Вахтанг Кикабидзе: «Даже страшно представить последствия катастрофы, которая может разразиться в Украине в ближайшее время»
Среди известных личностей, поддерживавших Майдан с первых дней, и народный артист Грузии, певец и актер Вахтанг Кикабидзе. Бубу, как его ласково называют поклонники, любят во всех уголках бывшего Советского Союза. Веселая песенка «Чито-гврито, чито-маргалито…» из кинофильма «Мимино» в исполнении Кикабидзе вмиг стала народным хитом. К тому времени, когда на экраны вышла картина Георгия Данелия, Вахтанг Константинович уже расстался с популярным вокально-инструментальным ансамблем «Орера» и начал сольную карьеру.
Вахтанг Кикабидзе уже давно разменял восьмой десяток, но по-прежнему продолжает гастролировать. Не выступает, правда, в России. После военного вторжения этой страны в Грузию Кикабидзе очень критично высказался по поводу политики российских властей и публично отказался от российского ордена Дружбы. «Я ничего не забыл и не простил», — говорит Вахтанг Константинович, вспоминая о трагическом для своей страны времени. Сейчас Кикабидзе живет в Тбилиси. Часто ездит в Батуми, где отдыхает душой. Заканчивать концертную деятельность пока не собирается. Говорит, если остановится хоть на один день, то для него настанет конец. Последний месяц Кикабидзе составляет сольную программу и мечтает проехать с ней по Украине. Первым городом, где он выступит с концертом в память о «Небесной сотне», будет Киев.
«Если вы переживете насилие со стороны России, то возродитесь»
— В настоящее время я активно занимаюсь подготовкой своих концертов в Украине, — сказал Вахтанг Кикабидзе. — Ведь этот год для меня юбилейный. Выступление в вашей стране решил посвятить героям, погибшим на Майдане. Это будет концерт памяти «Небесной сотни», в Киеве хочу провести его в ближайшее время. Правда, сейчас ситуация складывается таким образом, что прогнозировать что-либо крайне опасно.
— Следите за событиями, происходящими в Украине?
— С первых дней, когда на Майдане был жестоко разогнан митинг студентов. Смотрел эти кадры и не мог сдержать слез. Зимой, перед Новым годом, я был в Киеве. Приходил на Майдан и видел ребят, которые сражались за свободу своей страны. Грузины всегда поддерживали украинцев, знаете, у нас в крови есть что-то общее. Наверное, поэтому нас никогда не понять россиянам, жаждущим загнать всех в свое стойло. Лица молодых людей и зрелых мужчин, которых я видел на Майдане, были одухотворенные, мыслящие, свободные. Это не зомбирование или пропаганда. И уж, конечно, никак не относилось к «бандеровщине», которой так сейчас боятся в России. Я бывал во Львове, Тернополе и нигде, поверьте, не встречал озлобленного, вражеского отношения к себе. Говорил на русском языке и мне отвечали на нем же. Какие проблемы?! Просто это очередная языковая карта, которую пытается разыграть Россия на вашей территории. Очень верю, что этот ее ход будет с треском провален.
— Тогда, на Майдане в Киеве, у вас не возникло чувства страха?
— Если бы я видел такое противостояние впервые, то, может, что-то подобное и закралось в мою душу. Но для меня на Майдане ничего неожиданного не произошло. Я все это уже переживал в моей родной Грузии. То, что было у нас и сейчас происходит с вами, очень похоже. Каждый день ловлю себя на мысли, что провожу параллели, чувствуя буквально на физическом уровне, как тяжело сейчас каждому украинцу. Но, поверьте, если вы выстоите, переживете это насилие со стороны России, то возродитесь. Это будет совершенно новая, свободная, некоррумпированная европейская Украина.
— Вы так и не простили Москву?
— Нет, это забыть невозможно. Я не был в Москве ни разу с лета 2008 года, когда Россия напала на Грузию. Принял решение отменить юбилейные концерты в Москве. Тогда же отказался от российского ордена Дружбы, который собирались вручать к моему 70-летию. Да, в то время на меня вылилось много грязи, в том числе и от людей, которых считал своими друзьями. Но поступить иначе не мог. Как бы я тогда смотрел в глаза своим внукам? Помню, как 8 августа 2008 года ехал к друзьям в Батуми. Тогда еще никто ни о чем не догадывался. Не доезжая Гори, в 50 километрах от Тбилиси, мне позвонила дочь и взволнованным голосом сказала: «Возвращайся, там бомбят…»
Честно говоря, у меня был просто шок. Не мог себе представить, что буду жить во время войны. Мой отец был советским офицером и погиб под Керчью в 1942 году. Тема Великой Отечественной была святой в нашей семье. Услышав от дочери о начале войны, я не стал разворачивать машину. Не знаю, почему. Наверное, не мог до конца поверить в происходящее. А потом… Я увидел 28 грузинских деревень, которые просто сравняли с землей. Хочу, чтобы это сейчас услышали и в Украине. Особенно те, кто призывает российские войска для защиты от «бандеровцев». Вы понимаете, что машину войны остановить невозможно?! Поэтому, когда у меня сейчас спрашивают, простил ли я России все жертвы той войны, что можно сказать? Произошедшее до сих пор у меня перед глазами. Говорят, время должно расставить все по своим местам. Видимо, оно еще не пришло…
*Вахтанг Кикабидзе: «Буквально на физическом уровне чувствую, как тяжело сейчас каждому украинцу» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
«Путин мечтает разорвать Украину на части»
— Многие даже сейчас не верят в реальность происходящего.
— Действительно, мы, воспитанные в Советском Союзе, не могли себе представить, что дружеские народы начнут воевать друг с другом. Я вырос в тбилисском дворике, где жили дети 17 национальностей. Мы все были довоенным поколением и безотцовщиной. Конечно, жили в бедности, в кино ходили только по большим праздникам. Помню, как придумывали себе развлечения: залезали на чердак, и я разыгрывал сценки с музыкой и стрельбой. Друзья зачарованно следили за мной, веря моим выдумкам. В общем, это было, как кино. Потом оно превратилось в реальную жизнь… Сейчас стреляют по-настоящему и, увы, не на экране.
Единственное, что надо понимать — речь идет не о всем русском народе, а о Путине и его ближайших соратниках. Уже давно стало понятно, что Путину верить нельзя. Его имперские замашки прогрессируют с огромной скоростью. Ведь план захвата Украины, я уверен, вызревал у него давно. Россия так и не смогла простить Украине признание ее независимости. Все это время Путин разрабатывал стратегию того, как повернуть историю вспять. И тут случился Майдан, который, безусловно, страшно напугал Путина. К тому же эти события произошли в страшно неудобное для путинской власти время, Россия как раз готовилась к проведению помпезных Олимпийских игр. Но планы по захвату Украины никто менять не захотел, они просто отсрочились. В тот момент, когда ваша страна была максимально уязвима, Россия забрала Крым.
— Но есть крымчане, считающие, что Крым всегда был российским.
— Чепуха. Тогда давайте начинать с того, что он был татарским. В сложившейся ситуации в Крыму больно думать о том, что произойдет с татарским народом. Неужели им написано судьбой перенести еще одну национальную трагедию? Я был в Крыму лет пять тому назад. Удивительное место, где не хочется думать о вражде, войне. Мне кажется, там сама природа располагает к уединению, осмыслению мира. То, что происходит сейчас в Крыму, это противоестественно, никаким другим словом, кроме аннексии, я назвать случившееся не могу. Крым был и есть украинской землей, как бы в этом не пытались переубедить кого-то россияне.
— Теперь уже понятно, что Крыма Путину мало.
— Конечно, он мечтает разорвать Украину на части и не успокоится, пока не сделает этого. Поэтому сейчас, как никогда, важно заботиться о своей границе, чтобы ни один, как их называют, «зеленый человечек» не ступил на украинскую землю. (Беседа проходила до нынешних событий в Донецкой области. — Авт.) И здесь не только армия обязана защитить народ, но и сами люди должны быть готовы отстаивать свою свободу и независимость. Я сам все эти месяцы живу в огромном напряжении и не могу не отслеживать новости с моей любимой Украины. Да и все грузины сейчас болеют за вас душой. Знаете, что вам надо? Взяться за руки и всем миром защищать свою родину.
— Многие ваши коллеги, особенно из России, приняли сторону властей и довольно агрессивно высказывают собственные позиции.
— Я уже ничему не удивляюсь. В сложившейся ситуации совершенно неважно, какой пост ты занимаешь. Будь ты Кобзон, Пугачева, Макаревич, главное — твои убеждения, чувство справедливости. Я полностью поддерживаю все то, что говорит о происходящем Андрей Макаревич и, понятно, не разделяю совершенно мнения других своих коллег. Это все мы уже проходили в Грузии. Да, будет тяжело. Многие вас не поймут и назовут националистами, но в результате будете жить в свободной стране, а они останутся в тюрьме. Думаю, главное для вас сейчас — это формирование сильного правительства и проведение выборов. Я мало компетентен в политике, но это вещи очевидные.
— Как думаете, война с Россией таки начнется?
— Сложно ответить на этот вопрос, потому что на самом деле никто не знает, что творится в голове у Путина. То, что сейчас происходит в Украине, серьезная провокация со стороны России. И она рассчитана на то, чтобы в конце концов развязать боевые действия. Более того, вы находитесь в таком положении, когда грань между миром и войной очень тонкая. Достаточно одного неверного шага, чтобы разразилась катастрофа. И никто не может наверняка знать, что этот шаг не сделает сама Россия, обвинив потом украинскую сторону. Я, уж поверьте, знаю, о чем говорю. Подобное пережито нами в Грузии. Мы это проходили. Сейчас даже смешно звучит: Грузия напала на Россию. А ведь тогда, в 2008 году, это стало формальной причиной для введения российских войск на нашу территорию. Поэтому я ничему не удивляюсь.
— Значит, от нас, украинцев, ничего не зависит?!
— Ну почему же, судьба страны как раз сейчас в руках народа. Но вы должны консолидироваться и понять, что враг один. По-моему, каждому дураку понятно, что Россия любыми способами пытается расшатать и без того подавленный украинский народ. Масса ведь так устроена: один что-то крикнет, а все начинают за ним повторять. Поэтому именно теперь важно донести до каждого жителя, особенно на востоке страны, что на самом деле их главный враг находится не внутри Украины, а стоит у ее границ. Даже страшно представить последствия катастрофы, которая может разразиться в ближайшее время, если народ Украины не объединится. Бейте в колокола, запрещайте российскую пропаганду, любите свой народ. Я обнимаю вас всех и верю в то, что Украина будет свободной и неделимой.
12687Читайте нас у Facebook