«получив премию в 12 тысяч рублей, юрий тимошенко попросил жюри конкурса артистов эстрады Половину денег отдать фиме березину»
Еще в молодые годы Тамара Аветисян стала женщиной-легендой. Она, единственная в Украине, исполняла песни народов мира почти на 50(!) языках. Успех был ошеломляющим. И вот неожиданный поворот — в ЦК партии пришло письмо анонима: мол, все, что исполняет Тамара Аветисян, — чистая профанация. Якобы песни не подлинные, а так набор звуков. Певицу, дескать, следует дисквалифицировать!
«Александр Корнейчук считался первым советским миллионером»
- К счастью, на гастроли в Киев приехала народная артистка СССР лауреат Сталинской премии Тамара Ханум, авторитет которой в знании народных песен и танцев был непререкаем, — вспоминает Тамара Аветисян. — В полном отчаянии я решилась ей рассказать о своей беде. Тамара Ханум пригласила меня в вагон-салон, в котором разъезжала по стране, усадила напротив и сказала: «Пой». Я спела несколько песен, после киргизской «Ой тобо» она сказала: «Хватит, ты эту песню поешь лучше, чем киргизы. Созови завтра худсовет, я приеду в филармонию». На худсовете я пела целое отделение. Тамара Ханум на бланке со своим именем написала, что песни я исполняю замечательно. Я была спасена.
Мы беседуем с Тамарой Аветисян у нее в квартире, где каждая вещь — история. В этом гостеприимном доме бывали известные писатели и артисты, режиссеры и композиторы, жена и сын Лаврентия Берии и даже его любовница!
- Вот эти две рюмочки, на которых изображен бравый солдат Швейк, — подарок Александра Корнейчука, — поясняет Тамара Константиновна. — Они предназначены для яиц и были в то время большой редкостью.
- Корнейчук сидел тут за нашим столом, мы ели шашлыки, приготовленные в русской печи, он рассказывал таки-и-е интересные вещи! — вступает в разговор муж Тамары Аветисян Яков Рабинович, работающий в симфоническом оркестре Украинского радио с 1940 года по сей день. — Например, о конгрессах мира, где присутствовали представили всех конфессий. В то время, когда у нас в стране религия была под запретом!
- Корнейчука ведь считали первым советским миллионером
- А что тут удивительного? Его же пьесы шли во всех театрах СССР! А это гонорары — говорит Тамара Аветисян. — Причем сумасшедшие!
- И что значило быть миллионером в те времена?
- Ну, например, у него была великолепная двухэтажная дача в Плютах, хорошая квартира на Левашовской — теперь эта улица называется Шелковичная. Деньги на книжке, в конце концов
- Вы у него в гостях бывали?
- И на даче, и дома. На даче Александр Евдокимович катал нас на лодке, угощал рассольником, печеной картошкой с красной икрой, «фирменными» миниатюрными бубликами.
- Вы и с Мыколой Бажаном, говорят, общались
- Да, мы были знакомы, но общались больше с его женой Ниной Владимировной — одной из красивейших женщин в Киеве. Великолепно одевалась! Особенно любила носить изысканные антикварные украшения. Я, кстати, тоже ходила вся обвешанная украшениями, как Иван Грозный! (Улыбается. ) В золотых украшениях возвращалась после вечерних концертов, но тогда никто никого не боялся. Времена были совсем другие
- Правда, что у вас гостили жена Лаврентия Берии и его сын Серго?
- Да, это так. Жена Берии Нина Теймуразовна несколько раз приходила ко мне за посылкой, которую передавала из Грузии наша общая знакомая Елена Стуруа, тетя Роберта Стуруа, известного грузинского режиссера. В посылках были всякого рода вкусности: фрукты, восточные сладости. Жена Берии после его смерти вела практически отшельнический образ жизни, мало с кем общалась. Больше так и не вышла замуж, хотя была очень красивой женщиной.
- А как оказалась в вашем доме любовница Берии?
- Интересная женщина! — замечает муж Тамары Константиновны. — Очень красивая!
- Как оказалась? — говорит Тамара Аветисян. — Ее привел мой племянник, точнее, привез из Москвы. Я тогда решила, что Боря (племянник Тамары Аветисян. — Авт. ) хочет на ней жениться. А он пояснил: мол, ему просто очень жаль эту женщину. Оба ее любимых человека были расстреляны. Один из них — Берия. От него она родила дочь. Причем Берия ребенка признал. Но Серго, насколько известно, не желал с ней общаться. Сложное время, сложные судьбы
- Но были ведь и баловни судьбы! Например, Сергей Михалков и Эль-Регистан, авторы Гимна Советского Союза. Слышала, вы знали их очень хорошо.
- Да, я дружила с женой Эль-Регистана Валентиной. А Эль-Регистан уже познакомил меня с Михалковым. Они вместе работали в фронтовой газете «Сталинский сокол». В 1943-м был объявлен большой конкурс на написание гимна. Их работу признали лучшей! Обоим в качестве награды дали в Москве по две комнаты. Большая роскошь для того времени! Михалков раньше жил в двухкомнатной квартире, а Эль-Регистан — вообще в гостинице. А еще они стали получать пайки, пользоваться различными льготами
- И кто же из них был больше обласкан властью?
- Трудно сказать. Сергей Михалков был более удачлив по жизни, умел обаять кого угодно. При том, что заикался! Как-то, рассказывали, Климент Ворошилов предложил ему избавиться от этого недуга. Но Михалков ответил: «Н-н-н-нет, м-м-м-мне так вез-з-з-зет » И наотрез отказался.
«Первый брак Сергея Параджанова длился ровно один день»
- Слышала, вы были дружны с Сергеем Параджановым. Каким вы его запомнили?
- Феномена-альный рассказчик! Фантазии из его уст звучали так правдоподобно, что он сам в них верил! К примеру, очень любил рассказывать об упрямстве своих родителей, споры которых даже смерть не могла разрешить. Вот одна из легенд: на похоронах отца мать Сергея уложенному в гроб мужу руки сложила так, чтобы спрятать бородавку. Но как только она удалялась из комнаты, покойник перекладывал руки. Параджанов рассказывал, а мы верили в это!
- А что за история, будто первый брак Параджанова длился ровно один день? Мне говорили, вы видели даже какие-то документы на этот счет.
- Первый раз Сергей женился в Москве, будучи студентом, на девушке-татарке. Она работала продавщицей в Мосторге. Была очень видной, с красивой косой. Но оказалась засватана, и родственники ее убили на следующий же день после регистрации брака Сергей показывал мне выписки из московского загса с разницей в сутки: одна с записью о регистрации брака, другая — о смерти молодой супруги.
- Быть может, это тоже была мистификация?
- Нет, документы я лично видела. Кстати, Параджанов зачитывал нам копии телеграмм, которые посылал, например, в Комитет по кинематографии. Вот одна: «Нет средств. Вынужден спекулировать». Что тут добавить?
В следующем году Тамаре Константиновне исполнится 90. В это трудно поверить. Точнее сказать, невозможно! При этом своего возраста она не скрывает.
- Кстати, сегодня я единственный свидетель того, как Юрию Тимошенко и Ефиму Березину присудили звание лауреатов, — говорит Тамара Аветисян. — Остальных очевидцев уже нет в живых. Произошло это на Втором конкурсе артистов эстрады в Москве в июне 1946 года. Конкурс должен был состояться еще в 1941-м, но помешала война. Юра Тимошенко (Тарапунька) в роли нелепого милиционера тогда произвел на публику неизгладимое впечатление, зал хохотал до упаду!.. Жюри присудило ему первую премию в номинации «конферанс и интермедия» и денежное поощрение в размере 12 тысяч рублей. На эти деньги можно было купить машину!
- А что же получил Ефим Березин?
- В том-то и дело: Фима не получил ничего. Но Юра не согласился с решением жюри. Жюри заседало еще раз и присудило лауреатство и Фиме. Но Тимошенко просил поделить и деньги. В результате каждый получил по шесть тысяч.
- Благородно!
- Юра был человеком широкой души. После концерта мог угостить всех коллег: женщинам заказать по шоколадке, мужчинам — по рюмке.
Как-то Юра с товарищем попали в аварию. Машина товарища разбилась едва ли не вдребезги. Как они остались живы, один Бог знает. Юра выбрался из машины и стал смеяться. Приятель ему: мол, чего ты смеешься, дурак? Посмотри, что с машиной! Юра ему и говорит: «Сам ты дурак. Это же чудо, что мы остались живы и даже не покалечились!» Потом Юра ему еще и денег дал на ремонт автомобиля. Философом был. Жаль, что ушел рано
- Тамара Константиновна, поделитесь рецептом своей молодости
- Два раза в день купаюсь под теплым душем (улыбается). Делаю гимнастику. Что еще?
- Муж хороший! — смеется супруг артистки.
- Это правда, — говорит Тамара Аветисян. — Кстати, один из залогов долгой молодости — не таскаться по чужим постелям. И еще один — никогда никому не завидовать!
339Читайте нас у Facebook