печном топливе.
— А потом мы удивляемся, почему после пяти тысяч километров пробега на приборной панели загорается датчик «Check Engine», свидетельствующий о каких-то проблемах с мотором…
— Это беда. Жалоб очень много, но что поделаешь? Зачем производителям тратить деньги на развитие производства, чтобы делать более качественный газ? Ну потратишь ты деньги, а газ от этого дороже не станет…
— Давно известно, что на фирменных заправках меньше шансов купить плохой бензин. С газом, похоже, все не так. Заправляешься на дорогих брендовых АЗС или на самых дешевых полулегальных где-то в гаражах — разницы нет!
— Сами газовики по этому поводу говорят: у нас тот же рынок нефтепродуктов, что и десять лет назад. Здесь все еще дикое. Заезжаешь в столице в район Старой Дарницы, стоят в камышах газовые модули: цены 5,50-5,70 гривни. Хотя везде 6,50. Как это получается? Думаю, секрет дешевизны не в худшем качестве, а в работе без кассовых аппаратов. АЗС крупных сетей такого себе позволить не могут. Они под микроскопом у проверяющих служб. Хотя газ и у тех, и у других один и тот же. Бензин еще можно как-то «набодяжить». А газ находится под давлением в резервуарах, чем его разбавлять?
— Метаном, например. Об этом часто пишут.
— Откуда у товарищей в кустах такое оборудование? Тут секрет успеха в налогах. Поэтому давать рекомендации, на каких станциях заправляться, а на каких — нет, очень сложно. Я вижу, что все наливают из одной «бочки». Есть, правда, редкие исключения. К примеру, в Полтаве одна компания с прошлого года наряду с обычным газом начала продавать «еврогаз», который получает из Белоруссии. Он стоит копеек на тридцать дороже. Это единственный случай, когда вы можете быть уверены в качестве. Появится ли «еврогаз» по всей Украине? Возможно, но при условии, если у нас не будут искусственно завышать цены.
1747Сколько придется наездить, чтобы газобаллонное оборудование окупилось
При цене газа 6,5 гривни за литр, а бензина 10,3 гривни и расходе газа 11 литров, а бензина 9 литров на сто километров экономия на топливе составит порядка 2 тысяч гривен, если проехать 10 тысяч километров. Отнимем 250 гривен за ТО газовой установки. Получается 1750 гривен. То есть ГБО ценой порядка 6 тысяч гривен окупается через 35 тысяч километров. А если учесть затраты на замену свечей (когда ездишь на газе, обычные свечи долго не служат — их рекомендуют заменить на более дорогие иридиевые) и регистрацию ГБО в ГАИ, то вполне можно говорить о 40 тысячах километров. При цене газа 7 гривен за литр наездить придется не менее 50 тысяч километров.
Читайте нас у Facebook