ПОИСК
Події

Отказавшись играть главную роль в киноэпопее «война и мир», олег стриженов послал «подальше» известного режиссера сергея бондарчука и министра культуры екатерину фурцеву

0:00 2 жовтня 2001
Скоро народный артист СССР и актриса Лионелла Пырьева отметят свой серебряный юбилей

Наутро после премьеры «Овода» Олег Стриженов проснулся знаменитым. Он снялся в тридцати трех фильмах. Много это или мало? Созданные им образы Гринева в пушкинской «Капитанской дочке», Лаевского в чеховской «Дуэли», Бестужева в «Северной повести», Уточкина в «Мертвой петле». Незабываемые «Звезда пленительного счастья», «Мексиканец», «Белые ночи», «Хождение за три моря», «Земля до востребования», «Неподсуден» вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Говорят, Стриженов терпеть не может журналистов. С тех пор, когда его называли русским Жераром Филипом, прошла, кажется, целая вечность. А он все тот же: «Я вот уже лет двадцать не даю интервью». И все же читателям «ФАКТОВ» Олег Александрович отказать не смог.

«В Москве на озвучивании «Последней жертвы» я публично предложил Лионелле стать моей женой»

-- Одесса -- один из немногих любимых моих городов, -- сказал Олег Александрович, как бы предвосхищая мой вопрос. -- Здесь мне довелось сниматься в нескольких фильмах. Но главное, пожалуй, не это: здесь мы познакомились с Лионеллой Пырьевой. Шли съемки «Мексиканца», в котором я играл боксера Риверу. Оставалась последняя «режимная» съемка возле Оперного театра. Я увидел ЕЕ сразу. Она скромно стояла за веревочным оцеплением в толпе любопытствующих. На вид лет шестнадцати--семнадцати, с огромной копной волос, с лучезарными карими глазами. «Вы не Джина Лоллобриджида?» -- не зная, что сказать, спросил я. «Меня зовут Лионелла». -- «Значит, я угадал! Вы -- итальянка!» -- «Да нет, не итальянка. Просто мои родители -- моряки. Отец с мамой часто бывали в Италии и встретили там девочку с таким именем. Вот и решили, если у них родится дочь, назвать ее Лионеллой. Но обычно меня зовут Линой». -- «А можно просто Ли?» Увы, наш разговор прервали, меня чуть не силой утащили на съемку. А вечером на теплоходе «Победа» вся съемочная группа уехала в Ялту.

Наша вторая встреча состоялась в 1975 году на съемках фильма Петра Тодоровского «Последняя жертва», где она, уже опытная актриса, играла роль графини Круглой. Я внимательно наблюдал за ней: она была все такая же красивая и стройная! И что-то вновь оборвалось внутри. Однако и на сей раз не случилось. Вскоре я приехал с театром в Одессу, где мы снова встретились, и я признался ей в любви. А в Москве на озвучивании «Последней жертвы» публично при всей группе сделал ей предложение. С тех пор мы не расстаемся.

РЕКЛАМА

-- Кто из вас стал «последней жертвой»?

-- 12 ноября 2001 года у нас круглая дата -- 25 лет в браке, -- вступает в разговор Лионелла Пырьева. -- В браке со штампом! А вообще… Начался наш роман еще в 1962-м. К слову, когда я рассказала нашу историю Виктории Токаревой, она воскликнула: «Этот роман я должна написать!» Но тогда, в 1962-м, мы с Олегом расстались: молодые, горячие, ведомые страстью, романтикой, но и чувством долга. У Олега была семья, маленький ребенок. Вот и решили: раз вместе нельзя, рубить -- так под корень. А через 14 лет Петр Тодоровский, пригласив сниматься, снова свел нас. Однажды я приехала на озвучивание, и в студию вошел Олег. В присутствии директора, всех, кто там был, он публично с порога сказал: «Выходи за меня замуж». И я немедленно согласилась. Так я стала третьей супругой Стриженова, уже вторично…

РЕКЛАМА

-- ?!

-- В том смысле, что и у Ивана Александровича Пырьева я была третьей женой.

РЕКЛАМА

(Из досье. С 64-летним мэтром киноискусства молодая выпускница ГИТИСа, актриса Театра-студии киноактера Лионелла, тогда еще Скирда, познакомилась в 1965 году. Вскоре она стала его женой, сменив на этом «посту» знаменитую Марину Ладынину. Режиссер успел снять молоденькую спутницу жизни в «Братьях Карамазовых». Снималась в фильмах: «Вольный ветер», «Выстрел в тумане», «Свет далекой звезды», «Человек без паспорта», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли», «Последняя жертва»,»Господин Великий Новгород», «Мой любимый клоун», «Оглашению не подлежит». )

Со своей первой женой, Марианной Вертинской, Стриженов познакомился на съемках «Овода». С ней же сыграл в фильме «В твоих руках жизнь». От этого брака у него есть дочь Наталья. А вот со своей второй женой, Любовью, он встретился на сцене МХАТа. В этом браке родился сын Александр, ныне популярный телеведущий. )

-- Насколько я знаю, у вас тоже немало связано с Одессой? -- интересуюсь у «леди Ли».

-- До сих пор помню съемки «Хозяина тайги» и «Опасных гастролей». И в том, и в другом фильме мне довелось быть партнершей Владимира Высоцкого. В первом я даже пощечину ему дала, по сценарию, а потом он настоял, чтобы я снималась в «Гастролях»: там он мне две пощечины «отвесил», а целовал бессчетное количество раз…

-- Вы не ревнуете? -- спрашиваю в шутку у Олега Александровича.

-- Нисколько, да и больно давно это было, еще до нашего близкого знакомства. Если серьезно, то у Ли куда больше оснований для ревности.

-- Любопытно…

«По характеру я не очень «удобный» человек для награждений и угождений»

-- Это благодаря моему, как говорили в старину, благолепному виду. Но иногда поклонницы доводили меня до бешенства. Появлялось желание разбить телефонный аппарат.

Однажды сплю, окна зашторены, и тут звонок: «Это Фурцева!» Кокетливо так. А я спросонья не пойму, день это или ночь. Подумал, что это кто-то из девочек киношных решил меня разыграть. В общем, послал ее подальше, понес на нее чуть ли не на нашем фольклоре. И бросил трубку.

Она перезванивает. Слышу, в голосе «низы» появились: «Олег Александрович, это действительно Екатерина Алексеевна говорит»… Я аж подскочил! Оказалось, уже час дня… Короче, через пару часов был у дверей ее кабинета. По коридору туда-сюда ходит Бондарчук. Только я подумал: вот, может, мы сейчас с ним поговорим, и я его прощу, а тут секретарша Фурцевой меня к ней на ковер вызывает. За столом -- целая «компания»: из коллегии министерства, из отдела культуры ЦК, с «Мосфильма». Мне предложили сниматься «по особому заданию». А это значит, как узнал позднее, новая квартира, звания, орден за участие…

Но тогда, в кабинете министра, в голову пришла лишь одна мысль: на испуг будут брать. И вдруг слышу из уст Фурцевой: «Я не понимаю, почему вы не хотите играть любимый образ нашей молодежи?!» А я и говорю: «Екатерина Алексеевна, я окончил два учебных заведения -- художественное училище и театральное. Только и слышал, что у нашей молодежи всего два любимых героя -- Овод и Павка Корчагин. А вот то, что князь Андрэ -- любимый образ нашей молодежи, впервые от вас слышу». Герасимов, сидевший напротив меня, просто заплясал на стуле и с хохотом выбежал из кабинета. А Фурцева многозначительно стала расспрашивать, как я живу.

Попроси я тогда орден, звание, квартиру -- уверен, дали бы. Но я ответил, что живу, мол, себе потихонечку, чего и всем желаю!

-- Ну, и какова была реакция всех?

-- А еще я сказал, что устал от князей, офицеров, эполет и хочу сыграть роль современного положительного героя. Потом мне передали, что Екатерина Алексеевна после моего ухода заметила брезгливо: «Какой же это князь, если спит до часу дня?» На что присутствовавший здесь же Сергей Аполлинариевич Герасимов ответил: раз спит, стало быть, и правда князь.

-- Зря, наверное, отказались. Жалели впоследствии об этом?

-- Нисколько. Просто Бондарчука подвел, послал его перед самой съемкой. До него мне никто не предлагал прийти на пробы! Режиссер просто обязан знать, кто ему нужен на главную роль. И обязан уважать актера. Такой великий режиссер, как Пырьев, не гнушался подойти к артисту и сказать: «Я знаю, ты сейчас свободен. И нужен мне. Хочешь у меня сыграть? Придешь?» И никаких проб -- такой это был художник!

Бондарчуку я решил напомнить, что мы оба артисты, друзья и на равных! Да ведь он мне год голову морочил. Предложил роль Долохова, я согласился, а он тем временем на роль Болконского пробовал всю страну, не предлагал ее только мне. А я же Лев, я гордый! Я ждал звонка и думал: «Эх, Серега, -- царствие ему небесное! -- как же ты роли распределяешь? Какая из твоей жены Элен?» И когда раздался звонок: «Старик, нет Болконского», -- я выдвинул Бондарчуку условия. Первое. Я слышал, говорю, что ты пробы актерские взаперти с женой смотришь и никто другой их не видит. Так вот, ты мне покажешь все пробы. А, во-вторых, в моих пробах ты сам мне будешь подыгрывать. Ну, а третье условие я тебе потом скажу. Договорились. Я отсмотрел все пробы, хохотал: «Боже, бедный Толстой!» И с упоением отыграл в своих пробах. Мой Андрей не был «остолбеневшим князем», как потом о Тихонове писали. Он был разным, живым. И когда Бондарчук это признал, тут-то я ему и объявил свое третье условие -- у тебя как у режиссера я играть никогда не буду! Что тут началось! Ведь газеты и журналы уже дали анонсы. Кто меня только не уговаривал! Так и до Фурцевой дошло…

-- Вообще странно: вы были одним из самых популярных актеров своего времени, а Ленинскую премию, на которую вас, кстати, тоже номинировали зрители, так и не получили.

-- По характеру я не очень «удобный» человек для награждений и угождений. Про меня говорили: «Актер никогда не воплощал героя, потрясающего своей партийной совестью. В Советском Союзе он был самым деидеологизированным».

Но одна награда, которой я по праву горжусь, у меня есть -- медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». Есть и звание -- народный артист СССР, вполне почетное…

-- Насколько мне известно, когда ваш роман с Лионеллой только начинался, вы были женаты на Марианне Стриженовой. Тогда все восхищались: Овод и Джемма -- на самом деле муж и жена! А поклонницы обрывали телефон самого красивого актера, все двадцатилетние юноши мечтали походить на вас. Если сейчас девушки бросаются из окон, стремясь походить на своих поп-идолов, то тогда ваши поклонники готовы были идти на расстрел, подражая Артуру Риваресу.

-- До сих пор помню одно письмо. Его прислал солдат. Ему, судя по всему, было около двадцати, а мне тогда -- двадцать пять. «Просмотрев «Овода», -- писал он, -- я счел вас за родного отца. Извините за то, что дальше я вас буду называть отцом… Так вот.

Дорогой отец! Разрешите доложить, что после просмотра «Овода» я стал отличником боевой и политической подготовки, примерным солдатом… »

Письмо было очень искреннее, но я хохотал до слез -- ведь мы с автором были почти ровесниками, и я не представлял себя в роли отца столь великовозрастного сына.

Вообще после «Овода» мне очень много писали. В основном благодарили за роли, которые учат «жить честнее и любить ближних».

«Кино как такового фактически не существует -- ни в России, ни в Украине»

-- А как вы относитесь к современному кинематографу?

-- Боюсь, после большинства современных фильмов зрители присылают режиссерам и артистам только предсмертные записки: просмотрев вашу бытовуху, решил повеситься. Хотя, конечно, есть и хорошие картины. Я нес зрителю настоящего героя -- порядочного, честного, верного дружбе и, главное, патриота. Это и есть идеология, на которой воспитывались и сто, и двести лет назад. И не надо выдумывать ничего нового. Надо воспевать общечеловеческие ценности.

Посмотрите на американцев -- у них из каждого фильма просто выпирает идеология: люби свой флаг, свои вооруженные силы, своих героев, свою Америку, которая богаче, сильнее и вообще лучше всех.

-- Вы всегда избирательно относились к предлагаемым ролям?

-- Я играю только те роли, которые близки мне по духу. Некоторым артистам нравится не сам творческий процесс, не самоотдача, а то, что их узнают на улице. Мне -- нет, я люблю покой.

-- Как же вы чувствовали себя в роли кинозвезды?

-- Быть кинозвездой, на мой взгляд, плохо. Значит, ты плохой артист, просто типаж. Звезда должна пропагандировать одежду, бытовую технику, ни в коем случае не менять внешность… Только свое лицо -- всегда одно и то же. Его ведь должны узнавать с первого кадра.

-- Разве это искусство?

-- В Голливуде нет искусства. Это киноиндустрия. А у нас всегда было искусство кино. Мы играли не за деньги, а на совесть. Все держалось на таланте. И талант оценивался соответственно. Меня с третьего фильма приравняли по ставке к Рубену Симонову, Алле Тарасовой -- выше не было.

-- А как же расхожая формула: «Истинный художник должен быть голодным»?

-- Бред! Хороший артист должен получать приличные деньги. За рубль он сниматься не пойдет. А все остальное -- от лукавого. Ведь и раньше был период, когда за счет кино отмывали воровские деньги. Говорили режиссеру: «Мы вам даем два миллиона, вы нам возвращаете полтора, а на оставшуюся сумму снимаете какую-нибудь дрянь».

-- Сейчас -- иначе?

-- Конечно. Раньше это было исключением, а нынче… Кино снимать не на что, а то, что воспроизводится на пленке, -- дешевка. Производство фильмов как таковое мы утратили, прокат -- тоже. Студии, которые раньше снимали фильмы, нынче выживают за счет.. сдачи в аренду аппаратуры.

Пышным цветом расцвели какие-то кинофестивальчики, работающие на материальную выгоду их организаторов. За миллионы долларов приглашают Николсона в Москву. Некоторые считают, что он -- гений. Но таких гениев и в России достаточно.

Успех фильма зависит от сценария, режиссуры. По плохому сценарию никогда даже самый гениальный актер ничего не сделает. Если режиссеру нечего сказать, на съемочной площадке ему делать нечего. Бывает, режиссер двадцати пяти лет от роду снимает трагедию с тремя разводами и шестью детьми от разных жен. Ну что он мне, прожившему жизнь, может сказать нового?..

Считаю, что и в Украине, и в России искусство кино уже практически отмирает.

Знаменитый отечественный кинорежиссер Евгений Габрилович как-то сказал: «Драматизм творческой судьбы Олега Стриженова состоит, на мой взгляд, именно в том, что, имея возможность работать над лучшими образами мировой и русской классики, он был скован кандалами советских представлений о том, каким должен (не есть, а именно должен) быть киногерой. Как ни парадоксально звучит, но мне кажется, что этому актеру просто не везло ни с фильмами, ни с режиссерами, хотя в их числе много достойных имен».

 


374

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів