Минфин предлагает утвердить четыре основных налога на уровне 20 процентов
Вот уже полтора года налоговая реформа является одной из топовых тем для жителей Украины. Они обсуждают, спорят, соглашаются и пытаются понять, как реформа может изменить их жизнь. Повысят ли ставки налога на доходы? Будут ли облагать налогом автомобили? Останутся ли льготы по налогу на недвижимость? «ФАКТЫ» решили более подробно расспросить об этом заместителя министра финансов Елену Макееву.
— Налоговых реформ в нашей стране было более чем достаточно. Только в прошлом году приняли два пакета законов, которые почему-то каждый раз называли налоговой реформой. И вот третья попытка. Можете сказать, чем она отличается от предыдущих?
— Эта реформа будет соответствовать интересам и бизнеса, и граждан. Как раньше писались реформы? Проводились рабочие столы, работали экспертные группы. Но в итоге получалось так: эксперты и представители бизнеса обсуждали между собой, какой должна быть реформа, посылали в правительство свои предложения, но их никто не принимал во внимание.
*Заместитель министра финансов Елена Макеева (фото из «Фейсбука» Елены Макеевой)
Поэтому сейчас мы построили работу иначе. У нас есть Национальный совет реформ. В нем 18 команд (то есть параллельно идет 18 реформ), одна из которых целенаправленно занимается налоговыми вопросами. Лидером этой команды является министр финансов Наталья Яресько. Там работают 20 человек: пять представителей основных фракций, пять — от министерств и ведомств, а также от общественных организаций и бизнеса. Иными словами, учитываются интересы всех заинтересованных сторон.
— Двадцать человек достаточно для этого?
— Нет, конечно. Мы хотели вовлечь в процесс как можно больше экспертов, чтобы были разные идеи, и для этого провели шесть открытых платформ, на которых смогли обсудить в кругу профессионалов налоговые реформы. Всего на этих платформах представили около 14 моделей налоговой системы.
Состоялось и 16 индустриальных платформ — встреч с представителями важнейших отраслей: фармацевтики, сельского хозяйства, металлургии, легкой промышленности, а также малого и среднего бизнеса.
— Для чего нужны были эти платформы?
— Чтобы понять специфику и ожидания каждой отрасли. То есть мы пошли от обратного: послушали, чего хочет бизнес, что советуют эксперты… И такой режим работы помог нам понять проблемы, которые должна решить налоговая реформа.
— И какие же это проблемы?
— Больше всего бизнес беспокоит постоянное изменение налогового законодательства, высокая нагрузка на фонд зарплаты и трудное администрирование налогов.
— О, вот как раз о нагрузках на заработную плату я бы и хотела поговорить. В презентованной Министерством финансов модели сказано, что ставки четырех основных налогов — на прибыль, на доходы физлиц (НДФЛ), а также НДС и единого социального взноса (ЕСВ) — составят 20 процентов.
— Да, была предложена именно такая модель: она удобна и понятна для бизнеса и создает для всех налогоплательщиков равные условия.
— Но почему было решено оставить единую ставку налога на доходы физических лиц? Ведь раньше говорили о том, что богатые должны платить больше.
— Мы отказались от прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц для удобства. Кроме того, единая ставка налога на доходы существенно упрощает его уплату. Например, сейчас те люди, которые работают на двух предприятиях и получают больше 13 тысяч гривен в месяц, обязаны подавать декларацию о доходах по итогам года. При введении единой ставки это делать не придется.
Также уже на первом этапе, с 2016 года, мы предлагаем упростить и сблизить базу налогообложения НДФЛ и ЕСВ и ввести единую отчетность.
Отмечу, что в дальнейшем реформа предусматривает объединение налога на доходы физлиц и единого социального взноса. А в 2018 году вообще вместо двух платежей может быть введен один налог на зарплату на уровне 20 процентов.
— Но пока вы оставляете и ЕСВ, и налог на доходы, однако вместо двух ставок налога на доходы физлиц (15 и 20 процентов) будет только одна — 20 процентов?
— На налогообложение зарплат нужно смотреть комплексно. Сейчас люди из своих заработков платят налог на доходы физических лиц (15 или 20 процентов) и единый социальный взнос (3,6 процента). То есть из зарплаты отчисляется либо 18,6, либо 23,6 процента.
Мы вообще убираем из зарплаты работника единый социальный взнос и делаем универсальную ставку налога на доходы физлиц — 20 процентов. Повторю: из зарплаты надо будет платить только эти 20 процентов.
— Выходит, для кого-то налоговая нагрузка на зарплату увеличится на 1,4 процента, а для кого-то снизится на 3,6 процента?
— Да. Кроме того, не забывайте, что мы существенно снижаем единый социальный взнос для работодателей. Сейчас он составляет от 32 до 49 процентов (в зависимости от класса риска предприятия). А будет установлен для всех на уровне 20 процентов.
— Вы планируете продолжать облагать налогом пенсии?
— Да, как и прежде. То есть только те, которые больше трех минимальных зарплат, и только сумма превышения.
Кстати, поскольку с сентября минимальная зарплата поднимется, автоматически уменьшится количество пенсий, которые подпадают под налогообложение. Прежде этот налог платили 3,9 процента человек, а с сентября будут вносить всего полтора процента всех пенсионеров.
Как видите, подавляющее большинство пенсий у нас в стране налогом не облагается и облагаться не будет. Налоговая нагрузка лежит в первую очередь на обеспеченных пенсионерах.
— Что еще предлагается сделать для того, чтобы богатые платили больше, а бедные — меньше?
— Во-первых, мы предложили вдвое увеличить не облагаемый налогом минимум. Сейчас он составляет 50 процентов минимальной зарплаты (609 гривен) и только для зарплат не выше 1 тысячи 710 гривен. А мы хотим увеличить необлагаемый минимум до одной минимальной зарплаты (1 тысяча 218 гривен) и ввести его для всех заработков. Это поможет снизить нагрузку на тех граждан, у кого низкие доходы, ведь фактически из минимальной зарплаты человек не будет платить никаких налогов, а из двух минимальных — всего 10 процентов.
— Почему 10 процентов?
— Смотрите. Человеку начислили зарплату в размере двух минимальных — 2 тысячи 436 гривен. Потом вычли необлагаемый минимум (1 тысяча 218 гривен). Остались 1 тысяча 218 гривен, из которых и будет взят налог. То есть вместо того, чтобы обложить 20-процентным налогом 2 тысячи 436 гривен, мы берем его только из 1 тысячи 218 гривен. Если вы учили арифметику, то поймете, что сумма этого налога составит 10 процентов от 2 тысяч 436 гривен.
— Ага! Вот как это работает!
— Да. И чем выше зарплата работника, тем меньше в ней доля необлагаемого минимума. Тем больше процент налога.
Во-вторых, мы уже сейчас облагаем дополнительным налогом роскошные автомобили. И оставили все наши предложения, касающиеся дополнительного налогообложения автомобилей класса люкс и элитной недвижимости, владельцами которых являются обеспеченные люди. Они будут ежегодно вносить повышенный налог на имущество.
— Какой?
— Размер этого налога мы предлагаем установить на уровне 25 тысяч гривен в год.
— И за какое имущество нужно будет платить эту сумму? Уже готов перечень моделей авто (класса люкс и премиум), подлежащих налогообложению в размере 25 тысяч гривен?
— В ближайшее время встретимся с представителями Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров и вместе поработаем над проектом списка машин.
А что касается элитного жилья, то таким налогом будут облагаться квартиры площадью свыше 300 квадратных метров и дома площадью свыше 500 квадратных метров. Налог на имущество коснется не более чем одного процента всех владельцев недвижимости.
— Кстати, о налоге на недвижимость… На днях многие СМИ рассказали, что в ходе реформ будут отменены льготы по данному налогу. Это правда?
— Нет, конечно! Безусловно, мы оставили существующие льготы: 60 квадратных метров — для квартир и 120 квадратных метров — для домов. Существует льгота и для разных объектов недвижимости — 180 квадратных метров.
Одновременно местные советы имеют все полномочия для увеличения размеров льготной площади. Они же определяют ставки налога на недвижимость.
— А что же тогда изменится?
— Только максимальная ставка: мы хотим повысить ее с 2 до 3 процентов минимальной зарплаты за квадратный метр.
— Обсуждалась возможность взимать транспортный налог в размере тысячи гривен в год с автомобилей младше пяти лет. Это предложение осталось?
— Нет, он не будет введен. В процессе обсуждения мы рассматривали разные варианты и в итоге остановились на необходимости пересмотреть несправедливый налог на автомобили с объемом двигателя свыше 3 литров.
— Тогда перейдем к теме предпринимателей: останется ли упрощенная система налогообложения?
— Останется. Но вот какой она будет, еще обсуждается. В настоящее время мы вместе с общественностью выработали две модели, которые едины в следующем: предельно допустимый годовой оборот в 20 миллионов гривен надо существенно снизить, налоговая нагрузка должна возрасти постепенно и первая группа с годовым оборотом до 300 тысяч гривен остается прежней.
— То есть для первой группы ничего не поменяется?
— Практически ничего. Она будет переименована в группу А. Также мы предлагаем повысить ставку единого налога с 10 до 20 процентов минимальной зарплаты. Но учитывая то, что сумма ЕСВ снизится с 34,7 до 20 процентов минимальной зарплаты, налоговая нагрузка для этой группы останется на прежнем уровне.
— Что будет с единым налогом для остальных предпринимателей — второй и третьей групп?
— Вот тут будут изменения. Предлагаем объединить вторую и третью группы в одну (назвав ее группой В) и установить максимально допустимый годовой оборот на уровне 2 миллионов гривен. Мы проанализировали всех плательщиков единого налога и выяснили, что более 90 процентов предпринимателей имеют годовой оборот до миллиона гривен. Кроме того, наша модель предполагает исключить ограничение по работе с юридическими лицами. Другие ограничения по видам деятельности останутся неизменными: запрет на упрощенную систему налогообложения установлен сегодня для тех, кто работает с подакцизными товарами, оказывает финансовые услуги, ведет игровой бизнес и так далее. Также для группы В мы намерены ограничить максимальное количество наемных сотрудников — до десяти человек.
— А ставки?
— Предлагаем перейти от налогообложения оборота к налогообложению чистого дохода предпринимателя. При этом даем право предпринимателям, не ведущим прямой учет доходов и расходов, списать 80 процентов доходов без каких-либо первичных документов в 2016 году. Таким образом, налоговая нагрузка для тех, кто зарабатывает незначительные суммы, существенно снизится. И повышаться она будет в зависимости от уровня дохода. Это справедливо, поскольку, как мы уже обсудили, богатые должны платить больше.
Помните, с 1999 по 2011 год упрощенная система налогообложения предусматривала для физлиц максимально допустимый годовой оборот на уровне 500 тысяч гривен, а для юридических лиц — один миллион гривен? При этом ставка единого налога была для физических лиц на уровне 200 гривен в месяц, а для юридических лиц — 6 процентов с НДС или 10 процентов без НДС. Десять лет ни у кого не было претензий к таким условиям упрощенной системы.
— Понятно. Я правильно понимаю, что у юридических лиц возможности перейти на упрощенную систему не будет?
— Правильно. Упрощенная система будет действовать только для физических лиц. Для юридических мы предлагаем исключить право применять упрощенную систему налогообложения и отчетности (за исключением сельхозпроизводителей). Они и так ведут упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: в свое время был разработан специальный бухгалтерский стандарт 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». Однако мы предлагаем повысить порог для обязательной регистрации НДС с одного до двух миллионов гривен, что намного выше, чем принято в европейской практике.
— Что будет с сельхозпроизводителями? То есть с четвертой группой, куда входят бывшие плательщики фиксированного сельхозналога?
— Четвертая группа упрощенной системы налогообложения для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога остается. В нашей модели она называется группа С. Мы только предлагаем ограничить предельно допустимый оборот для этой группы на уровне 2 миллионов гривен, как и для малого бизнеса группы В. Это будет справедливо. Ставки и систему налогообложения для них мы не меняем.
— И такой вопрос: когда можно ожидать рассмотрения самой реформы и ее принятия парламентом?
— Мы надеемся, что это удастся сделать уже нынешней осенью.
Фото в заголовке с сайта finance.obozrevatel.com
3872Читайте нас у Facebook