Отец считал, что в начальных классах оценки не нужны вообще, — дочь Василия Сухомлинского
— Ольга Васильевна, правда, что книга Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям» сначала была издана в Германии и только потом в СССР?
— Да, это так. По замыслу, она должна была выйти одновременно в обеих странах. Но в СССР публикация все откладывалась. Книга была подвергнута идеологической критике и многочисленным правкам. А в Германии взяли и опубликовали ее, произошло это в 1968 году. Отец получил в связи с этим выговор. Такое тогда было время… В СССР книга увидела свет через год и стала своего рода визитной карточкой отца. В ней он выразил главные свои идеи.
— Почему Василий Александрович, выходец из крестьянской среды, решил стать педагогом?
— У них в семье было четверо детей, и все стали учителями. Отец находился под сильным влиянием брата, выбравшего педагогическую профессию. Кстати, еще школьником отец любил возиться с детьми. Учительница в начальной школе не раз поручала ему проводить уроки. Видимо, тогда отцу и понравилась эта профессия. В 1944 году, вернувшись с фронта, четыре года он проработал заведующим районо, но все время мечтал вернуться в школу, где учительствовал до войны. И в 1948 году был назначен директором средней школы в селе Павлыш на Кировоградщине, где трудился до конца жизни.
— Говорят, что во дворе школы до сих пор растут деревья, кустарники и цветы, посаженные по инициативе Василия Александровича.
— Это правда. Отец считал, что ребенок с детства должен быть окружен красотой. Это, по его мнению, способно снизить вероятность того, что он захочет что-то разрушить, причинить кому-то боль, сотворить зло. А еще отец утверждал, что доброе отношение учителя к ученику способно творить чудеса, что в начальных классах не нужны оценки. Детки с радостью учатся. И важно не отбить у них интерес к процессу обучения негативной оценкой.
* Ольга Сухомлинская: «Главными чертами отца были доброта, уважение к людям и стремление понять каждого»
— Очень хорошая идея Василия Сухомлинского — оценивать успехи ребенка в сравнении с его прежними результатами. Ведь способности у всех детей разные.
— Отец считал, что нельзя требовать от ученика то, что в силу своих возможностей он не сможет сделать. Если ребенок продемонстрировал даже небольшой шаг к прогрессу, педагог должен это отметить, похвалить его. Тогда ребенок непременно сделает следующий шаг. Говорил, что нет детей одаренных и бездарных, талантливых и обычных. Одарены и талантливы все без исключения. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей, и открыть их — задача воспитателя.
— Мудро.
— Знаете, у отца было больное сердце. Думаю, это во многом определило его отношение к детям, у которых были проблемы со здоровьем. Он делал все, чтобы они не чувствовали в коллективе дискомфорта и развивались наравне со всеми.
— Читала, что главной чертой характера человека будущего Василий Сухомлинский считал доброту.
— Доброту и совесть. В трудах отца есть много о том, как эти качества воспитать в ребенке. Думаю, сегодня это очень актуально. По его методике нравственного воспитания работают детские садики и школы в Украине и за рубежом. Например, в Китае, Австралии…
— Как вы думаете, почему книги вашего отца «Сердце отдаю детям» и «Сто советов учителю» так популярны во всем мире?
— Думаю, причина в том, что они написаны доступным языком. Кроме педагогического, у отца был литературный талант.
— У него замечательные сказки и притчи. С детства помню сказку Василия Александровича о ленивой подушке: речь идет о том, как девочке не хотелось рано вставать в школу, и дедушка объяснил ей, что, видимо, у нее ленивая подушка. И открыл внучке секрет, как «перевоспитать» подушку: нужно вынести ее на свежий воздух и выбить из нее лень. Девочка последовала совету, и с тех пор собиралась в школу с радостью и вдохновением.
— Да, у отца много прекрасных сказок для детей.
Читайте также: Двоек не ставит, уроков не задает: львовская учительница номинирована на международную премию
— Василий Александрович за рубежом бывал?
— И не раз. Посетил Германию, Болгарию, Венгрию… А еще в 1960-х годах ездил в составе делегации на Кубу. Запоминающимся стал для него прием у Фиделя Кастро. Из этой страны отец привез кофе. Я его тогда попробовала впервые.
— Наверное, вас отец воспитывал как-то особенно. Скажите, вы на него когда-нибудь обижались за что-то?
— Никогда! Ни разу у нас в семье не было кризисных ситуаций. И я не идеализирую. Когда я читала о трудностях подросткового возраста, удивлялась. Никогда ничего подобного не испытывала. Не было потребности перечить родителям, тем более рваться куда-то из дому. Отец никогда нас с братом не наказывал. И ни разу даже голоса на нас не повысил. Я была правильная девочка, так что со мной проблем у родителей не возникало.
— Брат рос таким же послушным ребенком, как и вы?
— Сергей был мальчиком с характером. Если я открыта, он — нет. Помню, как однажды прогулял с одноклассниками урок и учитель сказал об этом отцу… Но скандала дома не было. Отец попросил Сергея больше такого не делать, так как он, директор школы, требует, чтобы все придерживались определенных правил, и ему неприятно, что собственный сын его подводит. Сергей все понял. Брат был очень талантлив. Работал в Киеве в конструкторском бюро, но, к сожалению, его уже с нами нет.
— А ваша мама была строгой?
— Если мы с братом не слушались, она могла нас лишить прогулки. Это было максимальное наказание. Иногда говорила, что расскажет о нашем поведении отцу, а нам бы этого не хотелось. Вообще, родители работали в школе с утра до позднего вечера. Наша квартира находилась при школе. Родители и познакомились на работе. В 1943 году отец после ранения и демобилизации стал директором школы в поселке Ува под Ижевском, куда мама приехала с министерской проверкой. Пообщавшись, они понравились друг другу, а вскоре поженились. В 1944 году вернулись на родину отца, в Украину. Вместе прожили всю жизнь. Родители воспитывали нас своим примером. Но нельзя сказать, что они нами не занимались. Мы всей семьей обязательно на летних каникулах ездили в Киев, Одессу, Москву, Ленинград… Павлыш — это ведь маленькое село. А родители стремились, чтобы мы побывали в музеях, театрах, на выставках…
— Неужели не было такого, чтобы вы что-то просили отца купить, а он вам отказал? Ну, к примеру, какую-то дорогостоящую игрушку или модное платье?
— У меня было все необходимое. Одевалась я достаточно хорошо. Когда поступила в Киевский институт иностранных языков, имела наряды не хуже, чем у киевлянок.
— Какие подарки обычно получали от родителей в день рождения?
— В наше время родители дарили книги. И нам с братом, и друг другу. Отец всегда старался привезти нам что-то из командировок. Когда я была студенткой, он ездил на конференцию в Германию. Оттуда привез мне в подарок очень красивый кулон из ажурного серебра и бусы. Эти украшения у меня хранятся до сих пор. А маме папа привозил блузы-вышиванки. Он был заботливым семьянином.
— А как Василий Александрович обычно отмечал свой день рождения?
— Утром мы его поздравляли, и он шел на работу. Празднования не было. Застолий отец не любил.
— Ваш отец верил в судьбу?
— В начале войны он отправился на фронт. Там была такая мясорубка, что мало кто выжил. Но отец остался жив — и это подарок судьбы. Хотя был тяжело ранен, когда разорвалась мина. Левая рука у отца практически не работала, ее даже собирались ампутировать.
* По мнению Василия Сухомлинского, процесс обучения должен быть радостным
— Каким человеком Василий Александрович был в быту?
— Домашними делами занималась мама. Она заботилась о том, чтобы мы были сыты, одеты.
Отец носил в основном костюмы. Его стиль одежды определяла работа. В еде был непритязателен. Любимым его блюдом был борщ.
— С кем из известных современников ваш отец поддерживал контакты?
— Он переписывался со многими выдающимися личностями своего времени: с писателем-фантастом Иваном Ефремовым, который написал «Туманность Андромеды», с сыном Самуила Маршака, с Олесем Гончаром, Иваном Козловским…
Читайте также: Татьяна Веркалец: «Я не забираю у ученика шпаргалку, ведь во время ее написания ребенок лучше усваивает материал»
— Неужели Василий Александрович никогда не стремился перебраться в столицу?
— Нет, он считал, что его место в родном Павлыше. Вспоминается: когда я была студенткой, приехал ко мне в гости в Киев. Я жила на квартире. Отец подошел к окну, окинул взглядом многоэтажные дома и сказал: «Не представляю, как здесь люди живут. Словно пчелы в улье!» А потом признался, что сам бы здесь жить не мог, да и не хотел бы. Отцу была близка природа, без нее он себя не мыслил.
— Прожил Василий Александрович чуть больше пятидесяти лет…
— По нынешним меркам ушел совсем молодым. А мне тогда было 24 года.
— Какая черта отцовского характера вас поражала больше всего?
— Доброта, уважение к людям и стремление понять каждого.
— Что бы вы сказали вашему отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Что горжусь им и преклоняюсь перед его титаническим трудом. За короткую жизнь он сделал так много, что и сегодня люди о нем не забывают.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» рассказывали о драматической судьбе классика советской педагогики Антона Макаренко.
Фото из альбома Ольги СУХОМЛИНСКОЙ
2142Читайте нас у Facebook