ПОИСК
Події

Фасад кинотеатра в мадриде украшен мозаикой, повторяющей одну из картин украинской художницы марии примаченко

0:00 30 червня 2006
Правоохранителям пока не удалось выйти на след злоумышленников, похитивших на днях более 100 работ нашей знаменитой соотечественницы

На момент сдачи материала о судьбе украденных картин знаменитой украинской художницы Марии Примаченко по-прежнему ничего не было известно. Напомним, что примерно в пять часов утра

22 июня четверо или пятеро неизвестных без масок напали на внука и невестку художницы, жестоко избили их и унесли с собой более сотни картин, написанных гуашью и акварелью на обычных листах ватмана. Предположительно работы могли относиться к знаменитому циклу «Людям на радость», написанному Марией Примаченко в 60-х годах прошлого века. Именно за них художница получила в свое время Шевченковскую премию. Каждое из украденных полотен могло стоить от пяти до семи тысяч долларов.

«Без рамок, переложенные газетами, картины некоторое время хранились под маминой кроватью»

30s04 Picture.jpg (27129 bytes)- Я уверен, что преступников на наш дом навели. Они точно знали, что хотели взять, — говорит внук Марии Примаченко 39-летний Иван Примаченко, тоже художник. В схватке с налетчиками, когда он бросился защищать свою маму Екатерину Григорьевну, ему сильно досталось. Сейчас Иван лечится в центральной районной больнице райцентра Иванков.  — Наш поселок Болотня примыкает к райцентру. Все друг друга знают. Тут и однофамильцев наших много. Как-то раз приезжали какие-то деятели, да перепутали Примаченков, и совсем у других людей расспрашивали о бабушкиных картинах.

- Иван, насколько мне известно, любая картина Марии Примаченко имеет очень высокую цену, не говоря уже о ценности художественной. Непонятно, почему полотна художницы хранились в доме вашей мамы под кроватью…

РЕКЛАМА

- Рано или поздно должен был открыться музей Марии Примаченко. Мама в последнее время с большой опаской относилась к людям, все боялась, что картины кто-то может присвоить. Вот и собрала их со всех выставок к себе домой. Так без рамок, переложенные газетами, картины некоторое время хранились под маминой кроватью.

- Может быть, за вашим домом следили? У вас есть недоброжелатели?

РЕКЛАМА

- Недоброжелатели? Не поверю. Что же касается бабушки, так ее вообще все любили. Я считаю, что нашу семью окружает примерно 97 процентов доброжелателей. Но о картинах все же выспрашивали. Разные вопросы задавали даже мне лично. Как правило, это были незнакомые люди. Они старались хитро формулировать вопросы, чтобы я ни о чем не догадался. Но я в таких случаях, как правило, отмалчивался.

- Как получилось, что в то утро, 22 июня, вы ночевали у мамы, а не у себя дома? Может, что-то предчувствовали?

РЕКЛАМА

- Если и было предчувствие, то скорее не у меня, а у мамы. Днем папе стало плохо, и я отвез его в больницу. Хотел было ехать домой, но мама не отпустила. Страшно, говорит, ночевать одной. Вот я и остался.

«Говорят, под гипнозом можно вспомнить лица преступников»

Скорее всего, преступники еще с вечера установили слежку за домом. Кое-кто из жителей села Болотня видел, как накануне на трассе остановился легковой автомобиль. Из него вышли четыре человека и пошли по направлению к селу. Сам же автомобиль поехал дальше. А утром после ограбления Иван видел, как налетчики садились в две подъехавших легковушки.

- Вы запомнили преступников? Они же были без масок.

- Увы. Все произошло очень быстро. Примерно без десяти пять мама вышла доить корову. Там они на нее и набросились. Перед этим налетчики пытались проникнуть в дом, выставив шибку в веранде. Но в последний момент почему-то передумали. Я проснулся, когда мама позвала меня. Выбежал из комнаты в тот момент, когда они ее заталкивали в чулан. Заломили руки, ударили несколько раз. У них в руках были ножи и палки… Вроде бы похожие на черенки от лопат.

- И вы бросились защищать маму? Не страшно было? Их же было четверо.

- Или пятеро… Я точно не помню. Страха не было. Только злость. Они тут же кинулись на меня, и я сосредоточился на палках и их кулаках. Именно поэтому не помню лиц. Поначалу пытался уворачиваться, но после третьего удара поплыл… Что было потом, плохо помню. Когда понял, что ищут именно картины, попытался перевести все на другую тему. Начал предлагать деньги. Но налетчики на это не отреагировали.

Действительно, грабители знали, что искали. Судя по всему, даже очень хорошо. На стенах дома висели другие картины — сына и внука знаменитой художницы, но их не тронули. Взяли только то, что лежало стопкой под кроватью.

- Может быть, хоть какие-то

приметы грабителей запомнили?

- Двое из них были высокого роста… Нет, лиц никак не вспомню…

- А как они между собой говорили?

- Мне показалось, что они говорили так, как говорят у нас в Белой Церкви. Вы случайно не знаете, применяют ли в милиции гипноз? Где-то читал, что под гипнозом можно вспомнить лица преступников. Я очень хочу их вспомнить…

Баба Катя, невестка знаменитой Марии Примаченко, встретила корреспондентов «ФАКТОВ» настороженно.

- Как вы мне все со своим би-би-си надоели! — в сердцах воскликнула она, подняв руки вверх, имея в виду всю прессу вместе взятую.  — Столько вас здесь с утра ходит! Откуда я знаю, кто вы такие? Может, тоже бандиты. Я вас сюда не приглашала! Музей из дома сделать хотите?

- Так мы же помочь хотим, баба

Катя, — попытался я оправдаться.

- Не нужна мне никакая помощь! — отрезала Екатерина Григорьевна и закрыла руками лицо со следами побоев, не разрешая ее фотографировать. Разговор явно не клеился. Баба Катя была напугана. Что ж, ее понять можно. Пришлось ретироваться.

К поискам украденных картин подключилась СБУ

Кража картин знаменитой Марии Примаченко вызвала большой резонанс в различных кругах нашей страны. Президент назвал этот случай позорным и приказал министру внутренних дел Юрию Луценко бросить лучшие силы на раскрытие дерзкого преступления. К милиции присоединилась и СБУ. Пока о результатах их поисков ничего не известно. Правоохранители отделываются от журналистов репликами типа: «Ищем. Делаем все возможное». Есть надежда, что картины общей стоимостью до миллиона долларов все же удастся найти. Их описание передано в Интерпол, и сбыть их злоумышленникам будет очень трудно.

Интересно, что еще лет двадцать назад картины Марии Примаченко можно было купить всего за четыре рубля! Да что там рубли! Гостеприимная хозяйка бесплатно раздавала свои произведения тем, кто приходил к ней в гости. Таким образом картины Марии Авксентьевны попали во многие частные коллекции.

- В это трудно поверить, но знаменитая художница за всю свою долгую жизнь почти не выезжала из родного села Болотня, — рассказывает бывший журналист, а ныне глава Иванковской районной госадминистрации Иван Киримов.  — Вы же знаете, она была инвалидом с детства. Из-за полиомиелита у нее не сгибалась нога. Она могла ходить, только опираясь на палочку. При этом всегда рисовала стоя, не делая никаких набросков и эскизов.

А рисовала Мария с детства. Ее первые работы были сделаны… угольком по печи или палочкой по песку. Когда в 30-х годах партия бросила клич «Мы ищем таланты!», на девушку с несгибающейся ногой сразу же обратили внимание. В течение года в Киеве Марию учили, как правильно рисовать. Девушке попался понимающий преподаватель. Глядя на невиданных зверюшек, нарисованных Марийкой, ее спросили: «Почему твои звери не похожи на настоящих?» «Я их никогда не видела», — призналась девушка. И тогда преподаватель изобразительного искусства запретил полуграмотной Марии посещать зоопарк. Мол, если она увидит настоящих животных, ее искусство потеряет самобытность.

- Есть у Марии Авксентьевны знаменитая картина «Жираф», — вспоминает Иван Захарович.  — Естественно, этого зверя она в глаза не видела. Но рисовала по описаниям. Очень интересно получилось.

О своих картинах Мария Примаченко говорила: «Я люблю все живое. Одеваю зверей в нарядную одежду, и такие у меня они веселые, аж танцуют». Ее творчество на самом деле самобытно и иронично. Одни только названия картин чего стоят! Вот например: «Дикий барсук. Из носа огонь горит, изо рта клыки торчат. А он не страшный, хороший».

- Марии Авксентьевне не раз предлагали уехать из Болотни, да она ни в какую, — рассказывает Иван Киримов.  — Люблю свое село, и все тут! Даже в Иванков, что в полутора километрах, ехать отказалась. А ведь премии тогда давали немаленькие. Я имею в виду Шевченковскую, которую художница получила за цикл «Людям на радость». Многие предлагали ей за эти деньги новый дом построить.

Ее и в Мадрид звали. Как-то пришло письмо, и она попросила меня его перевести. Оказывается, в столице Испании фасад одного из кинотеатров выложили мозаикой, повторяющей одну из ее картин. Работники кинотеатра оказались большими поклонниками творчества Марии Примаченко. Да что там Мадрид! Сам Пабло Пикассо, говорят, ахал и охал, увидев в Париже на выставке картины Марии. Тогда он назвал Примаченко одной из самых великих художниц в мире! Сама же Мария, скорее всего, так ни разу и не видела работы Пикассо.

Мария Авксентьевна очень дружила с Сергеем Параджановым. Однажды, когда она сильно заболела и великий режиссер прислал ей посылку с апельсинами, художница разложила их на подоконниках и любовалась: «Буду смотреть на эти маленькие солнышки и выздоровлю».

Параджанов часто заезжал в гости к Марии Авксентьевне. Один раз даже вывез ее в Киев в цирк, где она впервые в жизни увидела, наконец, любимых ею крокодилов, которым посвятила много картин.

У многих соседей художницы, жителей Иванкова, в домашних коллекциях тоже хранятся работы художницы. Одна женщина, с которой мы разговорились на улице, жаловалась мне: «Вот покрыла лаком листок ватмана с картинкой Марии Примаченко, которую она по моей просьбе рисовала. Хотела, как лучше, а из картины как будто душа ушла».

Последние десять лет перед смертью Мария Авксентьевна почти не вставала с постели. Она скончалась 17 августа 1997 года в своем доме в селе Болотня, который так любила, в возрасте 88 лет.

551

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів