Лондон задумался над своими дальнейшими шагами в связи с публикацией доклада по отравлению Литвиненко
Сегодня, 21 января, в Лондоне был обнародован доклад члена Высокого суда сэра Роберта Оуэна, который на протяжении последнего года возглавлял общественное расследование по факту смерти бывшего офицера ФСБ России Александра Литвиненко в ноябре 2006 года. На основании показаний множества свидетелей, а также мнения целого ряда экспертов, судья Оуэн пришел к выводу, что смерть Литвиненко была насильственной. Это было предумышленное убийство, совершенное двумя российским гражданами — Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. Они подсыпали в чай Литвиненко радиоактивный полоний-210.
В докладе выделены моменты, которые объясняют возможные мотивы убийства Александра Литвиненко:
- Его работа на британскую разведку, критика ФСБ и Владимира Путина и его связи с другими диссидентами, такими как Борис Березовский
- Антагонизм между Путиным и Литвиненко, носивший вне всякого сомнения явно выраженный персональный характер
- Напряженные отношения начались еще в 1998 году после их личной встречи, когда Путин был главой ФСБ, а Литвиненко хотел от него реформ
- Литвиненко позволял себе «неоднократные очень личные выпады» в адрес президента, после того как попросил убежища в Британии в 2000 году, в том числе обвинения в педофилии, которые Литвиненко выдвинул в июле 2006 года, за несколько месяцев до убийства.
Вскоре после публикации доклада последовала реакция сторон.
МИД России назвал доклад судьи Оуэна политически ангажированным и крайне непрозрачным. Об этом заявила официальный представитель министерства Мария Захарова: «Сожалеем, что чисто уголовное дело было политизировано и омрачило общую атмосферу двусторонних отношений между Великобританией и Россией. Очевидно, что решение о приостановлении коронерского расследования и начале „публичных слушаний“ имело ярко выраженную политическую подоплеку», — подчеркнула она.
По ее словам, расследование обстоятельств смерти Литвиненко проходило в условиях закрытого рассмотрения материалов под предлогом секретности, оно не было прозрачным ни для российской стороны, ни для мировой общественности. Поэтому в МИД не ожидали, что итоговый доклад процесса, «подводившегося под заранее определенный, нужный результат», окажется объективным и беспристрастным". «Все это стало логичным итогом псевдосудебного процесса, который был разыгран британским судом и властью, что уже само по себе является, мягко говоря, противоречивым, а на самом деле вполне можно сказать, и преступным», — сказала Захарова на брифинге. Общественное дознание, проведенное сэром Робертом Оуэном, она назвала «театром абсурда» и «театром теней», поскольку «все происходило кулуарно, было засекречено все, что только можно».
Следственный комитет России (СКР) счел британское расследование смерти Александра Литвиненко политически ангажированным. В заявлении ведомства говорится, что виновные были назначены изначально, а судья манипулировал фактами.
Один из непосредственных убийц Литвиненко Дмитрий Ковтун заявил: «Я рассчитывал на здравомыслие и мужество судьи Оуэна, но пусть это решение будет на его совести». Ковтун также подчеркнул, что он и Андрей Луговой были готовы участвовать в британском расследовании, но формат «общественного расследования» их не устроил. «Нам был хотелось, чтобы британцы допустили к расследованию СКР, но выбранный ими формат сделал это невозможным».
Министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй заявила, что
Британия выразит российскому послу «глубочайшее недовольство» в связи с итогами расследования убийства Литвиненко. Вместе с тем она подчеркнула, что
несмотря на причастность высших уровней российского руководства к убийству Александра Литвиненко, Великобритании все же нужно поддерживать контакты с Россией, хоть и в сдержанной форме. В частности по вопросу сирийского конфликта, поскольку Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Пресс-служба Дэвида Камерона заявила, что премьер-министру предстоит «тщательно взвесить» необходимость дальнейших мер в ответ на выводы общественного дознания по делу Литвиненко. «Премьер-министр сосредоточится на том, что наилучшим образом отвечает интересам нашей страны и обеспечению национальной безопасности, и поэтому мы взвешиваем все вопросы весьма тщательно», — говорится в заявлении пресс-службы.
Представитель британской оппозиции, «теневой» министр внутренних дел Энди Бернхэм назвал убийство Литвиненко «беспрецедентным актом спонсированного терроризма». Другие россияне и бывшие российские граждане могут быть подвержены риску, добавил он.
Бернхэм также подверг критике слишком слабую, по его мнению, реакцию Терезы Мэй на выводы расследования и призвал к пересмотру отношений России и Великобритании. «Это убийство стало вопиющим и неприемлемым нарушением самых основных принципов международного права и цивилизованного поведения», — сказал Бернхэм
2030Читайте нас у Facebook