ПОИСК
Україна

Исполнительный директор «Киевэнерго» Юрий Магера: «Накопившиеся долги столичных потребителей повлияют на качество теплообеспечения в предстоящем отопительном сезоне»

9:00 28 травня 2014
Інф. «ФАКТІВ»
Население и организации Киева задолжали за тепловую и электрическую энергию рекордную за последние семь лет сумму — почти три миллиарда гривен. Сложившаяся ситуация затрудняет подготовку столичного энергетического комплекса к осенне-зимнему периоду

В столице традиционно для этого времени года начались работы по подготовке к следующему отопительному сезону. «Киев­энерго» проводит испытания и реконструкции теплосетей, обновляет электрооборудование и линии электропередачи. О том, как сейчас проходит подготовка энергетического хозяйства к зиме и какие трудности возникают в процессе выполнения этих работ, мы попросили рассказать исполнительного директора ПАО «Киев­энерго» Юрия Магеру.

«Без отключений горячей воды в межотопительный период технически невозможно подготовить теплосети к зиме»

— Юрий Михайлович, сейчас в некоторых районах Киева у горожан отсутствует горячая вода. Это происходит из-за работ на теплосетях?

— Да, в апреле мы начали кампанию по подготовке тепловых сетей к отопительному сезону. Традиционно для межотопительного периода наши специалисты проводят гидравлические испытания трубопроводов, плановые реконструкции наиболее изношенных участков, обновляют и обслуживают оборудование на котельных и теплопунктах. В связи с этим во всех районах Киева поочередно у части потребителей короткое время отсутствует горячая вода. Но без отключений технически невозможно подготовить сети к зиме, поэтому в быту нам всем приходится немного испытывать дискомфорт.

— Уточните, сколько времени нужно для того, чтобы провести все работы на определенном участке и возобновить горячее водоснабжение?

РЕКЛАМА

— Нельзя сказать однозначно. Во-первых, нужно провести профилактические работы — гидравлические испытания — и определить техническое состояние трубопровода. Затем, если часть сети необходимо заменить, мы проводим реконструкцию. В среднем эти работы длятся до двух недель. Но в наиболее сложных ситуациях бывает и дольше. Наши клиенты, думаю, знают, что в Киеве не менее 60 процентов теплосетей эксплуатируются свыше 25 лет. И весь объем работ за один или два межотопительных сезона технически нереально выполнить. За последние три года «Киевэнерго» поменяло более 200 километров изношенных труб на энергосберегающие, которые будут служить людям до 50 лет. Этот комплекс работ — рекордный для нашей компании, так как превышает десятилетние объемы проделанных в Киеве реконструкций на теплосетях. Только в прошлом году мы заменили более 100 километров труб. В этом году, к сожалению, планируется заменить только 70 километров. Мы вынуждены были на треть сократить объемы реконструкции в связи с огромными долгами потребителей. Но даже при условии восстановления баланса в расчетах нужно еще не менее пяти лет для качественного обновления столичного теплового комплекса. Впереди у «Киевэнерго» очень много работы, в том числе и на «бесхозных» сетях.

— Что вы имеете в виду?

РЕКЛАМА

— В Киеве существует огромная проблема «бесхозных» городских теплосетей, которые «Киевэнерго», очевидно, с принятием нового закона об исполнителе услуг по теплоснабжению возьмет в управление. Состояние этих трубопроводов далеко не самое лучшее, многие проложены еще в 60-х годах прошлого века и практически отслужили свой срок. Много лет в их обновление и модернизацию практически не вкладывались средства. Сейчас этим вопросом активно занимается Киевская горадминистрация. Происходит прием «бесхозных» сетей на баланс города, чтобы затем передать их в управление теплоснабжающей организации.

— Кто раньше занимался «бесхозными» сетями?

РЕКЛАМА

— Различные организации, в том числе и «Киевэнерго». Кстати, в прошлом году нам пришлось принять 25 километров вот таких «бесхозных» сетей в управление только лишь для того, чтобы реконструкции, которые мы проводили, дали полноценный результат.

— В каком плане?

— К примеру, мы проводим реконструкцию участка трубопровода, от которого до стенки дома проложена «бесхозная» сеть. Мы понимаем, что если заменить только свой участок, то проведенная работа не даст положительных результатов, поскольку повреждения все равно произойдут на «бесхозных» сетях. В итоге жители дома не получат надежного теплоснабжения. Поэтому в «Киевэнерго» и было решено принимать такие участки в управление и проводить их реконструкцию.

— И сколько таких сетей будет принято на обслуживание в «Киев­энерго»?

— По нашим данным, это порядка 300 километров. Уже сейчас мы планируем их реконструкцию, которая будет происходить весной-летом в течение следующих нескольких лет. Но, подчеркну еще раз, при условии соблюдения потребителями платежной дисциплины. Если долги клиентов «Киевэнерго» за потребленную энергию будут расти, надежного энергоснабжения города, к сожалению, гарантировать нельзя.

«Проблема больших долгов за тепловую энергию напрямую влияет на качество теплоснабжения в квартирах киевлян»

— Сколько денег вам сейчас должны и кто задолжал более всего?

— Сейчас общий долг столичных потребителей перед «Киевэнерго» за тепловую и электрическую энергию достиг рекордных за последние семь лет показателей и составляет три миллиарда гривен. Более двух миллиардов — долг за тепловую энергию, около миллиарда — за электрическую. Как видите, наиболее критическая ситуация — в тепловом блоке. Самыми крупными неплательщиками за тепло являются коммунальные жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), другие балансодержатели домов. Их долг перед «Киевэнерго» — 1,2 миллиарда гривен. Причем, по нашим сведениям, население в большинстве случаев исправно платит за услуги.

— В чем же тогда дело?

— Все очень просто. Жильцы платят, но деньги до нас доходят далеко не в полном объеме, а в историях отдельных жилищных организаций не доходят вообще.

Приведу в пример ОСМД, которое обслуживает жилой дом в Святошинском районе. Эта организация с бывшим руководителем задолжала за теплоснабжение более 200 тысяч гривен. Жильцы дома исправно оплачивали услуги, но расчеты с «Киевэнерго» не контролировали. В результате безответственный руководитель был отстранен от занимаемой должности, но денег не оставил. Последствия этих незаконных действий уже не один год совместно разбирают все — и «Киевэнерго», и новый руководитель ОСМД, и сами жильцы дома. Но вопрос задолженности частных ЖЭО не настолько критичен, как с другими клиентами.

— Кого вы имеете в виду?

— В целом ситуация выглядит следующим образом. Из двух миллиардов гривен долга за тепло более 900 миллионов должны коммунальные ЖЭО, более 700 миллионов — организации, которые финансируются из бюджета города Киева, около 100 миллионов гривен — учреждения госбюджета. Долг ведомственных предприятий составляет 198 миллионов гривен, частных ЖЭО — 104 миллиона гривен. Как видим из общей картины, только коммунальные ЖЭО и организации местного бюджета должны «Киевэнерго» более 1,6 миллиарда гривен.

— Но ведь эти организации находятся под контролем Киевской городской государственной администрации. Неужели нельзя решить этот вопрос с ее руководителями?

— Мы постоянно и настоятельно обращаемся к киевской власти с просьбой о возобновлении расчетов с «Киевэнерго» коммунальных ЖЭО и организаций горбюджета. Но пока вопрос, к сожалению, не решается. И это очень плохо, так как из-за невыполнения работ по подготовке теплосетей к зиме, мы не можем гарантировать стабильного теплоснабжения людям в отопительный период. Кроме того, если в ближайшее время не решить проблему текущих платежей и возвращения долгов, то «Киевэнерго» не сможет выполнить даже того минимального объема работ на теплосетях, который запланировало ны­неш­ним летом. А это может привести к росту повреждений, которые не только оставят какую-то часть киевлян без тепла, но и будут нести угрозу их безопасности и здоровью. Допустить такого мы не можем, поэтому пока влияем на должников самостоятельно, отключая их от горячего водоснабжения.

При этом «Киевэнерго» очень рассчитывает, что в самое ближайшее время совместными усилиями руководства нашей компании, государственной и местной власти, а также коммерческих организаций мы найдем конструктивные решения, которые будут оптимальны для всех сторон и обеспечат зимой надежное теплоснабжение всем киевлянам.

«Имея прямые договоры на теплоснабжение, киевляне наконец-то будут знать, с кого спросить за качество коммунальных услуг»

— Юрий Михайлович, вы упомянули о новом законе, который определяет конкретного исполнителя услуг по теплоснабжению. Расскажите подробнее об этом.

— Недавно в Украине принят закон, который с 1 июля 2014 года определит в Киеве единого поставщика отопления и горячей воды для населения, бюджетных организаций и других потребителей. Согласно принятому парламентом закону Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг (НКРКУ) определит поставщика, которому также будет передан в управление и обслуживание весь комплекс сетей и оборудования. Скорее всего, таким поставщиком станет «Киевэнерго» как крупнейшая энергоснабжающая компания в столице.

— Насколько я понимаю, если поставщиком станет «Киевэнерго», то платить за тепло и горячую воду киевляне будут не ЖЭО, как сейчас, а вашей компании?

— Появление единого исполнителя услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению означает, что потребители перейдут на прямые взаимоотношения с теплоснабжающей организацией. На мой взгляд, переход к таким взаимоотношениями в скором будущем принесет пользу как потребителям, так и коммунальному хозяйству столицы. Смотрите, как строится работа сейчас. «Киевэнерго», по сути, выполняет свои обязательства «до стенки дома», все что дальше — зона ответственности жилищно-эксплуатационной организации, которая обслуживает дом. Соответственно, в случае возникновения проблем с теплоснабжением жильцы часто не понимают, к кому обращаться. Если у вас нет горячей воды, вы начинаете обращаться в колл-центр города, контакт-центр «Киев­энерго», диспетчерскую ЖЭО. Тем временем, пока коммунальные структуры разбираются, у какой организации на балансе находится поврежденный участок теплотрассы и кто будет его ремонтировать, горожане ждут, когда им включат горячую воду. Имея прямые договора на теплоснабжение, киевляне наконец-то будут знать, с кого спросить за качество коммунальных услуг.

— Как будет проходить процесс заключения договоров с населением?

— В Киеве порядка миллиона потребителей. Это значит, необходимо будет заключить миллион прямых договоров. Понятно, что сделать это до 1 июля текущего года физически нереально. Поэтому будет определен некий переходный этап. Возможно, такими договорами на этот период станут действующие договоры с жилищными организациями. Пока этот вопрос отрабатывается. Но по опыту внедрения прямых договоров на электроэнергию могу предположить, что весь процесс займет около года. К слову, в порядке эксперимента мы уже работаем с тремя тысячами потребителей в Киеве на основе прямых договоров и каких-либо претензий от них пока не получали.

— В коммунальных ЖЭО часто говорят, что у них нет возможности провести ремонт, нет денег на запчасти, нет мастеров. С принятием нового закона ситуация изменится?

— С технической точки зрения, «Киевэнерго» также не устраивает неопределенность с зонами ответственности по обслуживанию внутридомовых сетей. Представьте, мы входим в отопительный сезон, но можем проконтролировать ситуацию только до придомовой территории. Мы готовы подавать тепло, но неожиданно возникает проблема по заполнению системы дома, по давлению, по другим техническим параметрам. Люди высказывают нам претензии, а мы не можем подать теплоноситель по вине местной эксплуатационной организации, которая своевременно не обеспечила подготовку внутридомовых сетей к отопительному сезону. Когда зона ответственности в одних руках, такого уже не произойдет. Мы сможем более оперативно реагировать на неполадки, выявлять истинные причины и, соответственно, быстрее ликвидировать их. По сути дела, закон позволяет установить единую зону ответственности. Киевляне наконец-то будут понимать, с кого спрашивать за качество теплоснабжения. Они будут знать, что за эксплуатацию и техническое состояние сетей отвечает «Киев­энерго». Наши специалисты, в свою очередь, при обращении клиентов смогут четко и аргументированно назвать причины, сроки устранения неполадок и, понимая полный комплекс системы теплоснабжения конкретного дома, быстрее восстановить его.

Кроме того, с переходом на прямые договора со временем будет достигнут и баланс в финансовых взаимоотношениях с потребителями. Сейчас «Киевэнерго» не может отключить, к примеру ЖЭО, которое имеет долги за тепловую энергию. Ведь пострадают все жильцы дома. По сути, выходит, что добросовестные клиенты субсидируют должника. Но это в корне неправильно и не выгодно никому. Новый закон и переход на прямые договоры с потребителем как раз и предусматривают, что взаимоотношения между клиентом и поставщиком услуг станут более прозрачными и справедливыми.

3953

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів