ПОИСК
Події

«выносить экспонаты из эрмитажа можно было хоть в авоське! »

0:00 8 серпня 2006
В Санкт-Петербурге задержаны трое подозреваемых в краже из музея более чем 200 произведений искусства стоимостью пять миллионов долларов

Небывалый случай массового хищения произведений искусства из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге остается в центре внимания мировых средств массовой информации. За прошедшие выходные в этом деле произошли существенные сдвиги. У российских правоохранительных органов есть все основания заявлять, что преступление практически раскрыто.

Сто шедевров ювелирного искусства муж и сын хранительницы музея сдали в ломбард на вес, как лом драгметаллов

Напомним, что в ходе инвентаризации в отделе русского ювелирного искусства Эрмитажа, проводившейся в связи со скоропостижной смертью на рабочем месте хранительницы музея Ларисы Завадской, был установлен факт пропажи 221 ценного экспоната общей стоимостью свыше пяти миллионов долларов. Речь шла в основном о предметах культа, изготовленных из эмали, золота, серебра и драгоценных камней, — икон, потиров, крестов.

Было немедленно возбуждено уголовное дело. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сразу предположил, что кража такого количества произведений искусства не могла быть совершена единовременно. Значит, преступники осуществляли хищения на протяжении нескольких лет. Пиотровский также был вынужден констатировать, что без помощи сотрудников музея это было бы невозможно.

Следствие принялось разрабатывать эту версию. В минувшие выходные были задержаны трое подозреваемых: частный коллекционер из Санкт-Петербурга, а также супруг и сын покойной Ларисы Завадской. Как выяснилось, сын некоторое время также работал в Эрмитаже в отделе учета и хранения. Он уволился оттуда два года назад. Во время обыска в квартире Завадских украденные экспонаты обнаружить не удалось. Зато были найдены сто квитанций из разных ломбардов, подтверждающие, что отец и сын регулярно сдавали туда ювелирные изделия.

РЕКЛАМА

Подозреваемые уже дают показания, сообщают российские газеты. В частности, Завадские рассказали, что выносили из Эрмитажа произведения искусства с 1998 года. Особой изощренности для этого вовсе не требовалось. «Сотрудников музея не досматривали. Так что можно было выносить экспонаты хоть в авоське!»  — заявил на допросе один из арестованных. Покупателей искали осторожно, в основном за границей. За все время удалось выгодно продать 70 украденных предметов. Завадские назвали имена тех, кто их приобрел. В ломбард же экспонаты Эрмитажа несли, когда срочно были нужны деньги. Понимали, что рискуют, что сдают слишком дешево (оценщики-то принимали шедевры ювелирного искусства на вес, как лом драгметаллов), но и сидеть без гроша, имея такое богатство, не хотели.

За несколько дней государству возвращены восемь бесценных предметов из числа похищенных

08s14 hermitage3.jpg (17860 bytes)Многое в этой истории остается неясным. Завадские пока не говорят, какую роль играла в их преступном сговоре Лариса. Ее бывшие коллеги по музею считают, что она была честной женщиной. В искусстве особо не разбиралась, зато любила бумажную работу. В документах у нее всегда был порядок. Завадская могла и не знать, что ее сын крадет экспонаты, а муж со своим знакомым коллекционером сбывает похищенное. А когда узнала, не выдержала. Предательство близких оказалось для нее смертельным.

РЕКЛАМА

Но это одно из предположений. По другой версии, Завадская все знала и даже активно участвовала в сбыте краденого. Она много раз выезжала в Финляндию, где могла искать покупателей. Как утверждают эксперты, в мире есть всего три крупных частных коллекционера, собирающих изделия из эмали. Это очень состоятельные люди. Взять хотя бы американца Малколма Форбса, сына основателя знаменитого журнала «Форбс». Они очень заинтересованы в пополнении своих частных коллекций, а потому держат агентов в разных странах. Сколько пропавших экспонатов Эрмитажа осталось в России, а сколько уехало за рубеж, пока не известно.

Однако небольшая часть уже вернулась в музей. В минувшую субботу «ФАКТЫ» сообщали, что милиция нашла икону «Собор Всех Святых», датируемую 1893 годом. Икону в массивной серебряной раме с позолоченным орнаментом, украшенную изумрудами, сапфирами и бирюзой, кто-то подбросил на мусорник недалеко от Городского управления внутренних дел Санкт-Петербурга и позвонил дежурному, чтобы указать место, где ее следует искать.

РЕКЛАМА

В минувшую пятницу один из московских антикваров передал в Росохранкультуру серебряно-золоченый потир, полностью отказавшись от прав на него. Антиквар заявил, что, ознакомившись с обнародованным на сайте Эрмитажа в Интернете списком украденных экспонатов, понял, что ранее приобрел один из них.

А за выходные в милицию Санкт-Петербурга были возвращены частными лицами еще шесть исчезнувших из музея экспонатов: кружка (1874 год) с изображением храма Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого с надписью «Пиво не диво», две иконы на дереве — «Софья Премудрая» и «Господь Вседержитель» (XIX век), резной складень из кипарисового дерева работы конца XIX века, серебряный кубок (1840 год), сигаретница из белой эмали и серебра с позолотой и сапфиром (конец XIX века).

314

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів