В Софии Киевской сохранился прижизненный портрет Владимира Великого
— Думаю, происхождение князя Владимира подстегивало в нем стремление самоутвердиться, ведь он был сыном рабыни — ключницы Малуши, — говорит старший научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская» доктор исторических наук, профессор Надежда Никитенко (на фото). — Между Малушей и киевским князем Святославом возникла любовь, у них родился ребенок, которому было суждено крестить Русь. В летописи зафиксировано нелицеприятное слово, которое в адрес Владимира бросила полоцкая княжна Рогнеда, когда он, еще будучи язычником, посватался к ней: «Не хочу разути робичича (сына рабыни. — Авт.)». Речь идет о существовавшей тогда традиции: перед первой брачной ночью жена снимала с мужа сапоги, тем самым демонстрируя покорность. Рогнеда хотела выйти за старшего брата Владимира Ярополка, который был рожден в законном браке. В те языческие времена князь мог иметь четырех водимых (официальных) жен и неограниченное количество наложниц. Кстати, став взрослым, Владимир превысил этот «лимит» — у него было пять жен (в их числе и Рогнеда, которую он взял силой), и около 800 наложниц. В летописи сказано, что он был «ненасытен в блуде, приводил к себе замужних жен и растлевал девиц». Князь стал одноженцем лишь после принятия христианства и женитьбы на византийской принцессе Анне. Но женолюбом, по свидетельству современников, так и остался.
По одной из версий, мать Владимира Малуша, хотя и была рабыней, но принадлежала к княжескому роду — являлась дочерью древлянского князя Мала. Мать Владимира занимала среди домашних слуг высокое положение — служила ключницей (домоправительницей). В пользу гипотезы о княжеском происхождении Малуши говорит тот факт, что ее братом был широко известный по народным былинам Добрыня Никитич, который входил в число близких соратников киевского князя Святослава, отца Владимира.
Добрыня стал, как тогда говорили, кормильцем (от слово «кормило») — наставником своего племянника. В те времена княжичей воспитывали, прежде всего, как воинов, полководцев. В Киевской Руси (а также в Византии и Западной Европе) существовала очень мудрая практика, когда сыновья властителей проходили обучение в специальных военных лагерях вместе со своими будущими приближенными — детьми знати. Бояре и дружинники с детства были преданны князю. А он, в свою очередь, знал каждого, как самого себя, понимал, кто чего стоит.
*На этой фреске в Софии Киевской князь Владимир (крайний слева) изображен в образе Иисуса Навина, который возглавил еврейский народ после 40 лет скитаний по пустыне
— Владимир был третьим сыном Святослава, к тому же «робичичем». Как же ему удалось занять княжеский престол в Киеве?
— Это произошло в результате усобицы, вспыхнувшей после гибели князя Святослава между его сыновьями. Святослава убили печенеги, когда он возвращался из похода в Болгарию. Печенежский правитель Куря приказал сделать из черепа князя обитую золотом чашу и пил из нее вино — считалось, что так он забирает силу и мудрость своего врага.
Перед ставшим для него роковым походом Святослав оставил вместо себя княжить в Киеве старшего сына Ярополка, в древлянской земле (Полесье) посадил среднего сына Олега, а Владимира по просьбе новгородцев направил в Новгород. После смерти отца Ярополк хотел править сам, поэтому пошел походом на Олега, и тот погиб на мосту у стен Овруча. Расправа ожидала и Владимира, поэтому княжич поспешил бежать из Новгорода к одному из родственников в Скандинавию. Напомню, что династия Рюриковичей, к которой принадлежал Владимир, имеет варяжские корни. Набрав дружину из варяг, он пошел на Ярополка. На его пути лежал Полоцк (ныне этот город в Белоруссии), где посватался к Рогнеде. Девушка ему отказала, тогда Владимир изнасиловал княжну на глазах ее родителей и братьев. Затем этих родственников убили.
Когда он подошел к Киеву, Ярополк предпочел бежать в Родень (находился возле современного Канева). Дружина Владимира взяла город в осаду, и у обороняющихся начался голод. В летописи приводится пословица: «Беда, аки в Родне». Владимир подослал к старшему брату воеводу Блуда, и тому удалось уговорить Ярополка выйти за стену мириться. Варяжские дружинники тут же пронзили киевского князя мечами.
— Как Владимир пришел к решению крестить свою страну?
— Оно вызревало постепенно. В начале своего правления он создал на Старокиевской горе пантеон из шести языческих богов во главе с Перуном, наиболее почитаемых теми или иными восточнославянскими племенами. Пантеон, по замыслу молодого князя, должен был служить единению страны. Одновременно Владимир провел административную реформу. Дело в том, что у каждого из 13 племен был собственный князь. Владимир их заменил своими ставленниками, тем самым значительно укрепив единовластие.
Через несколько лет он понял, что идея не работает — каждое племя поклонялось своему идолу, и это вызвало разобщение. Нужен был единый для всех бог. Важным стимулом отказаться от язычества было то, что правители других государств не признавали князя-идолопоклонника за равного.
Все это привело к тому, что в 987 году Владимир решил выбрать для Руси веру. Князю тогда было около 27 лет (точная дата его рождения неизвестна — это произошло примерно в 960-м плюс-минус несколько лет). В летописи история с выбором веры подается так: Владимир направил послов в страны, исповедовавшие христианство (церковь тогда еще не была разделена на православную и католическую), иудейскую веру и ислам. В свою очередь из этих государств в Киев направили делегации, чтобы склонить князя принять их веру. Думаю, в действительности Владимир изначально намеревался выбрать религию греков, ведь Византия являлась самой сильной и богатой страной известного ему мира. Бояре, вернувшиеся из Константинополя, рассказали ему: «Мы пришли на службу в собор святой Софии и не знали, на земле мы или на небе — нет на свете большей красоты».
*Так художник Виктор Васнецов изобразил на стенах Владимирского собора в Киеве крещение киевлян
В это время в Византии вспыхнула смута, угрожавшая гибелью молодому императору Василию II, его брату-соправителю Константину и заточением в монастырь их сестре Анне. Владимир согласился помочь справиться с бунтовщиками в обмен на согласие отдать в жены Анну. Шеститысячный отряд князя позволил разгромить мятежников, но Василий II не спешил выполнять свою часть соглашения.
— Приходилось читать, что Анна, руки которой добивался киевский князь, равно как и ее брат-император были внуками трактирщика.
— Да, их мать Феофано являлась дочерью владельца питейного заведения. Она была сказочно красива, и в нее влюбился молодой византийский царевич Роман II. Он был жизнелюбом, завсегдатаем трактиров, там и встретил девушку своей мечты. Красавицу звали Анастасо (вариант имени Анастасия), а когда царевич, вопреки воле родителей, женился на избраннице, ей дали имя Феофано. Она вышла замуж в 14 лет. Спустя несколько лет Роман II унаследовал трон, и его супруга стала законной императрицей. Через два дня после рождения их третьего ребенка — дочери Анны, молодой император неожиданно скончался. Их сыновьям, будущим императорам Василию II и Константину VIII, тогда было пять лет и три года соответственно.
Феофано не долго оставалась одна — вышла замуж за военачальника Никифора Фоку. Но затем она влюбилась в другого военного Иоанна Цимисхия и вместе с ним организовала покушение на мужа. Став императором и регентом при малолетних наследниках престола, Цимисхий отправил Феофано в монастырь.
Когда старший сын Феофано Василий II вырос, ему удалось занять трон. Однако положение молодого правителя Византии было шатким, поэтому-то против него и восстал военачальник Варда Фока. Помощь князя Владимира спасла императора.
— Анна хотела стать женой Владимира?
— Нет, эта красавица (она унаследовала привлекательность матери) говорила, что едет на Русь, как в плен. До этого к ней сватались два германских князя, болгарский царь и король Франции и все получили отказ. Чтобы жениться на Анне, Владимиру пришлось пойти в поход на Корсунь (древнерусское название греческого города Херсонес, располагавшегося на территории современного Севастополя). Поначалу осажденные держались стойко, но среди них оказался предатель-священник Анастас. От него в лагерь Владимира прилетела стрела с запиской, в которой говорилось, что нужно перекрыть доступ в город пресной воды. Указывалось и место, где нужно провести соответствующие работы.
Мучимые жаждой защитники сдались. Владимир отправил в Константинополь послание, пригрозив сделать с Царьградом (русское название столицы Византии) то же, что и с Корсунем, если братья Василий II и Константин не направят к нему сестру Анну. Те уговорили принцессу ехать — мол, так она спасет родную страну.
— В летописи сказано, что во время осады Херсонеса Владимир неожиданно ослеп, а когда принял крещение — тут же прозрел. Это похоже на красивую сказку. Она подтверждается другими историческими источниками?
— Рассказ о случившейся тогда у князя «болезни глаз» упоминается во всей древнерусской литературе. Вполне возможно, история соответствует действительности. Судите сами: Корсунь русичи взяли весной, а это как раз то время года, когда чаще всего люди заболевают гемералопатией (куриной слепотой). При ней человек полностью зрение не теряет, а лишь перестает видеть после захода солнца. Не даром ведь в летописи говорится о болезни глаз, а не о слепоте.
Во время обряда крещения в Корсуне Владимир наверняка переживал душевный подъем и благодаря этому болезнь могла отступить. Крестился он в ночь с субботы на воскресенье (с 11 на 12 мая), поскольку именно в ночь на воскресенье воскрес Христос. Обратите внимание, что дни освящения древнейших каменных храмов Киева — Десятинной церкви и Софийского собора — соответствуют дням, когда крестился Владимир, — 11 и 12 мая. Он взял христианское имя Василий — в честь своего крестного отца императора Василия II, хотя тот на церемонии не присутствовал.
Вернувшись домой, князь крестил вначале своих 12 сыновей, а затем киевлян. Массовый обряд крещения проходил, согласно одним источникам, в речке Почайне, согласно другим, — в Днепре. Языческих идолов спустили со Старокиевской горы и бросили в воду. Наиболее преданные язычники бежали вдоль берега и умоляли Перуна: «Выдыбай, выдыбай!», то есть выплывай. И он таки пристал к берегу. Теперь это место называется Выдубичи.
Первой Владимир построил Десятинную церковь. Для нее он привез из Корсуня большое количество мрамора (на Руси этот камень не добывали), иконы, различную церковную утварь. Из Византии прибыла большая бригада мастеров-монахов. Город до этого был деревянным, и они создали первые каменные строения.
В летописи пишется, что Софийский собор построил сын Владимира Ярослав Мудрый, храм заложили в 1037 году. Однако граффити на стенах этой церкви говорят о другом: мы нашли надписи, на которых стоят гораздо более ранние даты — 1018, 1019, 1022 годы… Их сделали в уже построенном и расписанном фресками соборе. Эти и ряд других находок доказывают, что София Киевская — творение Владимира. Изначально он с семьей был изображен на одной из стен в княжеских одеяниях, держащим в руке макет Десятинной церкви. Это изображение не сохранилось. Мы знаем о нем благодаря художнику Абрагаму ван Вестерфельду, побывавшему в Киеве в 1651 году и сделавшему серию рисунков с фресок Софии. Потом в храме произвели перестройку, другие работы. Например, в XIX веке в ходе реставрации был видоизменен княжеский портрет, на котором изображены Ярослав Мудрый, князь Борис, его невеста и брат Глеб. Из них сделали четырех великомучениц: Софию, Веру, Надежду и Любовь — мужские лица превратили в женские. Напротив этого группового портрета были изображены дочери Владимира и Анны. Нам удалось узнать их имена и выяснить, как сложилась судьба каждой из княжон: старшая Феофана (названа в честь бабушки) вышла замуж за новгородского посадника Остромира. Премислава стала женой венгерского принца Ласло Сара (Владислава Лысого), Мария-Добронета — польского короля Казимира I, Агата — английского принца Эдуарда Изгнанника и матерью королевы Маргариты, ставшей святой покровительницей Шотландии.
— Известно, как Владимир выглядел?
— Правдивое, но довольно схематичное изображение его лица мы видим на монетах (Владимир был первым киевским князем, который начал чеканить деньги). Но на стенах Софийского собора сохранился его прижизненный портрет. На нем князь изображен в образе Иисуса Навина (возглавил еврейский народ после 40 лет скитаний по пустыне). Характерные черты лица Владимира — сильно выступающая челюсть и нос с горбинкой.
Нужно сказать, что народ любил Владимира, посвятил ему большое количество былин, называл Красно Солнышко — за то, что князь заботился о бедных, вдовах и сиротах, нередко отправлял простым людям угощения со своего стола. Скончался Владимир Великий 28 июля 1015 года.
15126Читайте нас у Facebook