ПОИСК
Події

«когда с пиратами уже почти договорились, внезапно пропала связь с их представителем. Позже мы узнали, что он мертв, и переговоры начались с нуля»

0:00 2 грудня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
В ходе успешной операции по освобождению 22 наших моряков, захваченных сомалийскими пиратами, Украина показала, что может защитить своих граждан

Больше месяца провели в плену у сомалийских пиратов захваченные 18 октября нынешнего года 22 члена экипажа украинского судна «Панагия». На брифинге, посвященном освобождению украинских моряков, секретарь СНБО Анатолий Кинах сообщил, что Украина с первых же часов рассматривала нападение пиратов на судно как факт международного терроризма. Именно это позволило нам заручиться поддержкой спецслужб Великобритании, Франции и США. Среди множества вариантов операции по освобождению наших соотечественников не исключался и силовой, для проведения которого была подготовлена группа бойцов спецназа СБУ и Службы внешней разведки Украины. Об этом и других подробностях операции корреспонденту «ФАКТОВ» рассказали секретарь СНБО Анатолий Кинах, его первый заместитель генерал-лейтенант Василий Крутов, который был специальным представителем Президента Украины и занимался координацией операции в Лондоне, а также помощник-консультант первого заместителя секретаря СНБО Максим Будаков.

«Судовладельцу выгоднее затопить корабль, чем вести переговоры с пиратами и выплачивать им выкуп»

- Именно в этом кабинете, — рассказывает Анатолий Кинах, — и собрались руководители СБУ, Службы внешней разведки, МИД, других государственных структур после того, как Президент Украины поручил нам разработать операцию по освобождению украинских моряков из пиратского плена.

- Как вы узнали о захвате судна?

- Информация поступила от одесской компании «Staff Centre Shipmanagement», которая отвечала за безопасность «Панагии» и отслеживала ее курс. С помощью спутника было зафиксировано отклонение судна от курса — оно направилось к побережью Сомали. Затем поступило известие, что теплоход захвачен пиратами. Мы сразу же направили в Лондон своих представителей — Василия Крутова, специального представителя Президента Украины, его помощника-консультанта Максима Будакова и специалиста по судоходству Анатолия Лялькина. На базе лондонской компании-оператора «Панагии» «Ocean Agencies Ltd» был создан оперативный штаб, руководивший действиями по освобождению моряков, в том числе переговорным процессом.

РЕКЛАМА

- Для проведения переговоров мы нашли в Лондоне сомалийца, который помогал общаться с пиратами, — вступает в разговор Василий Крутов.

- Какие проблемы возникали в ходе переговоров?

РЕКЛАМА

- Переговоры вели владельцы лондонской компании, мы же выступали их консультантами, — говорит Максим Будаков.  — К нашему приезду руководитель компании Павел Сохань (кстати, наш бывший соотечественник, проживающий в Англии 15 лет) был крайне озабочен. Ведь международная практика показывает, что судовладельцу в подобных ситуациях выгоднее затопить судно и фактически дать возможность пиратам расстрелять экипаж, чем вести переговоры и выплачивать им большие суммы выкупа. Тактика пиратов в случае неполучения выкупа, как правило, такова: ценный груз снимают, судно затапливается, команду расстреливают. «Панагия» была застрахована на девять миллионов долларов, груз — на полтора миллиона долларов. Команда тоже была застрахована на определенную сумму. Соответственно, хозяин «Панагии» мог получить страховую сумму свыше 11 миллионов долларов, что значительно превышает стоимость корабля и груза.

«Судам запрещено приближаться к берегу Сомали ближе, чем на 50 миль»

- С такой проблемой мы сталкиваемся впервые, — говорит Василий Крутов.  — Поэтому изучили опыт тех стран, которые уже становились заложниками подобных ситуаций. Самое сложное, что переговоры велись с людьми, которые были непостоянны в своих обязательствах.

РЕКЛАМА

- То есть меняли требования?

- Да, к тому же между самими пиратами постоянно происходили разногласия. Ведь в этой группе, куда входили 14 человек, были представители трех группировок, не находивших общего языка в принятии окончательного решения. И если удавалось договориться с одной группой, то на следующий день приходилось говорить уже с другой, которая отвергала предыдущие решения.

Когда же с пиратами уже почти договорились, внезапно пропала связь с их представителем, который вел переговоры. Позже мы узнали, что этот человек мертв. И переговоры начались с нуля…

Возникли у нас проблемы и с прессой. Пираты отслеживали всю информацию вокруг этого инцидента в СМИ, и это тоже сказывалось на их поведении.

- Неужели пираты на судне следили за сообщениями в средствах массовой информации?

- У захватчиков «Панагии» существовала связь с берегом, где расположен специальный центр. С его помощью и отслеживалась вся информация.

- Что, целый центр?

- Конечно. Это же индустрия! Ведь нельзя вот так запросто собрать 14 отщепенцев, усадить их в быстроходные катера, вооружить автоматическим оружием и реактивными снарядами… Это отработанная система. Поэтому сообщения в средствах массовой информации о захвате «Панагии» изучались пиратами. Они повышали сумму, даже удваивали ее. Все это усложняло переговоры. Не знаю, стало ли достоянием пиратов сообщение в одной из газет, что готовится силовой вариант освобождения моряков, но уверен, если бы они об этом узнали, журналисты невольно подготовили бы бандитов к противодействию. Операция уже не была бы для них неожиданной.

«Недавно была пресечена попытка захвата американского круизного лайнера»

- Как же все-таки удалось захватить «Панагию»?

- Как правило, судам запрещено приближаться к берегу Сомали ближе, чем на 50 миль. Ранее это считалось безопасным расстоянием, — объясняет Василий Крутов.  — Пираты же захватили судно на расстоянии 90 миль от берега. Судя по всему, у них есть большое судно, которое используется в качестве базы. На расстоянии 80-90 миль они сбрасывают с борта корабля маленькие моторные лодки, на них догоняют идущее грузовое судно. Набрасывают кошки на борт, взбираются наверх, угрожая автоматами членам экипажа. У них и противотанковые гранатометы имеются…

Кстати, недавно пираты пытались захватить американский круизный лайнер, применяя при этом не только огнестрельное оружие, но и реактивные снаряды. Экипажу удалось увести судно благодаря использованию шумовых эффектов, которые имитировали пулеметную стрельбу. Тем не менее три реактивных снаряда попали в корпус и один член экипажа был ранен.

- Вы не интересовались у своих английских коллег, как они поступили бы, если бы на борту «Панагии» находился английский экипаж?

- В Лондоне такой вопрос я задал юристу, который с нами работал, — говорит Максим Будаков.  — И он мне ответил: «Мы однозначно производили бы захват, а потом обосновывали бы это нормами международного права. Каким образом, это уже второй вопрос».

- С какими спецслужбами вы сотрудничали?

- С тайной разведывательной службой Великобритании «Ми-6», полицией метрополии, спецслужбами Соединенных Штатов и Франции. И как следствие, сегодня наши моряки на свободе, — отвечает Васи-лий Крутов.  — Во всей этой истории отлично сработали сотрудники Министерства иностранных дел Украины, Службы внешней разведки, Службы безопасности Украины, Главного управления разведки Министерства обороны. Украина доказала, что способна защитить своих людей.

В этой экстремальной ситуации Украина показала, что защищает своих граждан не хуже, чем Америка своих. Конечно, никто не может гарантировать, что подобного впредь не произойдет. Поэтому мы уже разработали предложения по разрешению таких ситуаций. Факты пиратства должны рассматриваться как международные акты террористической направленности. Тогда будут вступать в действие механизмы, которые уже используются в борьбе с международным терроризмом.

- Украина стала инициатором создания специальных международных сил быстрого реагирования, — говорит Анатолий Кинах.  — Речь идет о регионах, где чаще всего происходят пиратские нападения. Это Южная и Центральная Америка, Восточная и Западная Африка, Юго-Восточная Азия, Азиатско-Тихоокеанский регион. С пиратством необходимо бороться, ведь только прямые финансовые потери от их деятельности в открытом море, по данным правительства США, ежегодно оцениваются в среднем в 450 миллионов долларов. Если в 1999 году в мире было зарегистрировано 300 случаев пиратства, то в 2000-м — уже 469.

274

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів