Капитан тонущего парохода «адмирал нахимов» чудом спасся: его, плохо умевшего плавать, вытолкнули из-под воды члены экипажа
В 1980-е разговоры о том, что «Адмирал Нахимов» вот-вот спишут, в Черноморском пароходстве велись постоянно. Слишком дряхлым было судно: его построили в 1925-м, свыше трех тысяч заклепок в корпусе уже нуждались в замене, многие водонепроницаемые двери давно потеряли свою герметичность. Не исключено, что после серьезного капитального ремонта старейшина черноморских пассажирских перевозок мог поплавать еще немного, однако на «дедушку» решили не раскошеливаться, ведь в те годы эскадра пароходства насчитывала более 25 комфортабельных высококлассных океанских лайнеров! В 1986-м «Нахимову» стукнул 61 год -- вполне пенсионный возраст. Документы на право дальнейшей эксплуатации судна не продлили, и в последний рейс его выпустили, ожидая утверждения акта о списании из Министерства морского флота. Рейс и вправду оказался последним
65 человек до сих пор числятся пропавшими без вести
31 августа в 23 часа 12 минут, через 50 минут после начала рейса, при хорошей погоде и отличной видимости «Адмирал Нахимов» столкнулся на выходе из Новороссийского порта с шедшим навстречу сухогрузом «Петр Васев». В то время сухогруз, построенный в Японии в 1981 году и названный именем бывшего главного инженера Новороссийского пароходства, считался одним из наиболее современных. Его 183-метровый корпус был на девять метров длиннее, чем у «Нахимова», ширина -- 26 метров, что на пять метров больше, нежели у лайнера. Когда сухогруз водоизмещением 40 тысяч тонн врезался в борт старого парохода, тот получил огромную -- восемьдесят один квадратный метр! -- пробоину, через которую в судовые отсеки с каждой секундой поступало 500 тонн морской воды. Лишь семь-восемь минут девятипалубный гигант высотой с пятиэтажный дом продержался на плаву. Даже в обычной житейской ситуации эти минуты пролетят незаметно, а в панике, в неведении, в кромешной тьме -- это всего лишь миг, за который трудно успеть спастись
«Адмирал Нахимов» лег бортом на дно Цемесской бухты на 47-метровой глубине в двух милях (примерно в четырех километрах) от берега. В его каютах, коридорах, ресторане, барах и других помещениях навсегда остались многие десятки людей. Всего погибли 423 пассажира и члена экипажа. Еще шестьдесят пять человек до сих пор значатся пропавшими без вести. В мирное время история мореплавания не знала подобной трагедии с момента гибели «Титаника». С трудом потом удалось установить, что на борту находились 1234 человека. Количество туристов, отправлявшихся в рейс, при посадке не проконтролировали, что вызвало затем неразбериху при составлении списков жертв. Так, пассажиров оказалось на сто человек больше, чем значилось по документам
Виновными в трагедии, по официальной версии, были названы капитаны судов: Вадим Марков (»Адмирал Нахимов») и Виктор Ткаченко (»Петр Васев»). Осужденные к 15 годам лишения свободы каждый, они вышли после пятилетней отсидки. Восторжествовала демократия: судоводителей признали «стрелочниками», а виновной -- систему. Ее не посадишь. К слову, в Англии суд не признает полноценным ответчиком моряка, который провел в море без отдыха больше трех месяцев. Капитан Виктор Ткаченко работал на мостике «Петра Васева» шестнадцать месяцев подряд
После крушения «Нахимова» государство в лице Госстраха выплатило родственникам каждого погибшего пассажира по одной тысяче рублей. Между тем в США, например, величина подобных компенсаций в среднем равняется 250 тысячам долларов. Сумма может быть и меньшей, однако Международной конвенцией установлен нижний предел: 50 тысяч американских долларов. К слову, по сегодняшний день, почти девяносто лет спустя после гибели «Титаника», родственники погибших на нем пассажиров получают от страховой компании материальную компенсацию.
«Нахимовская» катастрофа потихоньку забылась, хотя многие вопросы так и остались без ответов поныне. А участники и очевидцы тех ужасающих событий уверены: пассажиры судна были обречены.
-- Спустить на воду спасательные шлюпки (среди них, кстати, были «древние» -- 1920 года) оказалось невозможно: слишком мало прошло времени от момента столкновения с сухогрузом до затопления «Нахимова», -- вспоминает капитан I ранга Леонид Ильин, возглавлявший водолазно-поисковые работы в Цемесской бухте. -- В каютах не хватало индивидуальных спасательных средств: жилетов, поясов, воротников
«Многие водолазы, спускавшиеся на дно к «Нахимову», лишались рассудка»
-- Паническое настроение охватило тогда даже некоторых офицеров флота: бывало, что они отказывались участвовать в спасательной операции, -- вспоминает мичман Александр Гусев, чей катер первым прибыл тогда к месту кораблекрушения. -- Мы подняли на борт 146 человек. Когда спасать было уже некого, а у береговой черты в первые же сутки подобрали 79 тел, за работу принялись водолазы. Они отыскивали в помещениях огромного затонувшего судна погибших и поднимали их на поверхность. Эту операцию, продолжавшуюся девятнадцать суток, называли коротким и страшным словом: «выброска».
-- Некоторые водолазы, которые спустились к лежавшему на дне «Нахимову», лишились рассудка: столь ужасающую картину выдержит далеко не каждый, -- рассказывает старший мичман в отставке Михаил Алейник. -- Лично я до сих пор вздрагиваю при одном лишь воспоминании: гроздья трупов, поднятые из пучины на веревках, скопом Немудрено, что многие наши ребята после «нахимовской» операции оказались от своей специальности и больше никогда не спускались под воду. Работать было крайне сложно еще потому, что наше оборудование не позволяло включать одновременно освещение под водой и связь с водолазами. А ведь ребята выполняли еще и спецзадания: например, по подъему сейфа с выручкой судовых баров и магазинов, или документов с капитанского мостика, вещей из каюты люкс-класса, в которой путешествовал со своей семьей -- женой, дочерью и внуком -- генерал КГБ А. Крикунов. Все они погибли. Нужно ли говорить о том, какие физические сверхнагрузки выпали на работавших круглые сутки восемьдесят шесть новороссийских водолазов: 568 спусков к затонувшему судну! За этот адский труд их удостоили устных благодарностей и четырех путевок в санатории. Кому-то, правда, достались и высокие награды -- медали либо часы с дарственной надписью.
Среди погибших на «Нахимове» -- не одна пара молодоженов
Мало кому известно, что в ночь трагедии капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков спасся чудом. Не умевшего плавать командира буквально вытолкнули из-под воды его подчиненные.
-- Помню, наш судовой электрик, Долинский, взял с собой в тот рейс жену и старшего сынишку, -- говорит Анатолий Бунчак, один из членов экипажа. -- С родителями -- бабушкой и дедушкой -- оставили младшенького, четырехмесячного Сашу. В момент катастрофы у жены Евгении случился такой нервный шок, что ее, уцепившуюся за борт, так и не смогли оторвать -- она ушла с судном под воду. Не удалось отыскать и сына Дениса. Сам Долинский, когда тонул корабль, спасал кого-то -- бросил спасательный плот. Электрик уцелел в том аду, но через пять лет умер. Сашенька остался круглым сиротой.
Аналогичных страшных историй, напрямую связанных с «нахимовской» катастрофой, увы, великое множество. Благотворительные фонды «Нахимовец» и «Матери моря», созданные в Одессе, объединили тех, чья боль с той роковой ночи не утихает ни на минуту.
-- Для нас все произошло будто вчера, -- говорит председатель фонда «Нахимовец» Галина Андриевская. Ее мама отдала службе на «Нахимове» три десятилетия и погибла вместе с судном. -- В минувшем году на траурную церемонию в Одессу впервые приехал 15-летний паренек с востока Украины. Ему было несколько месяцев, когда его мама погибла на «Адмирале Нахимове». Тетя, воспитавшая мальчишку, лишь по прошествии полутора десятка лет решилась рассказать ему правду. На новороссийском причале в сентябре 1986-го было жутко: кругом -- бездыханные тела в рефрижераторах, гробы Из Одессы приехали родители девушки, которая отправилась с молодым мужем в свадебное путешествие по морю. Сначала подняли тело зятя, его опознали. Спустя несколько суток нашли их дочь. Отец не плакал -- буквально выл, как раненый зверь. Переодели покойных по желанию их родственников: парня в черный костюм, девушку в голубое платье и голубые босоножки. Как оказалось, это не единственная пара молодоженов, путешествовавшая на обреченном судне. Был и другой гроб, в котором лежала девушка в свадебном платье. Люди рассказывали: когда пароход тонуть стал, еще одна пара взялась за руки и вместе бросились в море: супруга плавать не умела. Жена спаслась, а тело молодого человека отыскали дней через десять в районе Малой Земли
Бывает, что на трагедии «Адмирала Нахимова» спекулируют бесчестные люди
Одна не старая еще одесситка в течение нескольких лет получала приличную материальную помощь в морском профсоюзе. При этом рассказывала жалостливую сказочку об оставшихся на ее попечении четырех внуках, мама и папа которых -- члены экипажа лайнера -- погибли. Как выяснилось, деньги, получаемые «на сорванцов», она тратила в свое удовольствие. А ведь средств на помощь действительно нуждающимся семьям погибших как раз недостает.
-- Самое страшное -- это человеческое равнодушие, -- говорит глава фонда «Матери моря» Маргарита Ставрова. У нее на «Нахимове» погиб сын -- совсем еще юный практикант морского ПТУ. -- О трагедии лайнера в 86-м газеты, телевидение, радио рассказывали лишь неделю, а потом Политбюро ЦК КПСС негласно распорядилось: не сыпать соль на раны. Не любят вспоминать о той катастрофе и нынче. А ведь остались сотни осиротевших людей, у которых страшная беда отняла не просто любимых, но саму надежду на жизнь! На «Нахимове» погибли выходцы из Украины, России, Литвы, Молдавии, Латвии, Узбекистана, Белоруссии. Мы добились того, чтобы на стене морского храма Святого Николая, что у подножия морского вокзала в Одессе, установили три гранитные плиты с памятными надписями. Но, к сожалению, никак «не получалось» выполнить наш заказ в срок: нам пояснили, что художественный комбинат загружен другими работами. Взялся за выполнение гранитного триптиха лишь известный одесский скульптор Александр Токарев. Он успел отшлифовать плиты, отлить и укрепить все буквы текста за четырнадцать суток, сделав практически невозможное.
-- На днях отправляемся в Новороссийск, в традиционный траурный рейс, -- заключает Галина Андриевская. -- Несмотря на последствия бушевавшей там совсем недавно стихии, съедутся люди из различных уголков бывшего СССР. Сильно помог нам первый заместитель председателя Одесского горисполкома Леонид Сушкин, благодаря ему выделен комфортабельный автобус для столь дальней поездки. Слава Богу, мир не без добрых людей!
Хотя от украинского черноморского торгового флота практически ничего не осталось, людей, приходящих к одесской часовне Святого Николая, чтобы почтить память погибших в море, прибавилось. Вместе с «нахимовцами» здесь уже можно встретить семьи погибших на «Сальвадоре Альенде», «Симбе-1», других судах. Скорбный список, увы, вырос. И сегодня, 31 августа, в Одессе поминают всех, кто не вернулся из плаваний.
2579Читайте нас у Facebook