Премьеру возобновленного после террористического акта мюзикла «норд-ост» зал встретил аплодисментами, не смолкавшими десять минут
8 февраля, спустя три с половиной месяца после захвата заложников в Театральном центре на Дубровке, здесь прошла премьера восстановленного мюзикла. Генеральный продюсер проекта, один из авторов «Норд-Оста» Георгий Васильев побеседовал по телефону с корреспондентом «ФАКТОВ».
Увлекательность сюжета, положенного в основу «Норд-Оста», автор мюзикла проверял на своих детях
«Норд-Ост» -- первый в России мюзикл, поставленный на стационарной основе. Для англичан и американцев масштабные спектакли, идущие месяцами на одной сцене, давно привычны. Только таким образом могут окупиться затраты на технически сложные, зрелищные эффекты.
Несколько лет назад москвичи Георгий Васильев и Алексей Иващенко решили перенести на российскую сцену один из популярных бродвейских мюзиклов. Вникнув в нюансы, поняли: заграничное авторство обойдется недешево. Поэтому пустующую жанровую нишу решили заполнить отечественным продуктом. Так возникла идея авторского спектакля.
Стоит напомнить, что Васильев и Иващенко -- известный творческий дуэт «Иваси», работающий в жанре бардовской песни более 20 лет. Ими совместно написано более 150 песен, выпущено 5 компакт-дисков, поставлено свыше 10 музыкальных спектаклей и шоу. «Иваси» -- инициаторы и участники проекта «Песни нашего века».
Решившись на создание мюзикла, соавторы стали искать литературную основу. Остановились на «Двух капитанах» Вениамина Каверина. Занимательность сюжета Васильев проверял на своих детях, читая им на отдыхе книгу вслух. Три года ушло на то, чтоб роман, ставший советской литературной классикой, превратить в яркое музыкальное представление. Почти год искали актеров. «Прочесав» российские театры, из тысячи претендентов отобрали 30, имевших в большинстве своем два образования -- актерское и вокальное.
Премьера «Норд-Оста» в Театральном центре на Дубровке в Москве прошла 19 октября 2001 года. Мюзикл моментально стал модным и популярным. Билеты продавались на много дней вперед. 23 октября прошлого года, в среду, в начале второго действия на сцену ворвались террористы и, открыв стрельбу в воздух, объявили о захвате в заложники зрителей и участников мюзикла «Норд-Ост».
Чтобы не осквернить превращенную в туалет оркестровую яму, Васильев трое суток не пил жидкости
В числе заложников оказались и авторы мюзикла. К счастью, Алексею Иващенко вместе с небольшой группой артистов в первый же день удалось выбраться из здания, выпрыгнув из окна гримерной. При этом он получил травму. Георгий Васильев оставался в плену до последней минуты.
По свидетельству одной из заложниц, находившейся рядом с Васильевым, он постоянно шутил, рассказывал анекдоты. Узнав, что девушка на спектакле впервые и хотела бы его все-таки досмотреть, совершенно серьезно пообещал, что всех заложников будут теперь пускать на спектакль в любой день. Когда выпадала редкая возможность звонил по мобильному телефону жене, просил не беспокоиться, мол, у него все в порядке. Катя нашла мужа уже в больнице без сознания. Кадры, где она и почерневший, осунувшийся Георгий, взявшись за руки, выходят из клиники, обошли все телеканалы.
Родители Васильева, живущие в Запорожье, узнали о захвате заложников из сообщений по телевизору.
-- Мы все три ночи не спали, -- вспоминают Линда Николаевна и Леонард Вениаминович, -- по телефону держали связь с Катей. Уже потом узнали от сына, что он добровольно кинулся в зал и очутился под дулом автомата. Когда террористы ворвались на сцену, там горели софиты, а им долго нельзя гореть, они стали дымиться и вспыхивать. Гоша показал террористам, как отключить приборы, и таким образом как бы завоевал их доверие. Он этим пользовался, выходил на сцену, приободрял людей. Общался с Бараевым, тот вел себя грубо, но сын терпел.
29-го октября Линда Николаевна приехала в Москву и две недели ухаживала за сыном. Георгий ей рассказал, что заложникам передавали соки, но он, чтобы не осквернить превращенную в туалет оркестровую яму, трое суток не пил ни капли. Потом оркестранты, заметившие это, подходили, благодарили. В зале Георгий сидел под вентиляционной трубой и, когда через нее пустили газ, сразу же потерял сознание. Спас его знакомый -- Александр Дараган, каким-то чудом проникший в зал после штурма и вынесший Васильева на руках.
В своих многочисленных интервью после трагедии Георгий Васильев не скрывал, что без помощи государства, спонсоров «Норд-Осту» не возродиться. «У продюсерской компании одни долги, такова правда жизни. У нас продано несколько тысяч билетов на предстоящие спектакли, которые мы не в состоянии показать», -- привела одна из газет слова Георгия. Труппу же, по его мнению, следовало распустить, поскольку музыканты будут «не в состоянии войти в оркестровую яму, где террористы устроили отхожее место».
В субботний вечер, 8 февраля, в ставшем печально знаменитом здании на Дубровке состоялась премьера возрожденного мюзикла. «ФАКТЫ» искренне поздравили Георгия Васильева с этим событием.
«Наш принцип: ничто не должно напоминать зрителю о недавней трагедии»
-- Как прошла премьера, Георгий Леонардович?
-- Просто блестяще, не ожидал такого скопления народа. Накануне, на предварительном показе для прессы, было около 500 журналистов. Несмотря на то, что это публика довольно искушенная, спектакль был встречен с большим воодушевлением. Зал стоя аплодировал в конце в течение 10 минут. А 8-го февраля, по всеобщему мнению, актеры играли еще лучше. Среди зрителей было много известных людей, в том числе мэр Москвы Юрий Лужков. Он очень много сделал для восстановления спектакля.
-- Изменилось ли что-то в оформлении зала после его реставрации?
-- Полностью изменен интерьер. Чтобы у зрителей не возникало неприятных ассоциаций, зал перепланировали, а сто мест уменьшили количество кресел. Обивку кресел с бордового поменяли на серо-голубой. Бортик оркестровой ямы стал подъемным. Теперь оркестранты сидят немного ниже уровня партера. Более жизнерадостным сделали занавес: расписали по нему в стиле соц-арта облака, самолеты. Обновили актерам костюмы, они стали более яркими и интересными. Благодаря новому освещению многие эпизоды стали выглядеть светлее и жизнерадостнее.
-- В содержании спектакля появились новые моменты?
-- Музыка и либретто изменений не претерпели. Но почти все элементы постановки в некоторой степени изменены: свет, оркестровые аранжировки, костюмы, хореография некоторых номеров. Все стало еще более привлекательным. У нас такой принцип: ничто не должно напоминать зрителю трагические события недавнего прошлого во время спектакля.
-- Приходилось слышать, что некоторые из ваших актеров погибли. Какие замены произошли в труппе?
-- Всего погибло 17 сотрудников, из них 8 из состава оркестра и двое детей из детской труппы. Из взрослых актеров, к счастью, никто не погиб. Но труппа обновилась: к нам пришли несколько очень талантливых артистов, много новых детей. Это связано не только с печальными событиями, а в большей степени с тем, что дети просто выросли. 8 ребят старшей группы, сыграв свой последний спектакль, расписались на лыже самолета -- есть у нас такая традиция.
-- Психологически было трудно играть в том же здании?
-- Конечно, но у нас не было выбора, спектакль ведь стационарный. Для смены здания понадобилось бы не меньше полугода. А за это время мы бы растеряли коллектив, людям ведь надо платить зарплату.
-- После событий, случившихся в октябре, вы публично говорили, что ваша продюсерская фирма стала банкротом.
-- Действительно, в тот момент мы лишились всех источников существования, оставалось только уволить всех сотрудников в связи с непредвиденными обстоятельствами. Но, слава Богу, нам на помощь пришло государство и многие граждане. Материальный ущерб в 23 миллиона рублей (декорации, звуковая и световая аппаратура, микрофонная система, костюмы, парики и так далее) был компенсирован за счет добровольных пожертвований, 80 процентов из них пришло от частных лиц и организаций (в основном из России, но были и из-за границы, в том числе из Украины). А недостающие 20 процентов мы получили от правительства Москвы.
Но полностью деньги, которые мы вложили в спектакль до нападения террористов, нам не удалось вернуть. Поэтому мы и сейчас в долгах.
-- Но теперь, учитывая всеобщий интерес, ваш спектакль, надеюсь, ожидает счастливая судьба.
-- Я боюсь, как бы через некоторое время нам не пришлось закрыться. Ведь спектакль будет жить, если у него есть зритель. Наш зритель преодолевает очень серьезный психологический барьер. Люди боятся идти в силу известных причин. Есть еще одна серьезная проблема -- разорвана цепочка ежедневного показа. А такой показ силен тем, что люди, посмотревшие спектакль, если он им нравится, начинают рекомендовать его своим друзьям и знакомым. Но сколько времени человек может помнить поразившее его культурное событие? Две-три недели, месяц. Если же перерыв больше трех месяцев, этот механизм разрушается, и восстановить его практически невозможно. Поэтому на сегодня билеты проданы на первые несколько спектаклей, а дальнейшее пока неясно.
-- Предусмотрен ли передвижной вариант «Норд-Оста»?
-- Да. Но это не будет гастрольная версия в традиционном понимании. Спектакль технически настолько сложен, что любая поездка имеет смысл, если мюзикл показывать не меньше месяца в одном зале. Поэтому «Норд-Ост» можно вывезти только в крупные города, где много потенциальных зрителей.
-- Киев входит в их число?
-- Входит, но пока не знаем, что предпочтут киевские продюсеры. Ведь есть и другой вариант: поставить «Норд-Ост» в Киеве, переведя его на украинский язык. Но это все перспективы. Без желания киевских продюсеров и конкретных наработок мы ничего сделать не сможем.
-- А дуэт «Иваси» в Украине еще услышат?
-- Пока таких планов нет. Мы не выступаем и не пишем песен уже несколько лет. «Норд-Ост» поглотил все наше свободное время. Как это ни странно звучит, мы стали заложниками собственного детища. Кстати, мы себя «Ивасями» никогда не называли. Это прозвище которое нам придумали
490Читайте нас у Facebook