«чтобы изготовить яйцо из драгоценных камней и металлов, за три года упорной работы мне пришлось освоить свыше 30 (! ) профессий»
Копия Андреевской церкви уменьшена в 1428(!) раз
Как все талантливые люди, мастер совершенно непрактичен в жизни. Ему не приходит в голову мысль вывезти свое творение за границу, на что он имеет полное право как его автор, и продать за огромные деньги. Покупатели нашлись бы сразу. Но Сергей не спешит, надеясь, что его талант будет востребован в родном государстве.
- Это яйцо выполнено в стиле барокко, как и сама Андреевская церковь в Киеве, миниатюрная копия которой вмонтирована внутрь, — объясняет автор работы Сергей Синицын. — Его высота 169 миллиметров. Декор на нефритовой сфере выполнен из серебра и золота. А вот лапы на подставке выдержаны в стиле классицизма. Я долго не знал, как их делать. Заказал одному скульптору — не то, другому — тоже плохо. Тогда взялся сам. Утром сел за микроскоп, а к вечеру вырезал лапу нужных размеров — символ власти, величия.
Сергей как-то посчитал: чтобы сделать такое яйцо, надо владеть более чем тридцатью профессиями! Почти за три года работы он освоил их самостоятельно. Сравните: в мастерской Карла Фаберже над одним яйцом почти год трудился огромный коллектив. Самые лучшие изделия выполняли десятки человек!
Но истинная красота драгоценного яйца открылась мне, когда Сергей поднял крышку и с помощью специального ключа извлек спрятанный в нем «секрет» — золотую Андреевскую церковь в миниатюре.
- Это копия храма архитектора Растрелли, уменьшенная в 1428(!) раз, — объясняет автор. — Высота миниатюры — всего 35 миллиметров.
Я очень долго вынашивал идею создания декоративного яйца, но не мог ее реализовать, так как не имел достаточных навыков работы с драгоценными металлами. Перечитал горы специальной литературы. Кажется, все понял, но начинал что-то мастерить, а толку нет. И только в 1996 году, когда появился опыт, взялся за дело. Очень спешил, так как хотел посвятить свою работу 2000-летию от Рождества Христова, и чтобы на ней стояло клеймо прошлого тысячелетия. И таки успел.
Поначалу Сергей выполнял все расчеты, отталкиваясь от единственного известного ему параметра — высоты архитектурной части храма от крыши до основания купола. Чтобы побольше узнать о знаменитом памятнике, ездил на экскурсию в Киев, детально изучил историю строительства храма. Потом в руки попала книга «Растрелли в искусстве», в которой есть план церкви. С пропорциями, конечно, пришлось помучиться, но, в конце концов, все получилось. Не удалось соблюсти лишь пропорции крестов: если бы они были выдержаны, то кресты на миниатюре оказались бы тоньше нитки.
В этом изящном произведении особенно поражают мельчайшие детали: ступени, ведущие к храму, разноцветные отливы золота, сверкание стекла в совершенно крохотных оконных проемах
- Это не стекло, — просвещает Сергей, — а отполированный камень топаз. Вообще же, когда у меня что-то не получается в работе, ругаюсь страшно, даже окна закрываю, чтоб никто не слышал! Сколько раз разбивал молотком и отправлял в переплавку готовые детали. Все должно быть идеально, иначе не стоит браться за работу.
- Приходилось видеть, как Сережа накладывает эмаль, а она трескается на глазах, — подключается к разговору супруга ювелира, Наталья. — То ли от разницы температур, то ли от влажности в помещении Нанести эмаль на благородный металл, на котором выгравирован тончайший рисунок, и при этом сохранить оттенки, чрезвычайно сложно. А цифра 2000 выполнена в так называемой французской технике шамплеве, известной с ХVII века: золото на белоснежном эмалевом фоне. По официальным данным, сегодня этой техникой владеют всего четыре мастера в Европе. Сережа освоил ее самостоятельно.
- Внутри яйца две бирюзовые эмалевые вставки, — продолжает ювелир. — Одна получилась с четвертого раза, другая — с пятого. Именно эмалью бирюзового цвета я подчеркнул стиль «барокко» своего «секрета» в яйце.
Синицын участвовал со своей работой во многих выставках, в том числе и в международной «Ювелир-экспо», проходившей в Киеве, а также во Всеукраинском конкурсе ювелирного мастерства «Зоряна мить», удостоился трех высших наград.
Нефритовые кирпичики соединены «раствором» из золота
Сейчас Сергей Синицын увлечен очередной работой — созданием яйца высотой почти 300 миллиметров в стиле ренессанса.
- Теперь вам работать, наверное, легче, да и опыт есть, — предполагаю я, разглядывая незамысловатый, как по мне, золотой узор на нефритовой сфере.
- Наоборот, здесь очень много геометрии и сложнейших расчетов, — возражает Сергей. — Я начал эту работу лет десять назад.
Мастер показывает еще одно уникальное творение его рук: круг, выложенный из маленьких зеленых нефритовых кирпичиков.
- «Раствор», которым Сергей скрепил кирпичики, — это золото, — объясняет Наталья, которая в курсе всех профессиональных тонкостей мужа. — Даже у Фаберже нет подобной работы. Это моя любимая вещь.
- Серединку каждого «кирпичика» нужно было отполировать так, чтобы он соотносился с соседними в ряду под углом в 9 градусов, — раскрывает секреты своего творчества ювелир. — Эмалевые цветочки усыпаны 163 бриллиантами. Всего же здесь больше тысячи(!) драгоценных камней. А большой рубин, посмотрите, какой чистый, яркий! Сверкает на солнце — глаз не оторвать! Этот круг будет цоколем для подставки под яйцо, которую я сейчас делаю. «Секрет» в этом яйце я пока не придумал. Но, скорее всего, это будет собор Святого Петра в Ватикане.
- Сергей, а почему ваши работы имеют форму яйца?
- Много лет назад (я тогда еще работал наладчиком электротехнического оборудования на военном заводе) Наташа принесла мне «Аврору» (популярный литературно-художественный журнал, выходивший в Советском Союзе. — Авт. ), а там — фотография пасхального яйца Фаберже, — отвечает Синицын. — Я рассматривал картинку и так, и эдак и все задавался вопросом: как можно такое сделать?! Начал доставать и читать специальную литературу, и спустя годы таки понял технику изготовления таких изделий. Секретов тут нет, только каторжный труд.
- А оттачивал Сергей свое мастерство на моих золотых украшениях, которые тайком брал из шкатулки, — вздыхает Наталья. — «Как ты можешь носить такую безвкусицу?» — не раз говорил он мне. И отправлял кольца и сережки в плавку. «Доменная печь» у нас была дома, на кухне. Пару раз даже устраивал пожары — загорались дочкины пеленки, развешaнные над газовой плитой.
Как считает супруга мастера, его талант проявился не на пустом месте. Когда Сережа был маленьким, по соседству с Синицыными жила потомок древнего рода Волконских.
- У этой женщины было очень много старинных изысканных вещей, которые мне категорически запрещалось брать в руки, их позволялось только разглядывать, — вспоминает Сергей.
«Вы можете гордиться: ваша коллекция оружия хранится на даче у Щелокова»
Любопытная история произошла с Сергеем в период, когда он увлекался оружием.
- Мужа особенно заинтересовали образцы старинного оружия эпохи Петра I, выставленные в краеведческом музее, — вспоминает Наташа. — Мы с ним часто ходили туда, и он делал зарисовки, а затем создавал деревянные муляжи в натуральную величину. Но однажды к нам подошла смотритель музея: «Вы так откровенно интересуетесь оружием, что это становится подозрительным». И я, истинная комсомолка, подумала, что, может, и в самом деле для этого требуется какое-то специальное разрешение, и пошла в райотдел милиции. Там, конечно, захотели посмотреть на муляжи. Мы с Сережей завернули в простыни три пистолета, три сабли и отправились в милицию Больше мы их не увидели. «А может, гражданин Синицын по вечерам берет пистоль, идет в парк, пугает им людей и отбирает деньги!» — высказал свое предположение милицейский начальник.
А годы спустя начальник областного управления милиции, извинившись перед нами за тот случай, добавил: «Но вы можете гордиться: ваша коллекция хранится на даче у Щелокова (бывшего министра МВД СССР. — Авт. ). Мы подарили ее для оформления интерьера».
Между прочим, царь Николай II в 1908 году за два декоративных яйца с «секретами», выполненных из горного хрусталя и нефрита, заплатил Карлу Фаберже 20 тысяч 600 рублей (в те годы пара цыплят стоила 50 копеек, килограмм свинины — 45 копеек, а килограмм картошки — 3 копейки). А всего в мастерских Фаберже было изготовлено 48 драгоценных яиц.
Полтавский мастер Сергей Синицын за количеством не гонится, но уверен: второе яйцо он уже смог бы завершить, если бы было продано первое. Пока же ювелир только вкладывает деньги в свое творчество.
- Может, хоть внуки моего маленького внука Андрея достанут эти работы из сейфа, и они станут всенародным достоянием, — вздыхает мастер.
Но почему-то не хочется так долго ждать
Фото из семейного альбома семьи СИНИЦЫНЫХ
1259Читайте нас у Facebook