Наука та технології

«Повозившись с окаменевшей головой мамонта, я обнаружил, что у меня все пальцы… в крови! »

0:00 10 липня 2010
В Донецкой области кусок коры реликтового дерева, возраст которого 250 миллионов лет, неожиданно стал выделять вещество, напоминающее смолу, а найденные слепки древних животных окрашивают руки в красный цвет

Жители Донетчины и раньше обнаруживали на территории ландшафтного парка Клебан-Бык в Константиновском районе останки древних животных и растений. Но сейчас они наблюдают настоящие чудеса: окаменелости оставляют на руках следы, похожие на кровь, а умершее сотни миллионов лет назад дерево араукария неожиданно «заплакало»! Обладатели поразительных находок, подобранных на земле, где 300 миллионов лет тому плескалось Пермское море, надеются, что эти артефакты оценят ученые.

Ученые не смогли определить состав жидкости, которую выделяет окаменевшее дерево

- Вот этот кусочек окаменелой коры я взял под «личную охрану»: храню в специальном пластиковом контейнере и ношу с собой, — говорит Василий Солодовник, директор ныне законсервированной базы отдыха в окрестностях города Славяногорска.

Кусок коры древнего дерева Василию Васильевичу подарили. Араукарии росли в здешних степях около 250-300 миллионов лет назад. Они — ровесники динозавров, появились в эпоху образования залежей каменного угля. Эти хвойные вечнозеленые деревья с мощными стволами ( до двух с половиной метров в диаметре и до 60 метров высотой) произрастали на берегах рек, впадающих в Пермское море. Деревья жили до двух тысяч лет(!), лишь раз в 40 лет меняя свои острые хвойные «листики». Яростные ураганы валили этих гигантов в устья рек, и там под песком и илом в течение миллионов лет происходило замещение древесных волокон минералами. Так и превратилось дерево в камень. Мест на планете, где еще находят окаменевшие стволы древних араукарий, всего два: Южная Америка и Донетчина. Именно из ландшафтного парка Клебан-Бык и привезли в подарок Василию Солодовнику тяжеленный кусок окаменевшей коры.

«Камешек» оказался «счастливым» — со сквозной щелочкой (дети называют такие «куриный бог»). Из этого отверстия и начало выделяться какое-то липкое вещество.

- Оно не пахло древесной смолой, — вспоминает владелец окаменелости.  — Аромат какой-то специфический, ни с чем не сравнимый и очень приятный. Я был потрясен: как это возможно, чтобы древнее дерево вдруг ожило?!

Конечно, обладателю уникальной находки не терпелось показать свое чудо ученым. Василий Васильевич иголочкой собрал «слезы араукарии» в медицинскую стерильную пробирку и передал их на экспертизу в столичную военную прокуратуру. Оттуда пришел ответ.

- Эксперты не нашли аналогов жидкости, выделяющейся из окаменелого дерева, — вздыхает собеседник.  — То, что теперь, спустя 250 миллионов лет, такого вещества на земном шаре нет, вывод ожидаемый. Но как хочется, чтобы ученые все же определили, что это такое! Может, это и правда смола хвойного дерева пермского периода? Возможно, дерево до сих пор живое?

Василий Солодовник готов передать «каменные слезы» на экспертизу. А вот драгоценный кусочек древней коры, говорит, не отдаст никому — боится, чтобы исследователи его не повредили.

- Один уникальный предмет я уже испортил собственными руками, — сокрушается Василий Солодовник.  — Девять лет назад мне подарили 30-сантиметровый крест, выпиленный из векового дуба, а на нем — распятие Иисуса Христа, вырезанное из сосны. Вся композиция была покрыта лаком. Спустя некоторое время на плече Господа сквозь лак проступило бурое, как кровь, пятно. Смолой оно не пахло. Я испугался, вытер «рану» и еще раз покрыл ее лаком. Но потек виден до сих пор…

Житель села Александро-Калиново (в Константиновском районе Донецкой области) ветеринар по профессии Андрей Тараман тоже мечтает показать ученым свои находки: слепки древних животных, водившихся на этой территории в пермский период. Эти окаменелости хранились в помещении будущего музея ландшафтного парка Клебан-Бык. Не так давно сюда наведался геолог одного из столичных институтов Национальной академии наук и заявил, что, по его мнению, это — характерные для данной местности натечные образования глины и песчаника. Мол, каменеть может дерево, кости, зубы. Но чтобы «мягкая» органика окаменела, да еще при этом слепок сохранял упругость — такое науке неизвестно, о таком только в сказках сказывают…

Андрею экспонаты вернули как не представляющие археологической ценности. Однако собиратель древностей планирует показать свои находки ученым-палеонтологам и поделиться собственной гипотезой.

- Замечу, что в земных породах (угле, песчанике) отпечатков древних растений, животных и даже людей находили немало, — рассуждает Андрей Тараман.  — Отпечатывались даже листочки, чешуя, перья! За сотни миллионов лет слепок тела наполнялся минералами, которые характерны для данной местности. Мои слепки относительно хрупкие. Среди них есть фрагмент кости: кусочек трубочки, полой внутри.

«250 миллионов лет лежала эта голова никому не нужная, а сейчас вдруг на нее кто-то позарился!»

Гипотеза Андрея Тарамана созвучна предположениям ученых. Приблизительно 280 миллионов лет назад пермский период развития жизни на Земле окончился молниеносным исчезновением 90 процентов видов морских организмов и 70 процентов наземных. Одно из объяснений этого скоропостижного вымирания — падение крупного метеорита, вызвавшего существенное изменение климата.

- Глядя на этих застывших «ящериц», я понял: они мгновенно замерзли, потому и не успели усохнуть, — доказывает Андрей Тараман.  — Их, обледеневших, занесло илом и землей. Затем тела мумифицировались, а органические вещества на молекулярном уровне заместилась частицами минералов — так и получились слепки.

В пользу доводов Андрея Тарамана говорит тот факт, что большинство найденных им так называемых натеков имеют формы фрагментов тел живых существ. Больше всего в коллекции мелких ящериц с четкими очертаниями голов, хвостов, видны даже глазки и челюсти! Они будто замерли от ужаса, не успев спастись. А у слепка полутораметрового земноводного, напоминающего игуану, различимы даже ребра и хребет, увенчанный гребнем. И у всех слепков нижняя часть, где должно быть брюшко зверушки, вогнута внутрь. «В брюшке много жидкости, которая замерзла и «взорвалась», кишечный тракт не сохранился», — объясняет собеседник.

Гордостью коллекции Тарамана несомненно является голова мамонта. Андрей говорит, что долго ходил вокруг этой увесистой бурой глыбы и все не решался притащить ее для исследования домой. Но как только поделился своими догадками с односельчанами, голова из карьера пропала…

- Я расстроился: 250 миллионов лет пролежала эта голова никому не нужная, а сейчас вдруг кто-то на нее позарился! — вспоминает Андрей.  — Ходил по селу и объяснял людям: фактически похищен экспонат будущего музея, представляющий ценность для исследователей эпохи карбона и для потомков! Вернули.

«Возможно, в карьере остался и слепок тела мамонта»

- Здесь отчетливо видна лобная часть, это — челюсть, это — область глазницы, вот носовая часть со складками, характерными для хобота, — показывает Андрей находку.  — Возможно, в том карьере, где я обнаружил голову, остался и слепок тела. Там ученым еще копать и копать… Меня как ветеринара, знающего анатомию животных, больше всего поразили сохранившиеся на слепке затылочной кости следы вен, сонной артерии и спинно-мозгового канала. И, по моему мнению, в момент смерти сосуды этого слоника были наполнены кровью — животное умерло не от кровопотери.

Андрей вычитал, что кровь — одно из самых стойких красящих веществ. Недаром же в пещерах до сих пор находят рисунки первобытных людей, сделанные не охрой, а кровью. Они имеют очень характерный бурый цвет и органическую структуру.

- Повозившись с головой мамонта, я обнаружил, что у меня все руки в крови — я даже сначала подумал, что порезался! — вспоминает Андрей.

А может быть, следуя гипотезе сельского ветеринара, содержащие железо глины и рождались из крови животных, как каменный уголь — из остатков растений, а меловые породы — из панцирей морских моллюсков? Кстати, недавно Андрей нашел еще один карьер, который заинтересовал даже администрацию парка. Вот где экскурсантов можно сразить наповал: в карьере ярко прослеживаются отложения разных эпох развития земной коры — как в куске слоеного пирога!

Заведующая отделом природы Донецкого областного краеведческого музея Людмила Нестеренко заявила «ФАКТАМ», что абсолютно не удивится, если находки Андрея окажутся останками мамонта или древних пресмыкающихся: на территории области не раз находили фрагменты вымерших животных.

- Я хочу не славы, а правды, — заявляет Андрей Тараман.  — Если мои предположения подтвердятся, то коллекция станет основой для музея ландшафтного парка. Люди должны ее увидеть.