«В церковь, где хоронили гетмана-оборотня, убитого серебряной пулей, во время погребения ударила молния»
Казаки-характерники — одни из самых таинственных персонажей в истории украинского казачества. Сведения о них полны легенд и мистификаций. За годы независимости в Украине появилось немало публикаций, посвященных этой тематике. Однако истина до сих пор скрывается под завесой таинственности. Считается, что характерники — это потомки бродников — населения, во времена Руси проживавшего между реками Днестр и Днепр. Особо отличились бродники в бою, который состоялся на речке Калка между войском русских князей и татаро-монголами 31 мая 1223 года. Сегодня, в
«Воинам-характерникам приписывали умение чуять зарытые клады и даже оживлять людей»
— Эдуард Анатольевич, официальная историография называет битву на Калке первым столкновением русской армии и татаро-монголов. Какую же роль в этом сражении играли бродники?
— Самую непосредственную. Они были достойными союзниками татар и сражались на их стороне, русские же князья помогали половцам, которые считались не самыми хорошими соседями для бродников. Известно, что русская армия оказалась в окружении и в течение трех дней отбивала атаки противника. В летописях сказано, что именно атаман бродников Плоскиня вел переговоры с русичами о почетной капитуляции. Правда, когда дружинники с князьями вышли из укрепления, бродники связали их и передали монголам. В исторических хрониках битва на реке Калка — одно из немногих упоминаний об этом таинственном народе. А ведь именно от бродников пошли «воины-волки» или, как их еще называли, казаки-характерники.
— Иными словами, оборотни?
— Само понятие воина-оборотня во времена казачества тесно связано с сословием так называемых казаков-характерников. К сожалению, это явление в украинском военном деле до сих хор мало изучено. Поэтому историкам приходится опираться фактически только на фольклор и одиночные письменные упоминания.
*Мамай стал олицетворением обобщенного образа казака-характерника в украинской сакральной традиции
Нередко к воинам-зверям, как их еще называли, относили казаческую воинскую элиту, не только имевшую высокие воинские звания, но и обладавшую особой магией. Практически все казацкие гетманы, кошевые атаманы и известные полковники были характерниками. Считалось, что характерники владели тайными ведическими знаниями, доставшимися им в наследство от волхвов времен дохристианской Руси. По мнению некоторых исследователей, во времена насаждения христианства на Руси части жрецов и охранников древних святилищ удалось укрыться от гонений на незаселенных островах Днепра, берегах Буга и Днестра, в Карпатах и густых лесах. В течение столетий они сохраняли свои обычаи и переросли в определенное духовно-воинское сословие. Чародеям приписывали умение чуять зарытые клады, полами кафтанов ловить пули и ядра, заговаривать кровоточащие раны и даже оживлять людей.
Особым умением характерников была способность превращаться в волков или хортов (борзая собака, использовалась во время охоты для травли зверей. — Ред.). Недаром казачья Сечь располагалась именно на острове Хортица, который, по одной из версий, был назван в честь хорта. Кстати, именно на Хортице находился и священный дуб дохристианского бога грома Перуна, спутником которого был волк. В народных преданиях описывается внешний вид оборотня. Во всех случаях он мало отличается от волка. Единственным различием является то, что его задние лапы изогнуты в коленном суставе вперед, и он может становиться на задние лапы.
Вероятнее всего, казаки прекрасно владели искусством гипноза
— Один из самых известных исследователей украинского казачества академик Дмитрий Яворницкий в своей «Истории запорожских казаков» не раз говорил о необычных способностях запорожцев, — продолжает Эдуард Юрченко. — Характерников он описывал как тех, «кого ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной, не брали. Такие люди могли отпирать замки без ключей, плавать на лодке по полу, как по морским волнам, переправляться через реки на кошме или рогоже, брать голыми руками раскаленные ядра, видеть на несколько верст вокруг себя посредством особых „верцадел“, жить на дне реки, вылезать из крепко завязанных или даже зашитых мешков, превращаться в котов, оборачивать людей в кусты, всадников в птиц, залезать в обычное ведро и плыть в нем под водой сотни и тысячи верст».
Вероятнее всего, характерники прекрасно владели искусством гипноза. Существует немало историй о том, как отряд запорожцев умудрялся избежать боя с врагом, превосходящим его численно. Казаки так втыкали вокруг себя колья, чтобы получилась изгородь. Нападавшим же мерещилась роща, и они под влиянием «морока» проходили мимо. Случалось, что под влиянием гипноза характерников их противники вскрывали друг другу горло.
— Много данных о казаках-оборотнях можно найти в исторических летописях?
— Рассказы о воинах-зверях будоражили умы обывателей тех времен. Согласно европейским традиционным верованиям, оборотня нельзя убить обычным оружием. Для этого необходимы пули, отлитые из серебра. Не миновала сия чаша и характерников. Исторические хроники пестрят рассказами об использовании против казаков специальных серебряных пуль. Так, в знаменитой «Истории Русов» описано убийство в 1656 году поляками наказного гетмана Войска запорожского Ивана Золотаренко, которого народная молва причисляла к характерникам: «Наказной гетман Золотаренко, возвращаясь с войском по повелению Царя внутрь Беларуси и проходя город Старый Быхов, ружейным выстрелом, который сделал с другой колокольни католический органист Томаш из засады, был убит насмерть, а органист признался добровольно, что подговорен был на сие преступление католическими ксендзами, которые дали ему пулю от мушкета из священной чаши, по его словам, освященную и скрепленную особыми заклинаннями. А обещано ему за то рядом с мучениками царство Небесное и воспитание детей в школах иезуитских. И действительно, по осмотре оказалась та пуля необычной: в ней нуртовина была серебряной с латинскими буквами!».
В дальнейшем эта история имела продолжение. Соратники Золотаренко доставили тело погибшего командира на его родину в Корсунь. Во время обряда погребения, проходившего в деревянной церкви, выстроенной на средства покойного, в церковь ударила молния. Случился пожар, в результате которого «тело убитого вместе с церковью сгорело в пепел».
Как видно из документов, поляки часто встречались с характерниками. В «Хронике всего мира» средневекового польского историка Мартина Бельского описывается битва Ивана Пидковы с молдаванами под Яссами в 1577 году. В ней упоминается запорожец, умевший заговаривать ружейные пули. Другой средневековый польский историк Бартош Папроцкий, рассказывая о походе гетмана Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году, указал на такой эпизод. Во время мирных переговоров с татарской делегацией один из казаков, находящихся в польском войске, выстрелил в парламентера. Разозленный гетман приказал казнить наглеца. Однако на защиту боевого товарища поднялось все войско, так как этот казак был характерником и умел, заговаривая пули, делать их неопасными для себя и окружающих. Еще один хронист капеллан Окольский указывал на огромное количество казаков-чародеев во время осады поляками Говтвы в 1638 году: «Тысячами посадили на валах людей, пушку поставили на шанцы, сотнями обсадили башни и ворота, на высоких крышах рассадили чародеев и чародеек, чтобы следили оттуда и чинили заговоры на добрую стрельбу, воздух и огонь».
«Среди ранних запорожцев далеко не все были христианами»
— Как воспринимала характерництво церковь?
— Данные об этом очень противоречивы. С одной стороны, казаки всегда считались в народе защитниками христианской веры. Несмотря на это, имеется немало фактов, указывающих на то, что среди ранних запорожцев далеко не все были христианами. Кстати, обычно чародеев хоронили без церковнослужителей. Выдающийся исследователь фольклора Запорожского края Яков Новицкий описал погребение характерника по прозвищу Довгий. Даже умерев, запорожец не лежал, а двигался. Из-за этого его вынуждены были привязать канатом. «Сошлось там столько-то запорожцев, выкопали яму и давай хоронить без попа. Как спустили его в яму, Довгий и говорит: „Ну, братья, давайте осиновый кол и будем печатать“. Забили ему кол в грудь и засыпали землей». Описывая могучие возможности казаков-зверей, Дмитрий Яворницкий также упоминал о специфических отношениях характерников с церковнослужителями. В его работе упоминается: «Был такой силач, что когда он причащался, то четыре человека должно поддерживать священника, чтобы тот не упал от одного дуновения богатыря, ибо только он дохнет, как от того дыхания человек падал с ног. А когда разрушали Сечь, то там был такой силач, одним дыханием мог убить человека».
Одним из наиболее известных казаков-характерников считается легендарный кошевой Иван Сирко, чье прозвище является одним из синонимов хорта. Говорили, что этого казака не брали ни пуля, ни меч, а сам он частенько оборачивался в волка. Когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался только синий след. По преданиям, после смерти своего кошевого казаки отрезали его правую руку и всюду брали ее в походы. Со временем культ характерников перешел и на участников гайдамацкого восстания Колиивщина. Польский хронист Анжей Китович, участник событий 1786 года, так описывал гайдамаков: «Поляки верили сильно, что между гайдамаками находилось много характерников, которых не брали пули. Рассказывали с клятвой не раз, что видели гайдамаков, сметающих с себя пули, которые им в лицо или грудь попадали, что вытаскивали такие пули из-за пазухи, назад полякам посылали. Поэтому наши суеверие суеверием побеждали, делая пули для гайдамаков, лили их на пшеницу освященную, и уже такая пуля должна была достаться гайдамаку».
— Говорят, воины-оборотни были еще и хорошими медиками?
— В отличие от военных, заговорами и лечебными практиками у запорожцев занимались в основном кашевары. Кстати, чародеи умело влияли на психологический настрой запорожцев перед боем. В своей монографии «Тайны боевых искусств Украины» исследователь Тарас Коляндрук приводил такой пример повышения боевого духа запорожцев: «Казацкие характерники умели использовать и такие катализаторы, которые сейчас принято называть психотропными средствами. Вот свидетельство одного молодого крестьянина о том, как чародей Шелест хотел принять его в гайдамаки. Когда крестьянин из страха отказался, Шелест дал ему выпить немного водки, а потом вымазал лицо ружейным порохом, смешанным с водкой: «Тогда он насыпал на ладонь пороху и растер — растер с водкой, и помазал мне по виду (лицу. — Ред.), то такая сейчас охота взяла, что только дай копье в руки, кажется, пошел бы и душил бы всякого».
9577Читайте нас у Facebook