Ровно 130 лет назад немецкий изобретатель Эмиль Берлинер запатентовал граммофон
25 сентября 1818 г. Английский врач Джеймс Бландел провел первую в мире операцию по переливанию крови от человека к человеку.
27 сентября 1912 г. В Киеве открыт стадион «Спортивное поле» на 3 тысячи человек.
28 сентября 1618 г. В Брюсселе открыт первый в мире ломбард.
29 сентября 1547 г. Родился испанский писатель мигель де Сервантес Сааведра — автор знаменитого «Дон Кихота».
30 сентября 1452 г. Немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг напечатал первую в Европе книгу. Это была Библия.
1 октября 1887 г. Открылся первый сезон в современном здании Одесской оперы.
Когда немец Эмиль Берлинер в 1887 году представил публике граммофон, изобретатель первого звукозаписывающего устройства — фонографа — Томас Эдисон заявил: «У этого аппарата нет будущего». Но именно граммофон в начале ХХ века вытеснил с рынка продукцию «Эдисон фонограф компании». Берлинер предложил вариант записи звука на диски. В отличие от валиков, применявшихся в фонографе и не позволявших создать при записи песни более трех ее экземпляров, диски легко поддавались штамповке. Эдисон пытался отстоять свое право быть первым в индустрии звукозаписи. Он даже придумал способ тиражирования валиков. Однако до тиражей пластинок, исчисляющихся тысячами, валикам было далеко.
Первую пластинку Берлинер изготовил из целлулоида. Затем опробовали немало материалов, среди которых были сталь, каучук и даже шоколад. Одним из самых эффективных был признан эбонит, пластинки из которого печатались с помощью стальной матрицы. Но эра эбонитовых пластинок была недолгой из-за дороговизны. На смену эбониту пришел шеллак. В Индии водится жучок — лаковый червец, выделяющий при производстве яиц вещество, похожее на смолу. При соответствующей обработке, после смешивания с другими компонентами, из него стали делать эластичные пластинки. Для производства одной пластинки требовалось до четырех тысяч (!) жучков. Несмотря на трудоемкий процесс изготовления шеллака, он использовался долгое время.
По краю первых пластинок шел небольшой барьерчик, не позволяющий игле соскакивать. Это было необходимой мерой предосторожности, так как граммофонные звукосниматели отличались массивностью (100—130 граммов), а иглы — грубостью. Стальные иглы были съемными, потому что приходили в негодность после прослушивания только одной стороны пластинки. Были иглы и получше (они вставлялись в звукосниматель неразъемно) — корундовые (150 часов звучания) и алмазные (1500 часов звучания).
Установилась общая для всех пластинок скорость проигрывания — 78 оборотов в минуту. На одну сторону диска диаметром 300 миллиметров вмещалось не более 5 минут звучания. Естественно, о записи больших произведений не могло идти и речи. Тем не менее индустрия грамзаписи развивалась с потрясающей скоростью. В 1897 году было выпущено 500 тысяч пластинок, а через два года — полтора миллиона.
В Российской империи первая фабрика грампластинок появилась в 1901 году в Риге, а в 1910-м под Москвой был основан Апрелевский завод грампластинок. После Октябрьской революции Ленин понял, что пластинки могут приносить огромную пользу как источник агитации. Поэтому первыми советскими записями были не цыганские романсы, а речи вождя мирового пролетариата. Однако производство пластинок тормозила нехватка материала. Шеллак, запасенный буржуями, закончился, а закупать его для молодой власти, истерзанной гражданской войной, было дороговато. И большевики стали использовать скрап — бой старых пластинок.
Знаменательным для производства грампластинок стал 1948 год, когда изобрели новый материал — винил. Но технический прогресс вытеснил виниловые пластинки магнитными лентами, компакт-дисками, mp3.
В настоящее время возвращается мода на виниловые пластинки, в странах Европы и в Америке спрос на них возрос так, что престижные музыкальные магазины вновь открывают отделы, торгующие грампластинками, многие музыканты выпускают виниловые версии альбомов. Появляются и проигрыватели, стоимость которых иногда превышает стоимость автомобиля. Диджеи, которые играют на виниле, стоят в два раза дороже тех, кто пользуется цифровыми источниками. Особым шиком у модников считается наличие дома коллекции виниловых пластинок, которую держат на виду и проигрывают гостям — ценителям ретро. Меломаны выкладывают круглые суммы за альбом какой-нибудь группы 60-х.
Люди устали от века высоких технологий, порой хочется не цифрового видео и звучания, а чего-то живого. Поставить несовершенную, с шорохами и треском, но такую живую музыку на виниловой пластинке! В 2015 году объем продаж пластинок достиг новой рекордной отметки и составил 12 миллионов экземпляров. В компании Sony быстро отреагировали на виниловый бум и разработали проигрыватель, который не только обеспечивает невероятное качество винилового звука, но и дает возможность цифровать грампластинки в форматы аудио высокого разрешения.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
1075Читайте нас у Facebook