Полугодовая аудитория газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 1 миллион 716 тысяч человек (данные MMI Украина)
Троица

Из глубины веков

На Троицу хозяйки готовили зеленый борщ, холодец из петуха, вареники с клубникой и пироги с соленым творогом

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ, «ФАКТЫ»

02.06.2017

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

В воскресенье, 4 июня, православный мир встречает один из самый больших духовных праздников — Троицу. Торжество всегда приходится на 50-й день после Пасхи. А завтра, в Родительскую субботу, верующие традиционно пойдут в церковь на поминальную службу.

Надо отметить, что в старинных украинских обычаях и обрядах празднования Троицы переплелись христианские убеждения и языческие верования наших предков. Так, после посещения храма люди ходили в лес и несли гостинцы русалкам, чтобы те не погубили посевов и не забрали у девчат женихов. А еще в течение Зеленой седмицы было принято угощать друг друга мясными и молочными блюдами. Ведь через неделю после Троицы (с 12 июня) начнется Петров пост. В нынешнем году он продлится ровно месяц: закончится 12 июля — в день памяти апостолов Петра и Павла.

В Родительскую субботу поминали усопших и ходили в лес за троицкой зеленью

Поминальная суббота накануне Троицы издревле называется Духова, Батькiвська или Дiдова. Наши предки верили, что в этот день в мир живых в гости приходят души умерших родственников и остаются в родном доме всю праздничную неделю. Чтобы не тревожить усопших, люди старались на это время оставить хлопоты по хозяйству. Например, на Гуцульщине женщины не пряли и не шили. Но зато тщательно перемывали ведра, щоб все зле, що за рiк налипло, вiдiйшло.

На западе Украины в Родительскую субботу в церквах после особой панихиды освящали сдобные калачи, молоко, творог и яйца. Эту снедь раздавали беднякам и просили их молиться за ушедших родичей. А на Подолье поминки переносили на воскресенье. После службы люди отправлялись на кладбище. Причем на поминальный обед готовили такие же блюда, как на Пасху.

В субботу перед Троицей ходили в лес за зеленью. Не украсить дом и подворье ветками и травами считалось большим грехом. Заготовкой занимались и взрослые, и дети. По церковным канонам зеленый цвет — символ живительной силы Святого Духа. Поэтому к Троице листьями украшали не только дома, но и храмы. Кроме того, с давних времен наши предки считали многие травы оберегами от злых духов. Чтобы помешать нечисти творить злые дела, в лесу и на лугу собирали чабрец, полынь, любисток и, конечно, аир (татарське зiлля). Для озеленения дома запасались также ветками березы, клена, липы, ясеня, ольхи или тополя. Ни ветвей, ни трав, ни цветов не рвали без особых приговорок. Все растения были для людей живыми, «бо i в них Господня душа є», поэтому относились к ним с почтением. Например, прежде чем отломать ветку липы, к дереву обращались с такими словами: «Моя помiчнице, моя пораднице, коло хати стоїш, все бачиш, не йдуть тебе з сокирою рубати, а йдуть помочi просити, там вiдiтнуть, де ти покажеш».

Срезанные ветки прикрепляли на ворота, двери, ставни, загоны для скота и заборы. Полы в доме выстилали травами.

Вот как описывал праздничное украшение дома в украинском селе выдающийся этнограф Александр Терещенко: «Куди не подивишся — все і скрізь зеленіє. Біля порогу хати поставлені зелені дерева; під вікнами — зелень, тини також уквітчані зеленим гіллям. Увійдеш у білу чисту хату — і там запашна зелень. На покутті стоїть кленове дерево, що відтіняє собою стіл, накритий білою скатертиною. На столі хліб-сіль, за образами — бузок і гвоздика… Долівка встелена травою… В полив’яних горнятках і глечиках, що стоять на вікнах і на столі, красуються півонії, лілеї, фіалки, пижмо і боже дерево. Перед іконами жевріє лампадка… Все це навіває на серце почуття радості і благоговіння».

А еще в старину считалось, что некоторые деревья могут предсказать семье, как сложится ее судьба в ближайшем будущем. Например, если на ветках осины листья к утру останутся свежими, значит, все домочадцы будут живы-здоровы, а если листочки пожухнут или вовсе почернеют — жди бед и болезней.

Дом и подворье оставались озелененными целую неделю — до начала Петрова поста. Предки верили, что в этих ветвях прячутся души умерших родственников. Троїцьке зiлля не выбрасывали и после праздников. Травы сушили и использовали для приготовления целебных чаев, для мытья головы и купания детей. Еще зелень зашивали в подушечку и клали в гроб под голову покойнику, щоб йому на тiм свiтi пахло. Сухоцветы можно было положить в амбар (отпугивать грызунов) и в гнездо наседке (цыплят больше будет). А ветки после праздников сжигали.

Кстати, в этом году именно на Родительскую субботу пришелся праздник святых равноапостольных Константина и Елены. Считалось, что после этого дня уже не будет ночных заморозков. Ясное небо предвещало теплую и сухую осень, а пасмурная погода — холодную и дождливую.

Почему-то именно этот день наши предки считали особенно благоприятным для сева льна, называя его «льоносівка». Причем прежде, чем приступить к работе, следовало… раздеться догола. Тогда, мол, растение посочувствует: «Яка ж ця людина бідна, в неї навіть одягу немає — треба вродити». На Константина и Елены также сеяли просо, садили огурцы и другие овощи. Делали это натощак, щоб гусінь не поїла городини.

К старым березам, ветви которых спускались аж до земли, даже подойти боялись

В воскресенье утром со звоном колоколов нарядно одетые люди отправлялись в храм на праздничную службу. Девчата, собираясь в церковь на Троицу, доставали из сундуков свои лучшие наряды и украшения: вышитые бисером сорочки, коралловые бусы. На голову надевали богатый венок из цветов и ароматных трав с разноцветными лентами. Каждая девушка несла букетик из полыни, мяты, барвинка и тройную свечу — трiйцю.

«Біліють сорочки, радують око барвисті запаски, іскряться дукати на запалених сонцем дівочих шиях, блищать кольорові намиста, розвиваються по вітру різнобарвні стрічки, вплетені в коси дівчат, — с восторгом описывал шедшую в храм на Троицу молодежь Александр Терещенко. — Парубки в чорних і сірих суконних свитах, підтягнуті червоними, зеленими чи білими поясами, в чорних і сивих смушевих шапках… ідуть чинно, весело ступаючи. Всі вони порівнявшись з поважними людьми, скидають перед ними шапки, а ті їх вітають: «День добрий, будьте здорові, зі святою неділею!»

Ну, а после службы люди спешили по домам на обед. К столу на Троицу хозяйки подавали зеленый борщ, холодец из петуха, пироги с соленым творогом, яйцами и зеленью, молочную кашу и яичницу, вареники с клубникой, сдобные калачи и троицкие коржики, политые медом. Кстати, выпечки обычно готовили много, чтобы хватило и семье, и на угощение, причем не только для кумовьев и родственников. В старину на Троицу калачи и коржики раздавали обездоленным людям.

Весело проводила Зелену недiлю молодежь. Так, парубки влезали на липу и срезали верхушку. Считалось, что, если сделать из нее сопилку и поиграть, волшебная мелодия не позволит нечистой силе устроить для юноши ловушку. А девушки в этот день отправлялись в лес завивати берiзку. Вообще, береза на Троицу играла такую же ритуальную роль, как елочка или вишневое деревце на Рождество. Березовыми ветками не только украшали дом. Повязав на деревце разноцветные ленты, вокруг него водили хороводы. Ведь, согласно поверью, береза имеет особую силу, которой может поделиться с человеком. Впрочем, к старым и кривым деревьям, ветви которых спускались аж до земли, даже подойти боялись. Ведь именно на таких, поджидая свою жертву, гойдаються русалки.

А на Полесье доныне сохранился обычай «водити куща». «Кущем» становится одна из девушек. Подруги плетут для нее из веток клена и липы два пышных венка: больший надевается на шею, меньший — на голову. Из зелени делают и пышную юбку, привязывая ветки поверх плахты. Ватага во главе с такой красавицей ходит по дворам, поздравляет хозяев с праздником, желая им счастья и достатка. По мнению этнографов, этот обряд отражает верования наших предков, считавших, что души умерших переселяются в деревья, а на Зеленые праздники приходят в гости к своим потомкам.

Детвора, которую юноши и девушки в свою компанию еще не приглашали, собиралась у реки, чтобы русалок пугать. Вылепив из воска крестики, кидали их в воду, приговаривая: «Де Христос, там сила небесна, а де сила небесна, там нечисті нема!» — и весело хлопали ладошками по воде.

Семейные люди на Троицу тоже не скучали. К примеру, в понедельник или во вторник после праздника пожилые родители, которые уже выдали замуж и женили всех своих детей, могли еще раз сыграть… собственную свадьбу. Созывать гостей нужды не было, ведь все соседи и родственники знали, где и когда должно было произойти событие. К «молодоженам» шли с… выпивкой и закуской. На головы жениха и невесты возлагали венки из жасмина (божого деревця), чтобы Дух Божий всегда пребывал с этой семьей.

Стараясь угодить мавкам, девчата носили для них в лес рушники, платки и сорочки

В течение недели после Троицы по земле ходят русалки, говорили наши предки. Главным днем длинноволосых красавиц считался четверг. В этот день запрещалось работать, ведь, если мавки увидят кого-нибудь в поле, обязательно уничтожат посевы. Чтобы спасти будущий урожай, на нивах для русалок оставляли хлеб. Кроме того, в течение Зеленой недели люди не купались в реках и озерах, чтобы русалки не утащили под воду.

Дети всю неделю не расставались с букетиками трав: «Якщо оберіг не взяти, то русалки нападуть і залоскочуть». Но больше всего боялись мавок девушки. Они носили для потусторонних красавиц в лес рушники, платки, сорочки, нитки, полотно, венки… Дабы русалка не защекотала до смерти, с собой брали любисток и полынь.

Поскольку трудиться в течение Зеленой недели не полагалось, люди предавались веселью. Замужние женщины собирались в шинке, куда через какое-то время приходили и их мужья, чтобы вместе закусить, выпить, спеть и потанцевать. Ходить парами было опасно: русалки позавидуют и погубят одного из супругов.

Через неделю после Троицы начинается Петров пост, который строгим не считают. Не разрешается употребление только мясных, молочных продуктов и яиц. Верующим позволяется есть рыбу, овощи, каши, а также супы и борщи, приготовленные на растительном масле. Кстати, вся праздничная неделя (с 5 по 11 июня) сплошная, то есть ни в среду, ни в пятницу поста нет.

Мандрики с творогом

Для приготовления потребуется: 600 г муки, 3 яйца, 200 г сливочного масла, 1 ст. ложка сахара, ½ ч. ложки соли, 100 г сметаны. Для начинки: 800 г творога, 200 г сметаны, 2 ст. ложки сливочного масла, ½ ч. ложки соли, 2 ст. ложки сахара, 2 яйца.

Муку просеять, добавить яйца, масло, сахар, сметану, соль и замесить тесто.

Творог растереть, добавить сметану, яйца, подогретое масло, соль, сахар и перемешать.

Тесто раскатать тонким слоем, вырезать стаканом кружочки, положить сверху начинку, защипать края, смазать яйцом и выпекать в духовке.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

— Люся, а ты встречала в своей жизни такого мужчину, от одного прикосновения которого тебя бросало в дрожь? — Конечно! Буквально вчера я была на приеме у стоматолога…

Версии