В старину к пасхальному обеду выпекали не только сладкие, но и соленые пасхи с яичницей, творогом и ветчиной в середине
До величайшего праздника православных христиан — Светлого Воскресения Христова — осталось два дня. В Украине последнюю неделю перед Пасхой чаще называли не Страстной, а Чистой, или Белой, так как в эти дни наши предки белили хаты и деревья в саду, мыли лавки, двери, полки в домах и амбарах, приговаривая при этом: «Мити, бiлити, завтра Великдень». Тяжелее всего приходилось хозяйке, ведь, кроме забот по уборке и стирке белья, ей предстояло приготовить богатый пасхальный стол — «для жiнки найскрутнiше Великдень».
Еще до рассвета в Чистый четверг глава семьи должен был пересчитать все монеты, хранящиеся в «скринi», чтоб в доме деньги не переводились
Пост на Страстной неделе соблюдают так же строго, как и на первой седмице Великого поста. Верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Самый важный день — Страстной четверг. В церквах правят особую службу, на которой читается 12 отрывков из Евангелия о страданиях Христа. Слушая, люди становятся на колени и зажигают свечи. После последнего чтения свечу не гасят, а стараются донести домой зажженной. Копотью от ее пламени рисовали на дверях и потолке кресты, которые должны защитить дом от всяких напастей.
С Чистым четвергом связано, пожалуй, больше всего народных обрядов и традиций. Так, в этот день хозяйки обжигали в печи соль — «четвергова сiль» — ее оставляли для подачи на стол в Светлое Воскресение. А еще считалось, что эта соль помогает от боли в животе и снимает порчу и сглаз.
До восхода солнца в Чистый четверг в хате, сараях, амбарах и кладовках уже должно быть чисто. Люди торопились и сами вымыться, чтобы вода унесла все грехи и болезни. Существовало поверье, что если в этот день постричь детей, то у них вырастут густые волосы и не будет болеть голова. А еще до рассвета глава семьи должен был пересчитать все монеты, хранящиеся в «скринi», чтоб весь год в доме деньги не переводились.
На Волыни в Страстной четверг кололи свинью, «щоб сало бiлим було». Вообще с этого дня начинали готовить разные кушанья, печь пасхи и делать крашенки. В каждом регионе Украины пасхальные яйца окрашивали по-разному, отсюда и названия: писанки, скробанки, дряпанки, малеванки.
Обычай красить на Пасху яйца пошел со времен римского императора Тиберия. Существует легенда, что Мария Магдалина преподнесла ему яйцо и поприветствовала: «Христос Воскрес!» Правитель не поверил ей, воскликнув: «Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным!» И у всех на глазах яйцо покраснело.
В центральной и восточной Украине пекли высокие и узкие пасхи, а на западе — низкие и широкие буханочки
Большинство хозяек в четверг приступали к выпеканию пасок или, как их еще называли, баб. В Украине известно до 50 разновидностей пасхальной сдобы. Когда-то хозяйки обязательно выпекали белые, желтые и черные пасхи. В четверг делали белые (из пресного теста) — для умерших предков, в пятницу — желтые или золотые (из дрожжевого теста) в честь воскресшего Христа, в субботу — так называемые черные (в которые клали особенно много яичных желтков) — для природы, плодородия земли и людей.
Что касается формы пасок, то в каждой области они разные. Так, в центральной и восточной Украине пасхи высокие и узкие, столбиками, а на западе — низкие и широкие буханочки. Украшались бабы крестами, косами и шишечками из теста. Сверху их обливали взбитыми белками или обсыпали крашеным пшеном. В некоторых регионах выпекали соленые пасхи, да еще и с яичницей, творогом и шинкой в середине, «щоб пасха не була порожня».
Перед тем как замесить тесто, хозяйка окуривала печь и утварь освященными травами. Печь топили дровами, собранными за весь Великий пост (каждый четверг откладывали по полену). Огонь разводили страстной свечкой и обязательно с молитвой.
Тесто замешивали из лучшей пшеничной муки, которую просеивали через частое сито, «щоб був пилок, пух». Для опары брали кипяченую воду или молоко и дрожжи, сделанные из хмеля и ржаного теста. В доме должна была стоять тишина, чтобы пасхи от шума не осели. Однако гораздо больше пышность выпечки зависела от умения и таланта хозяйки. В старину говорили: «Котра тямуща, то зробить iз житнього пшеничне. А котра не тямить, та iз пшеничного житнє зробить».
В Страстную пятницу в церквах выносят плащаницу — ткань с изображением тела Христа. До этого события (около 3 часов дня) есть не разрешалось. Естественно, в этот день никто не должен был веселиться — «хто спiва'є в Страсну п'ятницю, той на Великдень буде плакати». Народные суеверия не разрешали в пятницу шить, прясть и колоть дрова. Правда, позволялось сажать рассаду капусты.
Свет в хате в пасхальную ночь не гасили, «щоб його було видно ангелам»
В субботу также полагалось посетить церковную службу. Существовало поверье, что во время обхода храма и стояния у его западных ворот, когда внутри никого нет, ангелы выводят Спасителя из гроба, а святые сходят с икон и христосуются.
После службы семья заканчивала домашние работы и приготовление праздничных блюд. Всю снедь складывали в корзины, а иногда на телеги, устланные новыми рушниками. Пасхи, крашенки и еду, которой семья будет разговляться и питаться всю Светлую неделю, полагалось освятить. Поэтому «продовольственные обозы» вокруг церквей никого не удивляли. Телеги зажиточных панов ломились под тяжестью фаршированных поросят и ягнят из масла, огромных сладких сдобных и творожных пасок, ветчины, буженины, нескольких сортов сосисок и колбас, сала, овощей и сметаны. К Пасхе хозяйки обязательно готовили кендюх (фаршированный коровий желудок), а также варили голову борова, которую приправляли хреном и украшали маслинами. На возы складывали бутыли с наливкой, горилкой, а также «четверговую» соль и крашенки.
Не пойти на всенощную считалось большим грехом. Дома оставались лишь младенцы да совсем старые и больные люди. При этом свет в хате не гасили, «щоб його було видно ангелам, якi лiтають над оселями». Спать тоже не полагалось, люди говорили: «Хто засне святкової ночi, той проспить свох щастя».
После службы спешили домой разговляться. В каждой области Украины существовал свой обычай начала пасхальной трапезы. Но наиболее распространенным был такой. Семья становилась перед образами и молилась. Хозяин брал в руки тарелку с освященной пасхой и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько крашенок и раздавал всем по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров'ї».
На Пасху принято посещать родителей, бабушек и дедушек. Входя в дом, дети и внуки христосовались с родными, подавали крашенки, калачи, колбасу и горилку. Обедать начинали с яиц и пасок, а уж потом ели поросенка и прочие деликатесы. Напиться в этот праздник считалось большим грехом.
В понедельник после Пасхи парубки и девчата выходили на улицу с ведрами и обливала друг друга водой, поэтому и называли этот день «поливальным». Позже появился обычай обрызгивать девушек духами. Они могли откупиться от обливания определенным количеством крашенок или писанок.
Люди семейные веселились по-другому. Мужчины ходили поздравлять «попа, пана и друг друга». Они христосовались, обменивались крашенками или писанками, выпивали. Женщины тоже не сидели дома, а отправлялись поздравлять «попадью, панну и друг друга». С собой брали пасочки, колбасы и наливки. Кумушки христосовались, угощались и обменивались писанками.
Всю Светлую неделю было принято веселиться от души. Мертвых на этой седмице не поминали, зато в следующее после Пасхи воскресенье люди спешили на кладбища. В народе этот день назывался Проводы, Гробки, Могилки, Радуница. Сначала приводили в порядок могилы. Причем в старину люди, придя на кладбище, обращали внимание не только на могилы родственников, но и на чужие. Молодые люди обходили погост и смотрели, чтобы нигде не осталось заброшенных и неухоженных могил, чтобы ни о ком не забыли. В Поминальное воскресенье на кладбища несли крашенки, пасхи, колбасы и сладости. Пить спиртные напитки, а тем более выливать их на могилы считалось большим грехом. После панихиды люди обедали, щедро одаривали нищих — «помолись, дiдуню, за померлих». В некоторых областях сохранился обычай повязывать на кресты рушники.
В статье использованы материалы этнографическо-статистической экспедиции Петра Чубинского (1872 год), а также заметки Николая Маркевича «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» (1860 год).
ПАСХА КАЗАЦКАЯ
Для приготовления понадобятся: 3 стакана муки, стакан сливок, 25 желтков, четверть стакана дрожжей, полстакана молока, половина чайной ложки соли, полстакана топленого сливочного масла, полстакана сахара, ваниль.
Полтора стакана муки размешать с теплыми сливками (чтобы не было комков). Взбить желтки добела и поставить в той же посуде в теплую воду. Дрожжи растворить в молоке и добавить к желткам. Все перелить в муку со сливками, хорошо размешать и дать подойти. Добавить в тесто соль, еще полтора стакана муки и месить полчаса. Затем влить топленое масло, добавить сахар, ваниль и месить, пока не станет воздушным. Заполнить форму менее чем на половину. Когда подойдет, поставить на час в духовку.
ПАСХА СНЕЖНАЯ ЧИГИРИНСКАЯ
Для приготовления понадобятся:
24 белка, 24 ч. ложки картофельной муки, полтора стакана сахарной пудры, ваниль.
Взбить белки. Затем постепенно, все время помешивая, всыпать картофельную муку и полтора стакана сахарной пудры. Добавить ваниль, размешать и переложить в форму. Выпекать один час в не слишком горячей духовке.
666Читайте нас у Facebook