ПОИСК
Події

«в киеве на крещатике под колодой и кустом боярышника зарыт казан червонцев… »

0:00 28 липня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
В конце XIX века в Киеве была настоящая золотая лихорадка, руководствуясь адресами, указанными в «магических» рукописях, горожане перерывали тысячи кубометров земли в поисках сокровищ

«Зарыто наследство старушкино под камнем на площади Пушкина… » Сегодня строки этого детского стишка вызовут улыбку и только. Между тем в старину к поискам кладов относились очень серьезно. Не обходилось без мистики и чернокнижия. Киевляне охотились за секретными манускриптами, из которых можно было узнать, где искать сокровища и как снимать наложенные на них заклинания. Особые «вызывные» книги содержали адреса, планы и описания кладов. Магические рукописи долго не хранились. Их сжигали или сами покупатели, или их разоренные наследники…

Кладоискатели обшарили множество пещер до того, как там побывали археологи

Из дошедших до наших дней сочинений киевских чернокнижников известна «Запорожская рукопись о кладах», изданная в 1856 году известным писателем и историком-краеведом Николаем Сементовским. Он принадлежал к кружку киевских романтиков, которые искренне верили в тайны древнего чернокнижия, вещие сны, духов и гадания. По правилам магической «науки», вначале человек узнает из манускрипта, где приблизительно зарыто сокровище. Потом вещий сон открывает ему более точное место. А напоследок является дух сочинителя манускрипта и дает конкретные указания, куда среди ночи следует идти с лопатой на плече.

Еще один памятник киевского чернокнижия — «Известия о кладах и древностях по списку Лещинского». Долгое время манускрипт бесцельно пылился среди бумаг киевского профессора Ставровского и увидел свет в 1883 году на страницах журнала «Киевская старина». Стиль анонимного киевского мага и чародея поражает своей деловитостью. В книге нет ничего таинственного и туманного. Каждый адрес предельно прост. Пойди и откопай свое сокровище! Пойди и озолотись! Например: «В Киеве, на Крещатике, в прежнем дворе Попова, под колодою и глодовым кустом (кустом боярышника.  — Авт. ) зарыт казан денег». Эта усадьба на углу Институтской улицы (неподалеку от нынешнего входа на станцию метро «Майдан Незалежности») старым киевлянам была хорошо известна. Но о какой колоде под кустом боярышника речь? Да и была ли она тут когда-то?

Посмотрим еще что-нибудь в этом же районе. «В Киеве, на Крещатике, под черемхою зарыт глек червонцев». Пиши — пропало. Зато следующий «адресок» не такой безнадежный: «На Лыбеди в могиле зарыто 40 тысяч червонцев». Речь идет об одном из холмов в районе теперешней станции метро «Лыбедская». Правда, таких «могил» в свое время там было несколько. Все они бесследно исчезли в карьерах местных кирпичных заводов. Где теперь эти 40 тысяч червонцев, Бог весть.

РЕКЛАМА

Пойдем дальше: «На Дальних пещерах в Лавре под ясенем зарыто полтора ведра червонцев». Ясеней там много… «За Андреевским валом закопан сундук с деньгами». И так далее…

Нормальные люди, конечно, понимали, что это фантазии недоучек, зашибавших копейку на имитации старых магических манускриптов. Но кладоискатели к голосу здравого смысла прислушивались редко. Они охотились за «старыми» манускриптами, тратили свои скромные капиталы на землекопов и грабарей. Часто прогорали. Лишались последней копейки, влезали в долги, но не отступали от желания откопать клад. Ведь до 80-х годов XIX века копать в Киеве позволялось кому угодно и где угодно.

РЕКЛАМА

Известным расхитителем древностей был помещик Анненков, скупивший в 20-х годах XIX века почти всю территорию киевских пещер. Несколько позже вожаком кладоискателей стал отставной генерал Баггоут. Его команда обшарила множество пещер Юрковицы, Лукьяновки и Дорогожичей еще до того, как там побывали археологи.

Искательские страсти кипели в Киеве на протяжении всего XIX столетия. Но настоящего апогея они достигли в 70-90-х годах, когда началась массовая застройка городских территорий. По старым пустырям прокладывали новые улицы, копали котлованы для фундаментов многоэтажных доходных домов. Клады появлялись из земли, как грибы после дождя! Хозяева старых усадеб нежданно-негаданно обогащались. Глядя на них, соседи начинали рыть траншеи вдоль и поперек своих наделов. Появились специальные кладоискательские артели и компании, располагавшие «секретными» списками, описями, планами кладов и склонявшие хозяев усадеб к сделкам.

РЕКЛАМА

Авансов старатели обычно не выдавали, но обязывались отдать половину клада. Сделка заверялась у нотариуса. Это было киевское подобие золотой лихорадки, свирепствовавшей в Америке после находки капитаном Зуттером в своем калифорнийском имении обширных россыпей золотых самородков. Конечно, старателей у нас было меньше, чем в Сан-Франциско, но в предприимчивости и энергии они не уступали американцам.

В кургане на берегу Десны надеялись найти две с половиной тонны золота

В то время как редакция «Киевской старины» только печатала книгу со списками кладов, энтузиасты уже рыли по одному из имеющихся у них адресов — «в Кудрявской даче, принадлежавшей митрополичему дому» (неподалеку от нынешней Художественной академии). Пресса донесла до нас их имена. Это были «господа Свиридовский, Вышгородский и Нарчинский» — известные в то время искатели сокровищ. Они уже не впервые рыли в этой усадьбе. В 1878 году их лопаты уперлись в фундамент древней церкви, работы прекратились. И вот спустя пять лет они снова пришли сюда. Весь Киев с нетерпением ожидал, чем закончится погоня за дармовым золотом. Газета сообщала: «Неподалеку от открытого этими же лицами фундамента церкви замечена дорожка шириною в аршин. Дорожка эта покрыта пластом зеленоватой глины толщиною вершков 5, идет она под фундамент. Господа предприниматели тешат себя надеждой, что дорожка приведет их в подвал, в котором, по преданию, хранится несколько бочонков с золотом». Вот так мерялось золото обладателями таинственных рукописей. Не горстями, не горшками, а целыми бочонками! Увы, обогатиться им не удалось. Публикуя эти сообщения, газета не позволила себе ни одного иронического замечания. По киевским понятиям, кладоискатели действовали основательно и разумно. Им просто не повезло. Вскоре в Кияновском переулке обнаружились фундаменты «здания великокняжеской эпохи». В 1887 году на них нацелилась другая компания частных лиц во главе с господином Розмитальским. Сообща эта группа владела значительной суммой для раскопок, в их распоряжении была артель грабарей.

Дело тормозила лишь владелица усадьбы Чеботаревская, не желавшая отдавать Розмитальскому и его компаньонам причитающуюся ей по договору половину клада. Долго тянуть было не в ее интересах, поскольку руинами могли заинтересоваться официальные учреждения, и тогда она «потеряет» все. Действительно, в разгар переговоров из Крыма пришла телеграмма председателя Императорской археологической комиссии графа Бобринского, который сообщал, что вскоре лично займется раскопками фундаментов. Упрашивать Чеботаревскую более не требовалось. Женщина поспешила к нотариусу и отдала усадьбу в руки кладоискателей. Возмущению киевлян не было предела. «Не хочется верить, — писала одна из газет, — что в университетском городе, имеющем археологическое и историческое общества, серьезные раскопки будут производиться какою-то компанией, ничего общего с археологией не имеющей».

Тем не менее 17 августа 1887 года охота на подземные сокровища Киева началась. Сомнений в успехе не было. «По легендарному рассказу, — писал журналист, освещавший ход дела в газете «Киевлянин», — несметный клад зарыт под этим зданием каким-то лицом, жившим в эпоху татарского нашествия». По другому преданию, это сокровище самого гетмана Мазепы. Имелся еще какой-то древний документ, удостоверяющий, что «на месте усадьбы г-жи Чеботаревской стояла в старину часовня, а при ней дом митрополита, в часовне и зарыт клад». Две приметы из этого документа, сообщала газета, уже сошлись. «Остается найти остальные пять».

На раскопке трудились десять человек. Работали быстро. Все, не похожее на деньги и древние украшения, выбрасывалось. Когда под лопатами стали вырисовываться фундаменты церкви великокняжеской эпохи, вся артель заметно приуныла. Дело пахло криминалом — злостной порчей памятника старины. Привезли громадный бурав и стали впопыхах сверлить где попало в надежде наткнуться на скрытые сокровища. Но тщетно. Жалкую добычу составляли кучка ржавых гвоздей и позеленевший осколок колокола. Вскоре, по требованию общественности, раскопки и вовсе пришлось прекратить. Для охраны древних фундаментов был поставлен городовой.

А весной 1889 года начался самый отчаянный за всю историю киевского чернокнижия поиск 17-миллионного(!) клада, заключенного в 12 бочонках золота по 12 пудов каждый (это почти две с половиной тонны золота) и сокрытого в кургане на берегу реки Десны возле села Старый Родень. Все секретные сведения о чудо-кладе находились в старинной (якобы) рукописи, которую имел на руках некто Куз Левочко, житель города Остер.

Удивительно, но в байку Левочко поверили не только киевляне, к которым он обратился за финансовой поддержкой. Молва о небывалом сокровище разнеслась по всей империи. Даже из европейских стран приходили в Остер взволнованные письма от многих жертв золотой лихорадки, охватившей в то время весь мир. Деньги под заем текли рекою. Левочко даже выплатил владельцу земли помещику Солонине аванс, чего обычно не делалось.

Нанятая артель грабарей быстро раскопала указанный в манускрипте курган. В нем действительно нашли следы какого-то древнего строения, но… ни каменных погребов, ни бочек с золотом там не оказалось. На подмогу грабарям прибыл опытный киевский гидротехник с артелью рабочих. Началось бурение со всех сторон кургана. В некоторых местах глубина скважин достигала 50 метров. Но, увы, золотые фонтаны не засверкали среди полей.

Тайную монастырскую казну Лавры обнаружили случайно во время ремонтных работ

Прогремевшие на весь мир раскопки Куза Левочко сыграли печальную роль в истории киевского чернокнижия — начался закат практической магии. С 1889 года любые раскопки могли производиться только с разрешения Императорской археологической комиссии. Но это еще полбеды. В самой среде кладоискателей началось уныние и разброд. Многие уже не верили в «вызывные» книги. «Постоянные неудачи кладоискателей, — писала газета «Киевлянин», — навели их на мысль, что археологи владеют каким-то секретом — точными «описями» или инструментами, прямо указывающими, в каком месте зарыт в земле клад. Результатом такой уверенности являются постоянные просьбы кладоискателей, обращенные к разным археологическим учреждениям, то о разрешении производить запрещенные теперь поиски кладов, то о снабжении их магическими инструментами».

Из героев городской молвы кладоискатели превратились в предмет насмешек. Пресса с иронией сообщала о мечтателях, видевших «след от воспарения металла над погребами, в которых якобы зарыты турками несметные сокровища».

Самое любопытное, что клад в Киеве таки нашли! В 1898 году обнаружили тайную монастырскую казну Киево-Печерской лавры. Считалось, что во время чумы в XVIII веке погибли все, кто знал о месте ее хранения, и сокровища навеки утрачены. Но во время большого ремонта собора в Лавре тайное сокровище монахов обнаружилось. Как писал заведующий Церковно-археологическим музеем Духовной академии профессор Петров, которому поручили изучить находку, сокровище составляло 18 пудов (почти 300 килограммов) золота и серебра. Редкие монеты были отправлены в Эрмитаж, а остальное Лавра продала с аукциона отечественным и иностранным коллекционерам.

667

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів