ПОИСК
Гроші

Работающие пенсионеры по-прежнему будут получать только 85 процентов назначенной им пенсии

7:15 17 грудня 2015
Інф. «ФАКТІВ»
В парламент подан проект бюджета на 2016 год, рассчитанный с учетом еще не принятых изменений налогового законодательства. От главной сметы страны зависит финансирование, которое Украина получает от МВФ

Итак, старт бюджетной эпопее дан: правительство подало в парламент проект главной сметы страны на 2016 год и даже пообещало, что он рассчитан на новой налоговой базе, то есть с учетом еще не принятой налоговой реформы. Парламент и общественность начали изучать предложенное. Более того, 17 декабря Верховная Рада намерена устроить внеплановое заседание, чтобы таки рассмотреть бюджет до Нового года.

Начнем с основных показателей. Кабинет министров предлагает Верховной Раде принять проект госбюджета на 2016 год с дефицитом 3,7 процента ВВП. Доходы бюджета определены на уровне 601 миллиарда 400 миллионов гривен (прежнее предложение — 598 миллиардов 210 миллионов 426 тысяч 200 гривен). Для сравнения: доходы бюджета на 2015 год (после сентябрьского повышения социальных стандартов и соответствующих изменений в законе о госбюджете) составляют 516 миллиардов 980 миллионов 130 тысяч 300 гривен.

При этом авторы законопроекта отмечают, что доходная часть проекта бюджета разработана с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства.

Например, что касается налогов на доходы физлиц, то, во-первых, предполагается продлить военный сбор. Во-вторых, при налогообложении доходов физических лиц вместо двух нынешних ставок — 15 и 20 процентов — будет применяться единая ставка 18 процентов. В-третьих, налоговая социальная льгота (так официально называется необлагаемая часть дохода) в размере 50 процентов минимальной заработной платы (689 гривен) будет использоваться для доходов меньше трех минимальных зарплат (до 4 тысяч 134 гривен). В настоящее время такая налоговая льгота применяется к доходам до 1,4 прожиточного минимума (менее 1710 гривен). В-четвертых, будет уменьшена ставка налогообложения пассивных доходов (например, процентов по депозитам) с 20 до 18 процентов. В то же время ставку налога на еще один пассивный доход — дивиденды, наоборот, увеличат с нынешних 5 до 18 процентов. В-пятых, освобождаются от налога на доходы физлиц и военного сбора пенсии, назначенные участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие статьи 10 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

РЕКЛАМА

Также правительство обещает улучшение администрирования налога. В частности, будет внедрена система электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

Увеличить доходы бюджета правительство намерено за счет индексации рентной платы за специальное использование лесных ресурсов, воды, пользование радиочастотным ресурсом, а также за счет ставок по экологическому налогу (что даст казне дополнительно 1 миллиард 400 миллионов гривен), увеличения акцизов на табачные изделия и алкогольные напитки (еще плюс свыше 18 миллиардов гривен), введения рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря (поступления в объеме 1,5 миллиарда гривен). Также предусмотрено, что налогообложение игорного бизнеса гарантирует казне еще 5 миллиардов гривен поступлений.

РЕКЛАМА

На общую сумму прогнозируемых доходов по основным налогам существенное влияние оказывают макроэкономические показатели фонда оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих, дохода прибыльных предприятий, конечных потребительских расходов домашних хозяйств, экспорта и импорта товаров и услуг, обменного курса гривни к доллару США, а также объемы производства подакцизных товаров, добыча полезных ископаемых и другие показатели.

Расходы госбюджета могут составить 674 миллиарда гривен (ранее предложенная сумма — 673 миллиарда 967 миллионов 884 тысячи 600 гривен). В 2015 году расходы бюджета составляют 581 миллиард 760 миллионов 845 тысяч 200 гривен.

РЕКЛАМА

Как уже сообщали «ФАКТЫ», в 2016-м правительство планирует дважды поднять прожиточный минимум — в мае и декабре. В частности, социальные стандарты увеличатся так:

  • в среднем по стране: сейчас — 1330 гривен, с 1 мая — 1399 гривен, с 1 декабря — 1496 гривен;
  • для детей до 6 лет: сейчас — 1167 гривен, с 1 мая — 1228 гривен, с 1 декабря — 1313 гривен;
  • для детей от 6 до 18 лет: сейчас — 1455 гривен, с 1 мая — 1531 гривня, с 1 декабря — 1637 гривен;
  • для трудоспособных: сейчас — 1378 гривен, с 1 мая — 1450 гривен, с 1 декабря — 1550 гривен;
  • для нетрудоспособных: сейчас — 1074 гривни, с 1 мая — 1130 гривен, с 1 декабря — 1208 гривен.

Соответствующим образом вырастет и большинство социальных гарантий. Например, минимальная зарплата, которая равна прожиточному минимуму для трудоспособных лиц, увеличится в мае до 1450 гривен, а в декабре — до 1550 гривен. Поднимется и минимальная пенсия: в мае — до 1130 гривен, в декабре — до 1208 гривен.

Кстати, что касается пенсионеров, то на 2016 год продлены ограничения по выплате пенсий работающим людям: они будут получать только 85 процентов назначенной пенсии. Также в 2016-м по-прежнему не станут платить пенсии работающим госслужащим и приравненным к ним лицам, народным депутатам, прокурорам, судьям (это позволит сэкономить около 400 миллионов гривен). Кроме того, будет установлен максимальный размер пенсии — 10 тысяч 740 гривен (что даст еще 6 миллионов 300 тысяч гривен экономии).

В то же время для финансирования программы субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в проекте бюджета предусмотрено около 43 миллиардов гривен (в нынешнем году расходы составляли примерно 25 миллиардов гривен).

Кстати, в связи с запланированным в 2016 году снижением единого социального взноса — с нынешних средних 41 процента до 20 процентов — существенно увеличились субвенции из госбюджета Пенсионному фонду и другим социальным фондам (на 111 миллиардов 200 миллионов гривен). К примеру, если в 2015-м из бюджета в Пенсионный фонд направлялось 80 миллиардов гривен, то в 2016-м предлагается перечислить уже более 172 миллиардов.

В то же время снижаются расходы на образование (с 66 миллиардов до 59 миллиардов гривен), здравоохранение (с 55,5 миллиарда до 54 миллиардов гривен), сельское хозяйство (с 1 миллиарда 658,5 миллиона до 1 миллиарда 313,5 миллиона гривен), а также на финансирование Верховной Рады и Кабинета министров.

Существенно урезаны расходы Министерства инфраструктуры (с 4 миллиардов 303 миллионов гривен до 569,5 миллиона гривен) и на финансирование Государственного агентства автомобильных дорог (с 23 миллиардов до 15,5 миллиарда гривен).

Зато увеличиваются расходы на финансирование социальной сферы (как мы уже сказали, чтобы компенсировать снижение ставки ЕСВ), на информационную работу, на борьбу с коррупцией, а также на разведку и безопасность (см. таблицу).

Отметим, что ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк анонсировал в 2016 году рекордный общий объем расходов на оборону.

— У нас беспрецедентная сумма финансирования национальной безопасности и обороны — 5 процентов ВВП, — сообщил премьер-министр. — Повышены зарплаты, социальные стандарты, куплена новая техника. И в следующем году общий объем финансирования, в соответствии с проектом госбюджета, за счет специального фонда и госгарантий составит 113 миллиардов гривен.

В то же время президент Петр Порошенко отметил, что в проект госбюджета забыли заложить средства на специализированную антикоррупционную прокуратуру. Он сказал, что считает это «досадным недоразумением и технической ошибкой», которая будет немедленно исправлена.

Еще одно важное новшество: национальные академии наук были переданы в ведение профильных министерств. Национальная академия педагогических наук — Министерству образования и науки, Национальная академия медицинских наук — в систему Министерства здравоохранения, Национальная академия искусств — Министерству культуры, Национальная академия правовых наук — в систему Министерства юстиции, а Национальная академия аграрных наук — Министерству аграрной политики. Планируется провести государственную аттестацию учреждений, определить их эффективность, и до 1 августа будут оптимизированы сетка учреждений, количество их работников, проведены реорганизация, объединение и ликвидация неэффективных учреждений. Таким образом, Национальная академия наук становится единственным главным распорядителем бюджетных средств на науку, остальные академии лишаются этого статуса.

А вот ПТУ и вузы I и II уровня аккредитации передаются в ведение местных властей, они же будут финансировать эти учебные заведения.

Отметим, что бюджет составлялся с учетом запланированной на 2016 год 12-процентной инфляции. Среднегодовой курс национальной валюты ожидается на уровне 24 гривен за доллар. Цена на импортный газ в проект бюджета заложена в размере 225 долларов за тысячу кубометров.

Скорейшее принятие бюджета важно еще и потому, что от этого напрямую зависит финансирование, которое наша страна получает от Международного валютного фонда. В частности, представители фонда четко дали понять, что сначала им покажут принятый Верховной Радой государственный бюджет на 2016 год, после этого они изучат, насколько он сбалансирован и эффективен, и только потом начнут обсуждать продолжение финансирования Украины. Напомним, что речь идет об очередном транше в размере 1 миллиарда 700 миллионов долларов.

— На четверг я созываю внеочередное заседание Верховной Рады, — сказал спикер парламента Владимир Гройсман.  — До конца года осталось мало времени, поэтому мы должны немедленно приступить к рассмотрению бюджета и изменений в Налоговый кодекс. От тех решений, которые, я надеюсь, будут найдены, зависит финансовая стабильность в стране.

Сравнение расходов на 2015 и 2016 годы

Сфера

2015 год 2016 год (проект)

Генеральная прокуратура

2 миллиарда 917 миллионов 248 тысяч 900 гривен

3 миллиарда 143 миллиона 274 тысячи гривен

МВД (в том числе Национальная гвардия, Национальная полиция, миграционная служба и Госслужба по чрезвычайным ситуациям)

31 миллиард 296 миллионов 428 тысяч 700 гривен 35 миллиардов 560 миллионов 755 тысяч 900 гривен

Министерство культуры

2 миллиарда 208 миллионов 903 тысячи 700 гривен

2 миллиарда 344 миллиона 486 тысяч 200 гривен

Министерство образования

66 миллиардов 268 миллионов 89 тысяч 200 гривен

59 миллиардов 469 миллионов 350 тысяч 400 гривен

Министерство здравоохранения

55 миллиардов 581 миллион 908 тысяч 100 гривен

54 миллиарда 339 миллионов 136 тысяч 800 гривен

Министерство социальной политики

91 миллиард 781 миллион 669 тысяч 100 гривен

181 миллиард 198 миллионов 395 тысяч 600 гривен

Министерство аграрной политики и продовольствия

1 миллиард 658 миллионов 474 тысячи 400 гривен

1 миллиард 313 миллионов 140 тысяч 100 гривен

Министерство инфраструктуры

4 миллиарда 303 миллиона 90 тысяч 800 гривен

569 миллионов 553 тысячи 100 гривен

Государственное агентство автомобильных дорог

23 миллиарда 113 миллионов 192 тысячи гривен

15 миллиардов 512 миллионов 30 тысяч гривен

Министерство информационной политики

6 миллионов 795 тысяч 700 гривен

111 миллионов 448 тысяч 100 гривен

Министерство обороны

45 миллиардов 7 миллионов 772 тысячи 400 гривен

42 миллиарда 380 миллионов гривен

Главное управление разведки Министерства обороны

895 миллионов 493 тысячи 100 гривен

1 миллиард гривен

СНБО

60 миллионов 322 тысячи 700 гривен

70 миллионов гривен

СБУ

4 миллиарда 436 миллионов 525 тысяч 200 гривен

5 миллиардов 200 миллионов гривен

Национальная академия наук

2 миллиарда 338 миллионов 991 тысяча 700 гривен

2 миллиарда 24 миллиона 559 тысяч 500 гривен

Национальное антикоррупционное бюро

247 миллионов 882 тысячи гривен

482 миллиона 613 тысяч 900 гривен

Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции

109 миллионов 313 тысяч 600 гривен

484 миллиона 947 тысяч 400 гривен

Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений

25 миллионов гривен

Фото в заголовке с сайта newsradio.com.uа

52901

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів