Дидье Маруани: "Моя Космическая опера прозвучала в космосе! Если чего-то сильно хочешь, мечты сбываются"
У большинства из нас имя Дидье Маруани ассоциируется с легендарной группой Space, музыканты которой долгое время не показывали своих лиц публике и выступали в скафандрах. Эта таинственность только добавляла группе популярности. Ходили слухи, что в космическом одеянии… настоящие инопланетяне. И даже Джо Дассен как-то спросил Дидье Маруани, не в курсе ли он, кто эти «спайсмены».
Когда же солист группы снял шлем, многие ахнули. Дидье Маруани поразил всех своей красотой! Его портрет тогда решил написать Сальвадор Дали.
И сегодня музыкант в прекрасной форме. Стильно одет, приветлив и полон творческих планов. Мы беседуем в холле одного из киевских отелей, где он остановился. На столике рядом с чашечкой кофе лежит телефон Дидье Маруани. На чехле изображены черные и белые клавиши синтезатора, удивительным звучанием которого композитор был пленен еще в детстве.
Дидье Маруани — пионер инструментальной электронной музыки, которая, по его мнению, дает ощущение, что путешествуешь по иным мирам Вселенной.
Организовать встречу со знаменитым музыкантом «ФАКТАМ» помогли композитор Геннадий Татарченко и пианист-виртуоз Евгений Хмара, которого Дидье Маруани называет своим «музыкальным» сыном.
— Я много раз бывал в Киеве и не перестаю восхищаться этим замечательным городом, — говорит Дидье Маруани. — Впервые я посетил Украину в 1983 году в рамках большого тура по Советскому Союзу. Тогда группа Space дала восемь концертов в Москве, шесть — в Киеве и столько же — в Санкт-Петербурге. Наши выступления посетили более 600 тысяч человек. И это были нереальные концерты!
Мы стали первой зарубежной музыкальной группой, приехавшей на гастроли в СССР с лазерным шоу. Правда, накануне поездки советские чиновники заявили, что лазер — мощное разрушительное оружие, и это может оказаться опасным для зрителей. Его запретили использовать во время выступления. Мне пришлось пригласить министра культуры СССР в ночные клубы в Париже, чтобы он лично убедился: концертный лазер дает всего лишь световой эффект.
— Сегодня во все это трудно поверить.
— Что было, то было. Из Парижа отправились огромные фуры с оборудованием. Чтобы подключить его, с нами ехали около сорока инженеров и техников. На воплощение идеи потребовалось много сил, времени и немалый бюджет. Отец спрашивал меня: «Зачем тебе это нужно?!» Но я ни разу не пожалел о своей затее.
Как нас встречала публика! Многие вещи в СССР, правда, нас удивляли. Милиции на концертах было огромное количество. В зале с 40 тысячами зрителей присутствовало около трех тысяч милиционеров! Стражи порядка запрещали публике вставать с мест и танцевать. Так было во всех советских городах, где мы выступали. Когда я увидел этот бред, специально стал включать в каждый концерт рок-н-ролл — хоть одну композицию. И милиция ничего не могла сделать со зрителями, которых переполняли эмоции.
Кроме того, мы не могли лично общаться с публикой, а она с нами. Даже познакомиться с девушками было просто невозможно. На одном из наших концертов произошел вообще возмутительный случай. Совсем юная девушка поднялась на сцену, чтобы подарить цветочек. И вдруг милиционер схватил ее и… бросил на пол. Я в тот же момент остановил концерт, подбежал к милицейскому и оттолкнул его. «Мы здесь собрались не для того, чтобы драться», — сказал я ему. Несколько минут публика мне аплодировала. А после концерта многие благодарили за то, что я не дал девушку в обиду и защитил свободу.
— Помните свое первое впечатление о Киеве? И чем поразила вас столица Украины сейчас?
— Первое впечатление, конечно же, отложилось в памяти. Киев показался мне очень уютным городом. Мне все понравилось тогда — киевский Дворец спорта, стадион, гостиница, в которой мы жили. Запомнился очень теплый прием публики. Люди в Украине очень открытые.
За многие годы Киев изменился и вырос. Здесь появилось много современных высотных зданий, которые соседствуют со старинными постройками, соборами. В каждой стране, куда я приезжаю, люблю посещать рынки, где сразу чувствуешь дух и атмосферу города. Я родился в Монако и, когда приезжаю туда, тоже люблю пройтись по рынку.
— Что вы обычно покупаете в Киеве?
— Красную и черную икру.
— Вы гурман?
— Люблю вкусно поесть. Умею готовить. Мне нравится это делать для своих друзей. Мое фирменное блюдо — говядина в маринаде. Всю ночь мясо маринуется в вине с луком, разными специями и травами. А утром начинаю его готовить на гриле. Это блюдо прекрасно сочетается с пастой.
— Как вы ощущаете славу и добавляет ли она вам счастья?
— Меня узнают, и это приятно. Минуты общения со зрителями доставляют мне истинное удовольствие. Когда создаешь музыку и людям она нравится, это и есть счастье. К слову, в следующем году группа Space отметит 40-летие, и мы уже готовим большой тур по городам многих стран мира. Своих коллег я очень ценю и называю их «моя Space-семья».
— Слышала, что у вас была мечта устроить трансляцию вашей музыки в космосе и вы ее осуществили.
— Да, это так. Идея показалась интересной космонавтам в СССР. И в 1988 году они доставили мой альбом Space Opera на международную космическую станцию. Моя космическая опера прозвучала в космосе! Если чего-то сильно хочешь, мечты сбываются. Знаете, я тогда подумал: может, там, в космосе, живут «марсиане» — пусть приобщаются к нашей музыке, музыке землян.
— Вы и сейчас верите в существование внеземных цивилизаций?
— Конечно, верю. Думаю, не случайно во Вселенной столько пространства. Уверен, что мы бы подружились с инопланетянами.
— Случались в вашей жизни чудеса?
— Нет, ничего сверхъестественного не происходило. Знаете, моя голова в космосе, но ноги всегда на земле. Я вырос в музыкальной семье. Среди моих родных есть люди, которые были импресарио известных исполнителей. Я наблюдал успех этих артистов и уже в юные годы знал, что никогда, подобно им, не потеряю головы. Я сознательно выбрал такой путь и иду по нему всю свою жизнь.
У меня замечательная семья. Жена и трое сыновей часто путешествуют со мной, даже если я еду по делам. У меня уже четверо внуков, и это тоже большое счастье! К семье я очень привязан и не пропустил ни первого слова, ни первого шага своих детей.
— Интересно, у вас в доме часто звучит ваша музыка?
— Я ее достаточно слушаю во время работы. Но, конечно, когда моя композиция звучит по радио, я его не переключаю на другую волну.
— Чем вы увлекаетесь, кроме музыки?
— Люблю ходить в кино и на футбольные матчи, а еще мне нравится посещать антикварные магазинчики и «блошиные» рынки, где всегда можно увидеть очень много интересного.
— Вы считали, сколько стран вам удалось посетить?
— Подсчетов никогда не вел, но мир удалось посмотреть. Во многих странах я бывал с концертами. И вообще мне нравится путешествовать, когда появляется хоть немного свободного времени. Очень люблю бывать в Монако, потому что я там родился, там живут мои друзья детства и я всегда рад встрече с ними.
— Знаю, у вас есть друзья и в Украине.
— Да, это так. Я бы сказал даже больше — у меня здесь есть «музыкальный» сын. Так я называю талантливого украинского музыканта Евгения Хмару. Жене было семь лет, когда мы познакомились. Он с родителями пришел на мой концерт. «Прорвавшись» через охрану за кулисы, сказал, что может сыграть практически любую мою мелодию. Я пригласил мальчика за свой синтезатор и был потрясен его игрой. Сказал ему тогда, что, обладая такими способностями, просто грех не связать жизнь с музыкой. И Женя дал обещание стать музыкантом. Так началась наша дружба. Неоднократно мы вместе выступали в разных уголках планеты. Он пишет прекрасную музыку.
*В Киеве Дидье Маруани пообщался с композитором Геннадием Татарченко (первый справа), певицей Анной Кондой и, конечно же, со своим «музыкальным» сыном Евгением Хмарой (первый слева)
— Над чем вы работаете сегодня?
— Хочется реализовать интересный проект совместно с Министерством культуры Украины. На мою музыку в Киеве намерены поставить балет с использованием самых современных технологий. В нем будут звучать и знакомые публике мелодии, и новые — написанные специально для этого балета. Хочется, чтобы балет понравился и тем людям, которые не являются любителями этого жанра искусства. Думаю, увидев постановку, они изменят свое отношение к балету.
— Балет о космосе?
— Да, совершенно верно.
— Имена каких украинских композиторов и исполнителей вам известны?
— Знаю композитора Геннадия Татарченко, певицу Анну Конду… Мы встретились и замечательно пообщались на детском музыкальном фестивале. В Украине очень много талантливых детей.
— Вы счастливый человек?
— Очень. Когда встаешь утром с желанием делать что-то — это и есть счастье. У меня есть возможность не торопиться в офис к девяти утра и не сидеть там до вечера. Это не означает, что нам, музыкантам, легко. Успех в каждой профессии дается большим трудом. И когда он приходит, это счастье. Оно в улыбках твоих детей, родных, близких. Да и вообще просто жить — уже счастье…
*Дидье Маруани: «Когда создаешь музыку и людям она нравится — это и есть счастье»
Читайте нас у Facebook