ПОИСК
Інтерв'ю

Гия Канчели: "Все, что происходит сейчас в Украине, ранит мое сердце"

7:30 20 травня 2015
Известный грузинский композитор приехал в Киев с авторским концертом. С этого выступления начинается юбилейный тур маэстро, готовящегося отметить 80-летие

Автор музыки к культовым советским картинам «Мимино» и «Кин-дза-дза» Гия Канчели приехал в Киев со своим авторским концертом. Маэстро признался, что с выступления в зале Национальной филармонии Украины начался юбилейный тур по городам, которые ему дороги. В августе Гие Канчели исполняется 80 лет.

Двадцать последних лет Гия Александрович живет в Бельгии, в Антверпене — городе, который напоминает ему родной Тбилиси. Он пишет классическую музыку и практически не работает в кино. Написал музыку более чем к 60-ти картинам, названия многих из которых уже не помнит. Впрочем, это не касается его сотрудничества с режиссером Георгием Данелия. Их дружба началась с фильма «Не горюй!» и продолжается по сей день. Правда, Данелия живет в Москве, куда Гия Канчели ни ногой. Композитор говорит, что события, связанные с Украиной, заставили его пересмотреть многие убеждения и на долгие годы отвернули от поездок в Россию.

Георгий Александрович, несмотря на возраст, много путешествует. В поездках его всегда сопровождает красавица-жена. Маэстро знает несколько языков, с приятным грузинским акцентом говорит по-русски и «Слава Україні!» — по-украински.

— Я счастлив вновь оказаться в Киеве, — с теплотой признался Гия Канчели. — Мечтал об этом больше полугода. С того момента, как, выступая во Львове осенью прошлого года, получил предложение устроить авторский концерт в Национальной филармонии. Собираясь в Киев, переживал, как примет мою музыку зритель. Программу составлял специально для этого концерта. В ней есть одно произведение для смешанного хора и квартета саксофонистов — «Амао оми». Так называется стихотворение гениального грузинского поэта Важи Пшавела. Если расшифровать, то эти слова означают: война ни к чему не приводит, она напрасна. Я тоже считаю, что война — большая глупость. Признаюсь, все, что происходит сейчас в Украине, ранит мое сердце. И я, как многие грузины, болею и переживаю за вас.

РЕКЛАМА


*Во всех поездках Гию Канчели сопровождает его красавица-жена

— Как вы думаете, когда в нашей стране настанет мир?

— Я абсолютно убежден, что в будущем Украина приобретет истинную государственность и на это понадобится не так уж много времени. Правда, боюсь, мне этого уже не увидеть… Уверен, с Украиной произойдет то, чего раньше не было — единение государства и народов, которые живут на вашей земле. И вот когда это случится, надо будет поблагодарить Путина за то, что он сделал. Своими действиями он вызвал явления, которые способны объединить Украину. По сути, вы уже сплотились против единого врага.

РЕКЛАМА

— Правда, что из-за событий в Украине вы отказались от концертов в России?

— Конечно. Иначе и быть не могло. Я совсем перестал бывать в России, несмотря на то, что там живут мои друзья. Многие думают отнюдь не так, как этого хотелось бы официальному Кремлю. Общаюсь с ними теперь по Интернету. Не знаю, дождусь ли того времени, когда опять поеду в Россию, но это произойдет только тогда, когда закончится балаган, устроенный Путиным. Знаете, мне уже столько лет, что не хочу притворяться. Да и не делал этого никогда. Живу своей музыкой и счастлив, что никто и никогда не сможет ее у меня отобрать. В этом году мне исполняется восемьдесят лет. Если я сумел доковылять до такого возраста, прилететь в любимый мною Киев, пройтись по его улицам, площадям, то я еще на что-то способен.

— Правда, что именно в нашем городе вы провели свой медовый месяц?

— Да, поэтому Киев живет в моем сердце всегда. В этот раз я вновь приехал сюда со своей супругой. Спасибо ей, что выносит меня. 48 лет назад, когда мы соединили наши судьбы, свадебное путешествие началось в Киеве. Это была довольно забавная поездка. Получилось, что мы с известным грузинским режиссером Робертом Стуруа расписались со своими женами в один день. Не помню, куда улетел Роберт с молодой супругой, а вот мы отправились в Киев. Сейчас это звучит смешно, но во времена Советского Союза снять гостиницу в центре столицы одной из республик было очень сложно. А в Киеве в то время жила сестра Стуруа Елена, которая была замужем за директором оперного театра Борисом Пономаренко. Она-то и помогла нам забронировать номер в роскошной в то время гостинице «Интурист». Потом мы поехали в Одессу, где с гостиницей нам помог приятель Пономаренко — директор Одесского оперного театра. Из Одессы на пароходе приплыли в Батуми и вернулись в Тбилиси.

РЕКЛАМА

— Известно, что уже двадцать лет вы не живете в Грузии.

— Грузия — моя родина, ее у меня не отнять. Но двадцать лет я уже живу в Антверпене и считаю Бельгию своей второй родиной. Признаюсь, ничего, кроме благодарности, не испытываю к людям, которые меня там окружают. Не хотелось бы распространяться по этому поводу, но совсем недавно я попал на больничную койку. Потерял сознание и… ушел из жизни. Меня держали в искусственной коме. Это было в клинике в Антверпене. Честно говоря, близкие не знали, что со мной может произойти, когда вновь приду в чувство. К счастью, я вернулся к жизни нормально мыслящим человеком. Безгранично признателен Бельгии за комфорт, который меня окружает. Думаю, я живу в одной из самых толерантных стран. К тому же Антверпен напоминает мой родной Тбилиси.

— Часто бываете в Грузии?

— Как только предоставляется возможность. К тому же в Тбилиси живет моя дочь. Я уехал из этого города в 1991 году. Тогда в Берлине мне как музыканту выделили замечательную стипендию и дали возможность творить. Через год я должен был вернуться в Тбилиси. Но в то время у нас началась гражданская война и я решил как-то переждать эти события. Мое «пережидание» продолжается уже более 20 лет. Не могу сказать, что сегодня мне нравится все, что происходит в Грузии. В конце концов, я не политик. Но ситуация заставляет оценивать происходящее, хотя понимаю, что изменить ничего уже не могу. Часто думаю об этом, а поделиться собственными мыслями решаюсь только с близкими и друзьями, которые живут в Грузии.

— Вахтангом Кикабидзе?

— Конечно, мы поддерживаем отношения. Наша дружба с Вахтангом началась давно, гораздо раньше, чем он снялся в фильме Георгия Данелия «Не горюй!» Тогда он еще был солистом знаменитого грузинского ансамбля «Орэра». А потом Вахтанга пригласили сняться в картине «Не горюй!» Честно говоря, до этой работы я не был знаком с Данелия. Меня ему посоветовал композитор Андрей Петров, который в то время писал музыку к другой ленте. Мы встретились с Данелия в Тбилиси. Помню, несколько раз он возвращал мне музыку со словами: «Хорошо. Но… надо доработать». Я даже как-то вспылил, что могу уйти из картины, раз не подхожу. А потом мы притерлись. В результате с Георгием я сделал восемь фильмов. В том числе и «Мимино» с этой венерической песней «Чито-гврито».

— За что же вы ее так?

— Но она же, как венерическое заболевание, распространилась по всему Советскому Союзу. Писал ее, совершенно не рассчитывая на такую популярность. Да и не люблю я быть на виду. Мне всегда казалось, что это простая песенка, ничего особенного. Как и музыка в картине «Кин-дза-дза» — одна из наших самых сложных работ с Данелия. Георгий все время просил как-то упростить мелодию. В конце концов дошло до того, что пришлось издавать звуки, скребя бритвой по стеклу. А в это время герой Евгения Леонова произносил свое знаменитое: «Ку». Впрочем, сегодня это только теплые воспоминания. У меня есть произведение, которое я посвятил моему другу Георгию Данелия. Там я использовал темы, написанные мной для его фильмов.

— Сорок пять лет назад в Советском Союзе одним из самых популярных музыкальных театральных спектаклей был «Ханума», музыку к которому написали вы.

— В театре имени Шота Руставели «Хануму» поставил Роберт Стуруа. В один из своих приездов в Тбилиси этот спектакль посмотрел Георгий Товстоногов и поставил его в Большом драматическом театре в тогдашнем Ленинграде. Он пригласил двух авторов: Бориса Рацера и Владимира Константинова, которые должны были адаптировать текст и написать какие-то куплеты, учитывая вкусы русской публики. Когда они почувствовали, что спектакль получается удачным, связались со мной и предложили написать еще четыре музыкальных номера. Тогда они смогут протолкнуть «Хануму» в Театр музыкальной комедии в Одессе, где Князя сыграет Михаил Водяной. А если это произойдет, то этот спектакль будет иметь всесоюзную славу. Так оно и вышло. Пьеса шла примерно в 80-ти театрах Советского Союза.

Когда число постановок перевалило за 70, Рацера и Константинова прозвали «двое на Канчели». Когда я создавал музыку к «Хануме», мне было 45 лет. Думал, что жизнь уже заканчивается, но вот случилось, что я пока жив и продолжаю мечтать…

— Надо признать, выглядите вы прекрасно. В чем черпаете силы?

— С возрастом стал много философствовать. Мне кажется, начиная с самых древних времен, происходит борьба зла с добром. Зло всегда бывает агрессивное, а добро необычайно уязвимо. Но, как ни странно, в конечном итоге добро всегда побеждает зло. Так в каждом из нас два этих чувства присутствуют всегда. Самое главное — уметь вызывать в себе эмоции добра, которые превалируют над отрицательными чувствами. Может быть, в этом мой секрет.

— А как же любовь?

— Конечно, я о ней не забыл! Имею в виду любовь не только к моей второй половине, но и любовь к окружающему миру, людям, даже стране. Знаете, у меня к Грузии довольно критическое отношение. Я ее очень люблю и обожаю, но имею к ней претензии. Даже к моему народу. Но любовь все равно преобладает. В конечном итоге это дает мне возможность проявлять свои чувства в музыке, несмотря на преклонный возраст. Я недавно написал сочинение для Национального оркестра Бельгии и назвал его тремя шумерскими словами: «Ну. Му. Зу». Шумерский — это мертвый язык. Фраза обозначает: «я не знаю».

Достигнув средних лет, я думал, что кое-что знаю о мире. Но сейчас, когда мне исполняется 80, я понял, что ничего не знаю и не понимаю. Конечно, эти мои мысли и беспокойство отображаются в музыке. А кроме музыки я ничем заниматься не умею. Ни строить, ни рубить, ни готовить. Спасибо моей супруге, которая дала мне возможность посвящать себя исключительно музыке, взвалив на свои плечи заботы о доме и детях. Я же всю жизнь только творил. И никогда никому ничего не доказывал. Сегодня, приближаясь к 80-летию, я счастлив, что могу заявить: «Ничего не знаю о мире, в котором мы живем, и все еще открыт к его познанию».

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

5061

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів