«Если «Святая София» затонет, то экологической катастрофы не миновать»
По словам старшего помощника капитана украинского судна «Святая София» 30-летнего Александра Сорокопятова, вернувшегося в среду с Кипра домой в Авдеевку (Донецкой области), капитан и кок останутся на судне, пока не будет вынесено судебное решение о выплате экипажу зарплаты. Судно с грузом — это единственное известное экипажу имущество судовладельца, которое можно продать с аукциона для погашения долга по зарплате.
«Судовладелец задолжал экипажам около 280 тысяч долларов»
— Сегодня год и один день, как я отработал на этом судне и так не увидел своего заработка, — рассказывает старший помощник капитана Александр Сорокопятов, с которым удалось пообщаться, когда он приехал в Донецк. — Судовладелец задолжал экипажам, отработавшим на судне (это 26 человек) примерно за 2,5 года около 280 тысяч долларов. И это в море было не единственной проблемой: судно 1972 года постройки требовало ремонта и сейчас находится в аварийном состоянии. По документам «Святая София» еще в январе должна была стать на ремонт в Ильичевске, однако судовладелец направил судно в Херсон, а оттуда — в Порт-Саид (Египет). Последний груз мы должны были доставить в Индию.
Судовладелец все время кормил нас «завтраками»: когда в феврале мы вышли из Херсона, он пообещал, что выдаст зарплату в Стамбуле. Там он заявил, что уплатит по возвращении в Украину. Потом мы опять ушли в Стамбул, а затем — в Бейрут, где простояли 45 суток. И все без денег и без возможности сойти на берег. Позже мы пошли в Сирию, чтобы загрузить на борт удобрения. Когда подходили к городу Порт-Саид, нас не пустили местные власти — из-за задолженности оператора. Десять месяцев, с марта, мы простояли на рейдах и нигде не могли сойти на берег из-за того, что судно не пускали в порты. Зарплату не получили до сегодняшнего дня. Обратились за помощью к представителю ITF (Международный профсоюз моряков), но он не смог с нами встретиться, потому что власти Египта «выгнали» наше технически неисправное судно с рейда в нейтральные воды. Я считаю, что владелец судна — украинец, житель Одессы, который указан в документах, — должен понести ответственность за то, что фактически год продержал нас в рабстве!
Когда «Святая София» стояла в нейтральных водах (в зоне разделения Суэцкого канала), она несколько раз едва не попала в морское «ДТП».
— Как-то в нас чуть не въехал танкер, потом — рыболовецкое судно, после чего египетские рыбаки подарили нам сигнальный фонарь, чтобы в следующий раз в нас не врезаться, — вспоминает моряк. — Правда, это был не подарок, а скорее обмен: египтяне дали нам фонарь, а мы им — швартовый. А когда мы вывешивали на судне объявление о том, что нуждаемся в рыбе (в обмен на что угодно), то их корабли к нам даже не приближались.
«О том, чтобы включить кондиционеры в 60-градусную жару, и речи не шло»
По словам моряка, рыба не всегда ловилась, а есть что-то надо было. Ведь судовладелец в июне прекратил поставки продовольствия. И до первого транша помощи благотворительного фонда «Ассоль» (от партии «Сильная Украина»), который пришел в августе, те, кто оставался на судне, жили на старых запасах фасоли и муки. Как раз фасоли, которую Александр не очень-то любит, он «на всю жизнь наелся», ее на камбузе оказалось больше других продуктов. Запасы воды тоже иссякли, до их пополнения приходилось пару недель пить даже техническую воду со ржавчиной. А готовить было вообще не на чем.
— Разводили костер на палубе, — вспоминает собеседник. — Хорошо, что 22 июля, перед тем как окончательно вышел из строя один из главных двигателей, судно было заправлено топливом. Но у нас не осталось масла, чтобы запустить дизель-генератор. «Святая София» оказалась обесточенной. То есть о включении кондиционеров в 60-градусную жару и речи не шло. Я утешал себя тем, что моя жена по телефону сообщала: на родине тоже очень жарко.
Было еще одно утешение. Александр считает: даже хорошо, что египетские власти запросили слишком высокую цену за буксировку судна по Суэцкому каналу.
— Если бы мы прошли по каналу, то на своем еле движущемся судне попали бы в воды, где орудуют пираты, легкой добычей которых могла бы стать наша посудина, — говорит старпом. — Впрочем, и египтяне, видя, что мы брошены на произвол судьбы, уверены: «Святая София» достанется им. По морскому закону, когда весь экипаж покидает судно, оно становится трофеем того, кто первым ступит на борт. «Победитель» имеет право требовать от владельца выкуп за судно. Египтяне постоянно прямо и косвенно рекомендовали нам покинуть его. Например, предлагая продукты, говорили: «Отдайте нам кондиционер, он вам все равно уже не понадобится!»
Чтобы сберечь «Святую Софию» как «залоговое имущество», пятеро из 11-ти пришедших в порт Египта членов экипажа во главе с капитаном решили держаться на борту до последнего и перегнать аварийную посудину подальше от алчных египтян — на Кипр. Изможденным морякам чудом удался этот морской переход.
Египетские власти, у которых экипаж «Святой Софии» просил помощи, недооценивали опасность ситуации. На судне, где едва работали двигатели и не было возможности поддерживать постоянную работу дизель-генератора, были две трещины в корпусе и трещины в цистернах, в которых под высоким давлением хранились удобрения.
— Технического обеспечения для ремонтных работ у нас не было никакого, поэтому мы разбирали что-то одно, чтобы починить другое, — говорит Александр Сорокопятов. — Мы кое-как задраили трещины и пробоины, фактически вручную откачав воду, набравшуюся через течь в машинное отделение. Если бы судно затонуло при столкновении или шторме, то его уже истонченный металлический корпус разломился бы и цистерны с удобрениями лопнули. Тогда все море было бы отравлено этими химикатами.
Чтобы запустить дизель для перехода на Кипр, старший механик слил все масло из главных двигателей, и экипаж дошел до Кипра, где проблему обеспечения хоть тем же продовольствием решать уже полегче, чем в Египте. C Кипра Александр и вылетел в Киев, а оттуда уже отправился домой, в Донецкую область.
Капитану и коку, по мнению старпома Сорокопятова, скорее всего, придется жить на судне до решения суда, которое ожидается в январе-феврале.
— Им вряд ли найдут замену. Кто же захочет наниматься на судно компании с такой репутацией? — рассуждает Александр Сорокопятов.
— Мы планировали, что муж вернется домой спустя четыре месяца, — говорит Елена Сорокопятова, жена старпома. Она не ожидала, что супруг пробудет в море целый год.
По словам Елены, приехавшей встречать мужа вместе с их пятилетней дочуркой Дианой, еще до злополучного рейса они слышали, что в этой компании случались невыплаты заработка, но большого выбора работы в тот момент у Александра Сорокопятова не было. А уже в море Александр и его товарищи по несчастью узнали, что с экипажами «Святой Софии» судовладелец не рассчитывался около двух лет.
Читайте нас у Facebook