Светлана Немоляева: «Эльдар Рязанов настолько галантно отказывает актеру, что ты не чувствуешь себя оскробленным»
Даже в свои 85 Эльдар Рязанов мечтает снимать кино. Он не устал, полон идей и надежд. Сетует, что последнее время наталкивается на одну неразрешимую проблему — нехватку денег. Поэтому все его планы так и остаются нереализованными. Если бы появились средства, Рязанов, несмотря на проблемы с сердцем и ногами, приступил бы к работе. Потому что всю жизнь по-настоящему любил только кино.
*Эльдар Рязанов и Светлана Немоляева продолжают поддерживать дружеские отношения до сих пор
Рязанова называют главным трудоголиком советского кино. Он снял более тридцати кинохитов, написал двадцать книг, много лет вел знаменитую «Кинопанораму» и воспитал целое поколение замечательных режиссеров. Ему все было под силу, начиная с учебы во ВГИКе, который закончил с красным дипломом. С легкой руки Ивана Пырьева Рязанов стал снимать комедии, которые сразу после выхода «разбирались на цитаты»: «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж»... Названия любимых советских лент, снятых Рязановым, можно перечислять долго. Обладатель всех возможных кинонаград свой последний фильм снял шесть лет назад. Это картина «Андерсен. Жизнь без любви». Сейчас Эльдар Александрович больше времени проводит в своем уютном загородном доме, окутанный признанием поклонников, почитанием актеров и любовью супруги... Интервью к юбилею Рязанов не дает. Творческий вечер, посвященный мастеру, состоится в его киноклубе «Эльдар». Режиссер со свойственной ему самоиронией признается, что даже к своему грядущему празднику относится совершенно несерьезно. И тем не менее завтра поздравить Эльдара Рязанова в его загородный дом приедут друзья-актеры, которые не устают признаваться ему в любви. Среди них будет и народная артистка России, Оля Рыжова из «Служебного романа», Светлана Немоляева...
«Рязанов снимал документальное кино, пока на него не обратил внимание директор „Мосфильма“ Иван Пырьев»
— Светлана Владимировна, артисты говорят, что Эльдар Рязанов знает какую-то тайну о работе режиссера.
— Вполне может быть. Если судить по работам Эльдара Александровича, то эта тайна по-настоящему велика. Я снялась более чем в пятидесяти картинах, а зритель меня запомнил и полюбил лишь по фильмам Рязанова. В чем секрет? Разгадать его, к сожалению, мы с вами не сможем. Впрочем, скорее всего, этого и не надо. Ведь не разгадана же творческая тайна великого Эйзенштейна. А Эльдар Рязанов у него учился. Он вообще прошел великолепную школу русских мастеров кино. Его педагогом был Григорий Козинцев. Рязанов пробовал силы в документальном кино, пока на талантливого режиссера не обратил внимание тогдашний руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. Именно он разглядел в Эльдаре Александровиче дар великого режиссера.
— И предложил снимать Рязанову «Карнавальную ночь»?
— Сделав его знаменитым на весь Советский Союз. И не только его, но и Люсю Гурченко, и Юру Белова. Кстати, я тоже снималась в «Карнавальной ночи». Как раз в том моменте, когда на сцену со своей песенкой про пять минут выходит Люся Гурченко. Сцену снимали в павильоне киностудии «Мосфильм». Меня, девочку, привел туда папа и усадил за один из празднично накрытых столов. Помните, за такими сидели гости веселой новогодней ночи в картине? Среди массовки есть и моя спина.
— Вы ведь были «киношным» ребенком.
— Мой папа работал режиссером на «Мосфильме», мама — звукорежиссером. По-моему, в одном из съемочных павильонов я сделала первые в своей жизни шаги. Мое детство прошло среди актеров и режиссеров, поэтому другой профессии, кроме киношной, я для себя не представляла. Сейчас даже не вспомню, когда познакомилась с Эльдаром Александровичем. Мне кажется, знаю его всю жизнь. Он гордо расхаживал по коридорам «Мосфильма», приветливо улыбаясь и здороваясь абсолютно со всеми. Всегда очень галантно одевался, иногда повязывая на шею платок. Говорит, немного растягивая слова. После «Карнавальной ночи» Рязанов стал одним из самых известных режиссеров в Советском Союзе.
— Несмотря на ранний дебют в картине Рязанова, большой роли в его фильмах вам пришлось ждать достаточно долго.
— Кино вообще меня не баловало. После окончания Щепкинского училища я с головой ушла в работу в Театре имени Маяковского. До этого снялась лишь в картине «Евгений Онегин» в роли Ольги Лариной. Сыграла неплохо, но почему-то больше предложений не поступало. Первая киношная встреча с Эльдаром Александровичем у меня случилась на пробах картины «Гусарская баллада». На роль Шурочки до меня пробовалась уже Алиса Фрейндлих, и ее не утвердили. Помню, когда я пришла на площадку, в кресле сидел Рязанов. Меня одели в гусарский китель, который плотно сел по фигуре, я сыграла какую-то сценку и уехала домой. Мне было 22 года, я только вышла замуж за Александра Лазарева и особо не переживала по поводу утверждения на эту роль. Я не подошла по той причине, что, по словам режиссера, обладала слишком выразительными формами. Гусары не могли не признать во мне девушку. В конце концов выбор Эльдара Александровича остановился на юной Ларисе Голубкиной. Я же занималась только театром. Кстати, на театральных подмостках один раз мы встретились с Рязановым. Это была пьеса «Родственники», которую в нашем театре ставил Эльдар Александрович. Тогда он пообещал, что обязательно снимет меня в кино.
«Предлагая мне роль Оли Рыжовой в «Служебном романе», Эльдар Александрович сказал: «Беру вас без проб»
— Вас же пробовали и на роль возлюбленной Жени Лукашина Нади в «Иронии судьбы...»
— Да, и я с треском провалила пробы. Тогда роль Нади отдали польской актрисе Барбаре Брыльской, а я опять осталась ни с чем. Но я не могла обижаться на Рязанова. Даже отказывая актеру, он делал это настолько галантно и красиво, что ты не чувствовал себя оскорбленным. Зато наша третья попытка поработать вместе оказалась очень удачной. Однажды мне позвонил Эльдар Александрович и предложил роль Рыжовой в своем новом фильме «Служебный роман». Принесли сценарий, я почитала, героиня понравилась, но я перезвонила режиссеру и говорю: «Но ведь вы сделаете пробы и опять мне откажете». На что Рязанов заявил: «Беру вас в картину без проб...» Я была счастлива! Невероятно благодарна ему за эту роль. Он помог мне очень ненавязчиво, подсказал, как надо играть Рыжову, продумал ее образ до мельчайших деталей.
*Работа над «Служебным романом» проходила весело и непринужденно. На съемочной площадке Эльдар Рязанов позволял своим любимым актерам Олегу Басилашвили и Андрею Мягкову импровизировать, давая им полную свободу
— До «кофточки в жутких розочках»?
— Нет, как раз ее придумала наша художница. В то время, когда снималась картина, многие женщины (и я в том числе) вязали. Могла прийти в театр и в перерыве что-то довязывать спицами. И супруг, и сын ходили в моих «творениях» — шарфиках, свитерочках. Признаюсь, весьма неплохих. Так вот, эта кофточка «в жутких розочках» оттуда. А замечательную реплику про розочки придумала Лиля Ахеджакова. В этом смысле Рязанов всегда давал свободу актерам. Если была удачная импровизация, он ее приветствовал. Так родился момент ужина Калугиной и Новосельцева. И Фрейндлих, и Мягков играли эту сцену на сплошной импровизации. Рязанов был в восторге! Вообще, было отснято материала на три серии, но пришлось сделать две. Эльдар Александрович отобрал лучшее из лучшего.
— С Рязановым комфортно работалось?
— Для актера он был лучшим режиссером, несмотря на свой импульсивный характер. Приходил на съемки всегда очень энергичный, в хорошем настроении. Садился на свой небольшой стульчик или становился за спиной у оператора, и начиналась работа. Эльдар Александрович мог прикрикнуть на нас во время работы, но никогда не переходил черту приличия. Вспоминаю моменты работы с ним как поистине золотое время в своей жизни.
«Сценарий фильма «Гараж» основывался на реальных событиях, которые происходили в кооперативе «Мосфильма»
— Какой фильм Эльдара Александровича стал одним из самых сложных в работе?
— Для меня напряженным был «Гараж». Да и для остальных актеров тоже. Сам Рязанов написал сценарий, основывался он на событиях, которые действительно происходили в каком-то гаражном кооперативе «Мосфильма». Так что герои были списаны с реальных людей. Эльдар Александрович очень любит этот фильм, но страшно нервничал во время работы над ним. Мы снимали несколько месяцев в одном из павильонов на «Мосфильме». У каждого героя были прописаны длинные монологи. Я сильно волновалась перед тем, как произносила текст своей героини Гуськовой о том, что ее мужа все время отодвигают на задний план. Мне сложно давался момент, когда фантазия уносит героиню в совершенно другую реальность. Тогда Эльдар Рязанов все время говорил: «Света, ты не в театре, не надо на галерку работать, ты здесь, с нами рядом...» Он умел очень тактично и правильно направить актера. И ты вдруг понимал, что тебе все под силу.
— Рязанов и в «Гараже» нашел небольшую роль для себя.
— Он так трогательно сыграл героя, проспавшего на бегемоте все собрание кооператива. Эльдар Александрович любил вот так немного «пошутить» в кадре. Практически в каждой картине оставлял для себя роль. В «Служебном романе» он тоже появляется в кадре на пару секунд как обыкновенный прохожий. У него такая фишка.
— Эльдар Александрович всегда оставался доволен своими картинами?
— Он — человек крайностей. Если ему нравится, он в восторге, превозносит всех до небес, рукоплещет. Если нет — мрачнеет, уходит в себя и может день не разговаривать. Его картины стали его детьми. Очень жаль, что последнее время он уже не снимает. Возраст, болезни, которые его одолевают, не позволяют активно работать. Но Эльдар Александрович всегда в курсе киношно-театральных дел. Непременно приезжает на театральные премьеры, ходит на юбилеи. Слава Богу, мы не потеряли друг друга. Я бесконечно благодарна Эльдару Александровичу, потому что он повернул мою судьбу на 180 градусов. На этот раз большого празднества Рязанов устраивать не собирается. Будет банкет для своих, куда приглашена и я. Правда, до сих пор не определилась с подарком. Впрочем, режиссер всегда повторяет, что лучший подарок для него — любимые актеры...
1912Читайте нас у Facebook