ПОИСК
Події

Сегодня, накануне великого спаса, нужно сварить постный борщ с жареными карасями, налепить вареников и испечь яблочный пирог

0:00 18 серпня 2006
А завтра полагается освятить в церкви фрукты, овощи и хлеб, угостить бедных и помянуть усопших Завтра, 19 августа, православные христиане будут отмечать Преображение Господне — второй, или Великий Спас. Согласно старинным обычаям, в этот день яблоки и груши нового урожая торжественно освящают в церкви, после чего их разрешается есть. Видимо, поэтому в народе праздник называется Спас яблочный. Торжество не совсем обычное: праздник припадает на середину Успенского поста, который начался на Маковея (мучеников Маккавеев), или медовый Спас (14 августа) и закончится в день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). А 29 августа миряне будут отмечать третий Спас — ореховый или, как его еще называли, на полотне. С этими тремя праздниками — медовым, яблочным и ореховым Спасами — связно множество народных верований и традиций.

Наши предки считали, что Успенский пост — это продолжение Великого

По строгости Успенский пост такой же, как и Великий. На две недели верующие должны отказаться от мяса, яиц, рыбы и молочных продуктов. Чем же нужно питаться в течение поста? Меню тех, кто строго соблюдает устав, выглядит следующим образом: понедельник, среда и пятница — сухоядение (невареная пища без постного масла); вторник и четверг — горячие блюда, но тоже без масла; и только в субботу и воскресенье в рационе появляются жиры — растительные. В народе даже сохранилось поверье о том, что Успенский пост — это продолжение Великого. По преданию, Бог назначил людям поститься перед Пасхой девять недель, но святые отцы начали роптать, что народу будет тяжело выдержать такой долгий пост. Вот Всевышний и разделил испытание на две части: семь недель весной перед Пасхой и две — в конце лета.

Послабление в посте дается только на второй Спас. Вот когда можно побаловать себя рыбкой и домашним вином. А посему к застолью наши предки готовились основательно. Накануне хозяйки пекли пироги. Делали их из постного дрожжевого теста (без молока и яиц), а начиняли не только яблоками, маком, сливами с медом и орехами, но и рыбой, грибами, капустой, зеленью, фасолью та «всiм, що на городi вродило».

К праздничному столу готовили и постные первые блюда. Обязательно варили борщ, в который для жирности клали не мясо, а жареных карасиков. Из печи глиняный «горщик» переносили в погреб, где ему полагалось стоять всю ночь, чтоб борщ на жаре не скис и при этом хорошенько настоялся. Еще варили рассольник, в который обязательно добавляли белые грибы.

РЕКЛАМА

Представить украинский стол без вареников невозможно. На Великий Спас хозяйки лепили их с картошкой и капустой, но больше всего — с молодой фасолью. Подавали с подливкой из лисичек и жареного лука. Обязательно готовили сладкие яблочные галушки, бабки и блинчики-»соложеники». К празднику запасались вином. На полках в каморах своего часа дожидались бутылки с медовухой, сливовым, вишневым и черносмородиновым спотыкачами и сулейки с яблочным вином.

В день Преображения Господня вся семья, облачившись в лучшие наряды, отправлялась на службу в церковь. С собой несли корзины с яблоками, грушами, овощами и хлебом. По народным поверьям, пробовать яблоки до Спаса не полагалось. Особенно строго этого запрета придерживались женщины, похоронившие детей. Ведь считалось, что мать, которая отведает яблок раньше праздника, лишит своего ребенка фруктов в Райском саду. Искупить грех она могла лишь одним способом: не есть яблок в течение 40 дней после Спаса.

РЕКЛАМА

Кстати, в некоторых областях Украины в этот день второй раз освящали мед. Перед выходом в церковь глава семейства нарезал соты крупными кусками — «сцiльниками» — и раскладывал их в новые глиняные миски. После службы медом и яблоками, окропленными святой водой, угощали бедных. С этим обычаем связана поговорка: «На другий Спас i жебрак яблучко з`щсть». Не подать убогому считалось большим грехом. О таких людях говорили: «Не дай, Боже, з ними дiло мати» — и старались с ними не общаться.

Младенцев купали в отваре из «чорнобривцiв», чтоб детишки выросли «гарними та чорнобровими»

После службы семья отправлялась на кладбище помянуть усопших родственников. На Полтавщине и Днепропетровщине у молодежи существовал обычай, как и перед Родительской субботой после Пасхи, заранее приводить в порядок могилы родных и даже незнакомых людей. Парни и девушки украшали кресты мятой, васильками и колосками пшеницы. На надгробья клали гостинцы: вареники, яблоки и мед. Наши предки верили, что в этот день души умерших приходят в наш мир, поэтому грешно было не пойти на кладбище и не справить там панихиду.

РЕКЛАМА

Почтив усопших, семья возвращалась домой и усаживалась обедать. Столы накрывали в саду под яблонями. Люди угощались приготовленными разносолами и ждали в гости жнецов с «княгиней» — главных героев народного торжества, которое называлось обжинки.

Дело в том, что ко второму Спасу обычно завершалась жатва ржи, в честь этого события крестьяне устраивали веселый праздник. Начиналось все в поле. Жнецы ходили по ниве, пели, собирали оставшиеся не связанными в снопы колоски и сплетали из них большой венок. Затем выбирали самую красивую девушку — «княгиню», надевали ей на голову венок, и она во главе процессии ходила по дворам, приговаривая: «А дай, Боже, щоб ми на другий рiк дiждалися жито жати, жито-пшеницю i всяку яриницю». На подворье жнецы снимали с «княгини» венок и клали его на голову хозяину. Тот благодарил и щедро угощал. В некоторый областях Украины вместо венка несли крест из соломы или большой сноп, который подвязывали красной юбкой или ярким платком и украшали полевыми цветами. На Рождество этот сноп превращался в «дiдух».

В честь обжинок девушки украшали себя веночками из колосьев и цветов. Кроме того, в этот день молодые мамы собирали «чорнобривцi», чтобы в отваре цветов выкупать своих малышей. Считалось, что такая ванна поможет детишкам вырасти «гарними та чорнобровими».

Кстати, в Украине 19 августа — еще и профессиональный праздник пчеловодов. Интересно, что и в старину на Преображение Господне пасечники благодарили Бога за помощь. Накануне хозяин отливал из воска три свечи — Всевышнему, родной земле и пчелам. Делая первую свечу, он приговаривал: «Пресвята родюча земля наша, ниви, сади, городи — свiт сонця вам». Второй посвящались такие слова: «Праведне сонце, мiсяцю ясний, зорi свiтлi, небо пречисте! Будьте милостивi до людей i до худiбки!» Изготовляя третью, пчеловод произносил: «Лiси, води, повiтря чисте, всi душi праведнi, всiм вам на добро, на пожиток». С этими свечами семья стояла на праздничной службе в церкви. Свечи считались оберегом от всяких житейских напастей.

После литургии мужчины собирались своим кругом перед иконами святых Зосимы и Савватия — покровителей пчеловодства. В их честь читали особые молитвы, благодарили за заступничество.

Считается, что второй Спас знаменует окончание лета, ведь он приносит первые холода. Все живое в природе настраивается на осень и приближающуюся зиму. Поэтому народ с грустью прощался с теплой порой, приговаривая: «У Спаса все в запасi — i дощ, i вiтер, i гарна погода, й негода». Или: «Прийшов Спас — готуй рукавицi про запас», «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста — збере щх нечиста».

А вообще, по погоде в течение всего Успенского поста наши предки предсказывали, будет ли дождливой осень и снежной зима. Народная примета гласит: «Какая погода на Спаса, такая и на Покрова (14 октября). Если на Лаврентия (23 августа) вода в озерах и реках тихая, осень будет ласковой и мягкой, а зима без метелей. Если же в этот день пройдет ливень, осень будет дождливой.

По поверьям, именно на Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) лето с осенью встречаются. «Успiння проводжай, а осiнь зустрiчай», — говорили в народе. Жара, начавшаяся в этот день и затянувшаяся на две недели, свидетельствует о том, что на бабье лето (с 14 по 21 сентября) будет холодно и дождливо. Ну а если на ореховый Спас журавли потянутся на юг, значит, зима будет ранняя.

С Успения начиналось молодое бабье лето (до 11 сентября). К этому времени, как правило, заканчивались и полевые работы, значит, можно было засылать сватов и готовиться к свадьбам. Девушки на выданье трудились над рушниками и вышиванками, а также собирали ягоды калины. Большой удачей считалось сыграть свадьбу уже на следующий день после окончания поста, на ореховый Спас (29 августа): «На Спаса весiлля гуляти — бути подружжю багатим».

В статье использованы материалы этнографическо-статистической экспедиции Петра Чубинского (1872 год), а также заметки Николая Маркевича «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» (1860 год).

ЯБЛОКИ В КЛЯРЕ

Вам понадобятся: мука — 1 стакан, сахар — 1 чайная ложка, растительное масло — 1 столовая ложка, вода, оливковое масло для фритюра.

Муку, сахар и растительное масло смешать, добавить воду, чтобы получилась консистенция густой сметаны, и сбивать в течение 15 минут. Кляр должен быть довольно густым, тогда он будет хорошо обволакивать яблоки. Не следует добавлять в тесто сахара больше, чем требуется, иначе при обжаривании оно станет слишком темным.

Яблоки очистить, аккуратно вырезать сердцевину и нарезать кружками. Наколов кружок на вилку, обмакнуть в кляр и опустить в кипящий фритюр. Обжарить с обеих сторон.

ПИРОГ С ЯБЛОКАМИ

Для постного дрожжевого теста понадобятся: мука — 1,2 килограмма, теплая вода — 2 стакана, растительное масло — 1 стакан (можно чуть меньше), дрожжи — 30-40 граммов, соль — 1 чайная ложка.

Для начинки: 6-7 крупных яблок, сахар — 2/3 стакана, корица.

492

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів